Плывут протокой узкою утята чередой, люби природу русскую, храни свой дом родной

У: Таким же красивым языком рассказал в своей музыке Пётр Ильич Чайковский. Сейчас мы послушаем фрагмент симфонии, во время прослушивания попытайтесь представить что-нибудь, и потом поделитесь своими впечатлениями друг с другом. Представьте, как вы гуляете где-нибудь…

Слушаем симфонию – фрагмент 2 части, во время прослушивания показываю иллюстрации к музыке – картины русской природы.

У: (после прослушивания) – вопросы:

1)Понравилось ли вам произведение? (…)Звучание каких инструментов вы услышали? Какой инструмент вёл мелодию?

Гобой.

У: А потом?

 Струнные инструменты.

2)Что вы представили, когда слушали музыку? Где вы были? Что видели?

Учитель слушает ответы детей, дополняет

3)Какая Россия изображена в музыке Чайковского?

Д: Широкая, распевная, вольная, свободная…и т.д.

Варианты детей, обсуждаем, дополняю, делюсь своими впечатлениями, переживаниями.

У: Какая главная мелодия?

Д: Напевная, лирическая…

У: Как и многие песни, рисующие живописные картины русской природы, необъятной Русской земли, её просторов.

У: Ребята, а почему мелодия напевная?

Д: Её можно пропеть

Предлагаю детям попробовать пропеть мелодию, сначала пропеваю сама.

Повторное прослушивание.

У: Что мы с вами сегодня слушали? о чём нам рассказала музыка?

Уточнение, обобщение.

♫ Слушательская деятельность+сам.р:

У: Ребята, сейчас я покажу вам несколько слайдов.

Показываю Шишкин «Среди долины ровной» и «Зелёный шум», и т.д…

У: Как вы считаете, какой слайд больше подходит к прослушанной нами музыке? Почему? А если бы вы рисовали картину к этой музыке, какие бы краски вы выбрали? почему?

…Дети высказывают свою точку зрения, обосновывают, комментирую.

У: Спасибо за хорошие ответы, ребята. Надеюсь, вам понравилось наше музыкальное путешествие!

♫ Певческая деятельность:

Пение песни Г.Струве «Моя Россия» (знакомство с песней).

У: Хочу вас познакомить с песней о России, которую написал композитор Георгий Иванович Струве, называется она «Моя Россия»

Исполняю песню.

У: Вам понравилась песня, ребята? О чём в ней поётся?

Беседа о смысле песни, о содержании.

У: Хотите её выучить?

Разучивание 1го куплета, проговариваем слова, поём по строчке без аккомпанемента, соединяем, поём фразу, поём с аккомпанементом; делимся, какие-то строчки поют девочки, какие-то – мальчики, остальное – все вместе.

У: Ребята, а сейчас я хочу продемонстрировать вам эту песню в исполнении детского хора «Вдохновение».

Прослушивание.

У: Как вы думаете, с каким настроением ребята пели эту песню? С какими чувствами?

Д: Радостно, весело, с любовью к Родине.

♫Слушательская деятельность + музыкально-пластическая деятельность: Звучит русская народная песня «На горе-то калина».

У: Ребята, что звучит?

Д: Песня!

У: Как вы думаете, какая это песня?

Учитель слушает детей, дополняет - русская народная песня, т.к. в ней присутствует распев (распевание слогов), короткие куплеты, часто повторяющийся напевный мотив.

У: Какое настроение, какие эмоции в себе несёт русская народная песня? Эта песня? Что под неё хочется делать?

Предлагаю детям прохлопать ритм и пульс песни, потом делю детей.

У: Представьте, что ваши руки – это деревянные ложки.

Старинный русский инструмент.

У: Давайте попробуем прохлопать по очереди ритм и пульс этой песни.

Дети хлопают по очереди, по моему показу.

У: А теперь давайте попробуем прохлопать под музыку!

У: Молодцы, ребята, задорно вы играли на ложках, как настоящие музыканты. Я вами горжусь. Передали настроение русской народной песни, русскую душу, русский задор.

♫ Обобщение:

У: Ребята, чему было посвящено наше сегодняшнее занятие?

- Что мы слушали?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Понравилась ли вам музыка, которую вы сегодня услышали?

- Какая Россия предстала перед нами в музыке?

Ответы детей.

У: Молодцы, ребята. Мне очень понравилось, как вы работали на сегодняшнем занятии. Я поняла, что вы любите свою страну, и что для каждого из вас Родина своя, и что у каждого из вас эта любовь – прекрасная и трогательная по-своему. А знаете ли вы, как называют человека, который любит свою Родину?

Д: Патриот!

У: Правильно, значит, мы с вами – патриоты.

Дети отвечают.

У: Спасибо за урок, ребята, до свидания.

 

Комплексный анализ урока:

Дидактические требования:

Образовательные задачи:

• знакомить детей с характерными особенностями русской музыки.;
• совершенствовать навык хорового пения.
• расширять круг музыкально-художественных ассоциаций.
• формировать у детей ценностное отношение к Родине.

 

Все поставленные задачи в ходе урока были реализованы.

 

Это был не первый урок, дети знали большинство предложенного им материала, активно отвечали на все заданные и предложенные им задания. Дети с удовольствием слушали всю музыку, которую им предлагал учитель. Учителем хорошо подобран музыкальный материал.

Методы:

· словесный (беседа, рассказ, разъяснение, диалог);

· наглядные (слуховая и зрительная);

· метод эмоциональной драматургии.

 

Дети работали активно, оценивали друг друга. Дети работали коллективно, отвечая на все вопросы. Учитель заинтересовывал детей, задавал им такие вопросы, что все хотели высказать своё мнение.

На уроке использовалась тсо (музыкальный центр, компьютер, проектор, раздаточный материал и доска), ну в виду того, что учитель плохо обращается с техникой, у неё были помощники, которые всё включали и помогали в работе. Дети с удовольствием смотрели предложенные им слайды и музыку. Все наглядные материалы были тесно связаны с темой урока, поэтому на уроке была хорошая атмосфера. Благодаря картинкам и созданной такой атмосферой, дети с большим удовольствием отвечали, и погружались в предложенную им музыку. Урок был посвящён России, учитель делал и рассказывал всё эмоционально, и детям это очень нравилось. Учители с помощью речи, изображений музыки, прививал детям любовь к Родине. Наташа вся была в музыке, всё было видно на выражении лица, как она переживает, какие возникают эмоции, и детям это настроение тоже передавалось.

 

Структурный план урока:

· вход в класс. Приветствие;

· вводная беседа;

· слушательская деятельность +сам/р;

· певческая деятельность;

· слушательская деятельность+мпд;

· обобщение.

У учителя был конспект и план урока, которого она придерживалась. Это придавало уверенность и чёткость в проведении урока.

 

Анализ урока Мясниковой Наташи:

  С самого начала урока Наташа установила в классе дисциплину и выбрала хороший тон общения с детьми (доброжелательный). Но, на мой взгляд, Наташе не хватает уверенности, она ведёт себя немного скромно и говорит довольно тихо. Все задачи учитель ставил коротко и ясно, что придавало детям уверенность и активность на уроке. Она всегда следила за дисциплиной на уроке. Урок был драматургически выстроен. Мне понравилось, что весь музыкальный материал Наташа играла сама, на что дети реагировали аплодисментами. Это говорит о том, что детям очень нравится, когда звучит не запись, а именно живое исполнение. Так материал воспринимался детьми намного ярче, они его запоминали и отвечали на все вопросы. В общем, мне понравился урок, Наташа очень хорошо владеет интонацией, поэтому ее речь была очень эмоциональной, и детям это нравилось. Все вопросы были построены грамотно и чётко. Иногда Наташа задавала детям сразу несколько вопросов, и им сложно было сориентироваться, но потом исправлялась и уже формулировала задание более конкретно. Дети были активны и заинтересованы. Учитель быстро и точно реагировал на ответы детей. Учитель всегда повторял правильные ответы детей. Если ребёнок отвечал неправильно, она задавала наводящие вопросы и подводила его к правильному ответу. Учитель никогда не пропускал детей, которые хотели ответить. Одним из недостатков было то, что Наташа часто не следила за временем, поэтому не всегда получалось правильно его распределить на все виды деятельности. Часто Наташе не хватало АКТИВНОСТИ. Как мне кажется, главное чего Наташа добилась на уроке - это контакт с детьми, они взаимодействовали, поэтому была хорошая, дружественная атмосфера. У меня остались хорошие впечатления от всех уроков, проведенных Наташей, она хорошо взаимодействует с детьми, она их чувствует. Наташа к подготовке ко всем урокам подходит с большой ответственностью, поэтому мне кажется, что Наташа найдёт нужный темп урока, и будет укладываться во время и всё успевать. У Наташи всё есть, осталось только найти нужный темп урока и быть уверенней. Моё впечатление от урока положительное.

 

 

Конспект и анализ Мишкиной Анастасии:

Учитель: Мишкина Анастасия.

Методист: доцент Б.С. Рачина

Класс: 3

Дата: 16.12. 2010

Время:   11.40-11.20

Программа: Д. Кабалевский.

Тема: Театр королевы музыки.

Цель: продолжать знакомить детей с музыкальным театром.

Задачи:

· актуализировать понятие «опера»;

· совершенствовать навык музыкально-пластической деятельности;

· объяснить понятия мажора и минора;

· совершенствовать навык хорового пения;

· проиллюстрировать трёхчастную форму;

· развивать музыкальные ассоциации.

Тип урока: комбинированный.

Методы:

· словесные (беседа, диалог, разъяснение, пояснение);

· наглядные (слуховая и зрительная наглядность);

· практические (пение, музыкально-пластическая деятельность);

· метод эмоционально драматургии.

                                     

Основные понятия, изучаемые на уроке:

· Н.А. Римский – Корсаков;

· песня;

· танец;

· марш;

· солнышко – туча;

· мажор – минор;

· П.И. Чайковский;

· «Ноябрь», «На тройке»;

· трёхчастная форма;

· АВА.

 

 

Задания для учащихся:

· вспомнить три основных жанра в музыке (песня, танец, марш);

· выразительно исполнить песню П.И. Чайковского «Мой Лизочек»;

· слушать в процессе пения друг друга;

· промаршировать под музыку Н.А. Римского – Корсакова из оперы «Золотой петушок» - марш Додона;

· различать мажор и минор на примере произведений П.И. Чайковского «Ноябрь», «Октябрь», «Апрель», «Июнь»;

· сам.р по произведению П.И. Чайковского «Ноябрь»- «На тройке», определять трехчастную форму АВА.

 

музыкальный материал:

· увертюра к опере «Золотой петушок»;

· тема Звездочёта из оперы «Золотой петушок;

· тема Царя Додона из оперы «Золотой петушок»;

· марш Царя Гороха из оперы «Конёк Горбунок»;

· песня «Мой Лизочек» П.И. Чайковский;

· слушание П.И. Чайковский «Ноябрь».

 

Оборудование:

· доска;

· музыкальный центр;

· фортепиано;

· проектор;

· компьютер.

структурный план урока:

· Вход, организация (увертюра к опере «Золотой Петушок»)______2мин

· Слушание тема Звездочёта из оперы «Золотой Петушок», тема Царя Додона из оперу «Золотой Петушок»_______________________ 5 мин

· Музыкально-пластическая деятельность тема Царя Додона из оперы «Золотой Петушок», Марш Царя Гороха их оперы «Конёк Горбунок»

__________________________________________________________4 мин

· Распевание «Солнышко-туча»_____________________________ 5 мин

· Игра на определение мажора, минора _______________________5мин

· Пение «Мой Лизочек» П.И. Чайковский____________________ 10 мин

· Слушание Чайковский «Ноябрь»___________________________ 3 мин

· самостоятельная работа___________________________________ 5 мин

· обобщение ______________________________________________1 мин

Вход в класс, организация:_______________________ 11.40-11.42

Слушательская деятелньость:____________________ 11.42-11.47

Муз. Пластическая деятельность:_________________ 11.47-11.51

Распевание: ____________________________________ 11.51-11.56

Игровая деятельность: __________________________ 11.56-12.01

Певческая деятельность: ________________________12.01-12.11

Слушательская деятельность: ___________________ 12.11-12.14

Сам.р: _______________________________________ 12.14-12.19

Обобщение:____________________________________ 12.19-12.20

Содержание урока:

Вход в класс. Приветствие:

Дети входят в класс под музыку из увертюры к опере «Золотой Петушок», тема Звездочёта.

У. Здравствуйте, ребята!

Д. Добрый день!

У. Дети, а кто из вас обратил внимание на музыку, которая играла, когда вы зашли?

Дети отвечают.

У. Ребята, а какая она была, как вам кажется?

Д. Сказочная, волшебная!

У. Всё верно. Сказочная! Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие в сказку! Скажите мне. А то из вас читал сказку А.С. Пушкина «Золотой Петушок»?

Дети отвечают.

Слушательская деятельность:

У. А давайте мы с вами вспомним героев этой сказки, кто помнит?

Д. …Звездочет, Додон, Шемаханская Царица, Полкан, Золотой Петушок.

У. Молодцы, сегодня мы познакомимся с вами со Звездочётом, как вы думаете, если это волшебный герой, у него должен быть обычный голос, как у всех или какой-то другой?

Д. Другой, волшебный.

У.Правильно, а теперь давайте с вами внимательно послушаем.

Ставлю тему Звездочёта.

Ребята, какая это музыка, как вы думаете?

Д. Волшебная, сказочная

У. Ребята, я хочу вас познакомить ещё с одним героем этой сказки, это Царь Додон, мы сейчас послушаем, а вы мне скажете потом, каким был царь по вашему мнению, умным, волшебным, глупым.

Ставлю марш Додона.

Д…..

У. Ребята, а вы заметили, что мелодия была одна и та же, значит ли это, что у Царя всего одна мысль?

Дети отвечают.

У.Ну, как и во всех сказках есть герои умные, волшебные, а есть глупые. Ребята, вы наверное устали сидеть, давайте тихонько встанем и погрузимся в эту сказку, представим, что мы все цари и царицы и пошагаем под эту музыку.

Ставлю марш, дети шагают.

Музыкально-пластическая деятельность:

У. Ребята, я вас познакомлю ещё с одним героем, это царь Горох, уже из другой сказки, «Конёк Горбунок». Давайте мы с вами сейчас его послушаем, а потом тоже попробуем пошагать, сейчас сядьте тихонько.

Ставлю марш Царя Гороха.

Дети слушают.

У. Ребята, а теперь давайте попробуем пошагать под этот марш, только шагаем строго под музыку.

Д. Шагают.

У. Ребята получается у вас шагать?

Д. ….

У. Сложно, правда? Какой-то хромой здесь царь?

Д. …

У. Ребята, а напомните мне три основных жанра в музыке?

Д. Песня, Танец, Марш.

У. Какие вы молодцы, а кто мне скажет, какие в музыке бывают лады?

Д. Солнышко - туча, мажор – минор.

У. Ребята, встаньте, мы сейчас с вами немножко поиграем

♫ Распевание солнышко-туча. Игровая деятельность:

У. Ребята, а теперь я вам буду играть, а вы будете показывать мне руками, где мажор, а где минор, если мажор, вы мне показываете солнышко, а если минор, то тучу.

Играю отрывки П.И. Чайковского: «Ноябрь», «Октябрь», «Апрель», «Июнь».

Д. Угадывают.

Певческая деятельность:

У.Ребята, мы с вами так хорошо отдохнули, а давайте вернёмся в нашу сказку, только теперь мы отправимся в гости к маленькой девочке Лизе, а точнее к Лизочку, кто мне напомнит, как называлась это сказочная песня?

Д…

У. А давайте вспомним с вами первый куплет, который вы выучили в прошлый раз? Поём первый куплет.

У. Ребята, а давайте продолжим учить эту песню.

  Разучиваем второй куплет.

 

«Мой Лизочек так уж мал, так уж мал,





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: