Программабыларазработана для привлечения внимания родителей к физическому воспитанию детей и взаимодействия с инструктором по физической культуре. Это направление предусматривает развитие новых форм взаимодействия родителей и педагога в процессе оздоровления и воспитания дошкольников. Прежде всего, мы попытались ответить на важные вопросы: «Как заинтересовать родителей?» «Как сделать работу эффективной?» «Какие новые формы взаимодействия необходимо разработать?».
Методика направлена на повышение знаний и отношения родителей к физическому воспитанию ребенка в дошкольном учреждении и семье; повышение педагогической культуры родителей; стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком.
Основной целью программыявляется: объединить стремление инструктора по физическому воспитанию ДОУ и родителей к взаимодействию, направленному на формирование знаний о физическом воспитании детей и потребности в здоровом образе жизни. Формирование знаний о физическом воспитании, и осуществлять его не только в ДОУ, но и в семье. Созданнаяпрограммапо формированию знаний о физическом воспитании позволяют сформировать функциональную систему, в которую входит:
|
|
· положительное отношение к физическим упражнениям, играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня в семье и ДОУ;
· мотивация к занятиям физическими упражнениями и привлечение родителей и детей к спорту;
· уровень физической подготовленности, соответствующий нормативам ДОУ.
Задачи:
1. повысить интерес родителей к физическому воспитанию детей;
2. сформировать знания у родителей о физическом воспитании детей;
3. увеличить заинтересованность родителей к взаимодействию с инструктором по физической культуре ДОУ;
Планомерную работу по взаимодействию с родителями дошкольников мы разделили на этапы, которые представлены в таблице (Таблица 3).
Таблица 3.
Этапы работы с родителями
№ | Этапы | Задачи |
1. | Подготовительный (ознакомительный) | Заинтересовать и побудить родителей включиться в процесс физического воспитания дошкольников, узнать как можно больше о ДОУ, которые посещает их ребенок. |
2. | Просветительский | Совершенствование содержания и образования в ДОУ в соответствии с реализуемыми методическими рекомендациямидля формирования знаний родителей о физическом воспитании детей: • подбор методических рекомендаций по знаниям о физической культуре и ее составляющих (правила личной гигиены, закаливающие процедуры, правильная осанка и т.д.); • подбор литературы по физическому воспитанию дошкольников в библиотеке. |
3. | Совместной деятельности с семьей. | • формирование взаимодействия с семьей в физическом воспитании и занятиях с детьми; • проведение семейных спортивных праздников, открытых уроков с обеспечением возможности совместного участия родителей и детей; • обогащение совместной деятельности родителей и детей в формировании участков для двигательной активности. |
|
|
Таблица 4.
Формы и виды работы с семьей
№ | Формы | Виды |
1. | Интерактивная | • анкетирование; • интервьюирование; • круглые столы; |
2. | Традиционная | • родительские собрания «Формирование правильной осанки», «Как правильно закалять ребенка», «Какие физические качества лучше развивать в дошкольном возрасте и как это правильно делать» и т.д.; • семейные спортивные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья», «Осенний марафон», «Богатырская наша сила»; |
3. | Просветительская | • выпуск бюллетеней, информационных листков, памяток, папок-передвижек; • стенд «Занимайся физкультурой – будешь крепок и красив»; • спортивный уголок в группах. |
Таблица 5.
Формы работы с родителями.
Форма | Тема | Сроки |
Родительское собрание | - «Что Вы знаете о здоровье детей?» - «Как заинтересовать ребенка в процессе обучения новым движениям?» | - сентябрь; - март; |
Тренинги | - Умеем ли мы общаться с детьми; -Правильно ли мы строим процесс обучения ребенка; | - октябрь; -декабрь; |
Спортивные мероприятия | -«Осенний марафон» -«Сильные, смелые, ловкие, умелые» | -октябрь; -февраль; |
Консультации родителей | -Закаливание. Применение и польза. -Осанка. Основы формирования правильной осанки. | -февраль; -ноябрь; |
Круглый стол | - Профилактика ОРВ и ОРЗ. (с участием детского врача). -Воспитание морально-волевых качеств у детей.(с участием воспитателей) | -ноябрь; -январь; |
Домашнее задание | - Рисунок «Я люблю спорт» - Рисунок «Моя спортивная семья» | -ноябрь; -декабрь; |
Тематическая выставка | -Фотографии детей занимающихся спортом; -Спорт глазами детей; | -январь; -март; |
Информация в папке-передвижке | -Разучиваем новые движения(все виды прыжков); - «Мой веселый звонкий мяч…», упражнения и развивающие игры с мячом; | -сентябрь; - март; |
Анкетирование | - сентябрь; -март; |
Родительские собрания – основные темы отражены в плане работы с родителями (Приложение 3). Акцент ставился на увеличение знаний родителей о здоровье детей и как родителям правильно подходить к процессу обучения детей.
Тренинги – основные темы отражены в плане работы с родителями(Приложение 3). Основным направлением было развить у родителей навыки общения и взаимодействия с детьми, а также с инструктором по физическому воспитанию ДОУ.
Спортивные мероприятия – тематика представлена в плане работы с родителями (Приложение 3). Используя данную форму работы с родителями, мы акцентировали ее на повышение интереса и мотивации родителей к совместным занятиям спортом.
Консультации родителей – основные темы представлены в плане работы с родителями (Приложение 3). Акцент ставился на привлечение внимания родителей к наиболее важным темам о здоровье детей.
Круглый стол – тематика представлена в плане работы с родителями (Приложение 3). Основным направлением была помощьродителям в решение проблем сохранения здоровья детей и их воспитания, с участием не только инструктора по физическому воспитанию детей, но и других специалистов ДОУ.
Домашнее задание – основные темы представлены в плане работы с родителями (Приложение 3).Основное направление применения формы было, увеличить взаимодействие родителей и детей, а также привлечение их внимания к физической культуре.
|
|
Тематическая выставка –основные темы представлены в плане работы с родителями (Приложение 3). Акцент ставился на формирование мировоззрения о спорте родителей и детей, и привлечения их к занятиям спортом.
Информация в папке-передвижке – основные темы представлены в плане работы с родителями (Приложение 3). Используя данную форму работы с родителями, мы акцентировали ее на привлечение внимания родителей к педагогической практике работы с детьми, решая наиболее важные задачи физического воспитания детей.
В течение года были проведены все запланированные мероприятия (Приложение 3) для развития навыков у родителей в сфере физической культуры и привлечение ихи детей к совместным занятиям физической культурой, а также взаимодействию с инструктором по физическому воспитанию ДОУ в решении задач физического воспитания дошкольников.
Методика направлена на повышение уровня знаний и отношения родителей к физическому воспитанию ребенка в дошкольном учреждении и семье; повышение педагогической культуры родителей; стимулирование родителей как участников единого образовательного пространства к поиску оптимального стиля общения с ребенком.
Мы придерживались ряда принципов, которые позволяют более последовательно реализовывать содержание и методику совместной с семьей работы: единство целей и задач воспитания здорового ребенка в ДОУ и семье (оно достигается посредством координации усилий педагога и родителей в данном направлении, ознакомление родителей с основным содержанием, методами и приемами оздоровительной работы в ДОУ и изучение педагогами успешного опыта семейного воспитания); индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье; систематичность и последовательность работы в течение всего периода пребывания ребенка в ДОУ; взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей, базирующиеся на укреплении авторитета педагогов в семье, а родителей – в детском саду, формирование отношения к родителям, как к равноправным партнерам в образовательно-воспитательном процессе.
|
|
Физкультурные занятия совместно с родителями должны постепенно входить в нашу практику, способствовать гармонизации детско-родительских отношений, адаптировать родителей к совместной с ребенком двигательной деятельности. Это как раз тот момент, когда ребенок и родитель могут вместе общаться, сотрудничать, взаимодействовать. Именно в это время все внимание взрослого направлено на ребенка. Родителям предоставляется возможность понаблюдать за своим ребенком, что позволяет оценить результат своего воспитания. Совместные физкультурные занятия родителей с детьми являются актуальной и эффективной формой работы.