Согласно ст. 18 закона РФ «Об образовании» родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка, а мы – педагоги – выступаем в роли их профессиональных помощников.
Всестороннее воспитание ребенка, подготовка его к жизни в обществе – главная социальная задача, решаемая обществом и семьей.
Понятие «Физическое воспитание» - о чем говорит уже сам термин, входит в общее понятие «воспитание» в широком смысле. Это означает, что, так же как и воспитание представляет собой процесс решения определенных воспитательно – образовательных задач, характеризуются всеми общими признаками педагогического процесса.
Отличительные особенности физического воспитания определяются прежде всего тем, что этот процесс направленный на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств, укрепление здоровья.
Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях, естественно возникающая их совместная деятельность (обсуждения успехов спортивной жизни страны, переживания при просмотре телевизионных спортивных передач, иллюстраций в книгах на спортивные темы и др.).
Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному поведению отца, матери, укладу жизни семьи.
Личный пример родителей, совместные физкультурные занятия, здоровый образ жизни – главные составляющие успеха физического воспитания в семье.
Жизненный путь человека начинается в семье. Семья - это первая социальная ступень в жизни человека. О.Н. Урбанская (197Зг с.67) подчеркивала, что именно она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей.
От родителей зависит само существование и благополучие детей. Через родителей, семью ребенок познает мир во всем его многообразии. Семья по М.М.Рубинштейну– «Главный орган воспитания». Семья наряду с государством и обществом, определяет сущность и основные направления духовного, физического и эмоционального развития личности.
В современных условиях России особенно возрастает роль семьи в формировании личности. Развитие педагогической науки и воспитательной практики немыслимо без творческого освоения теории и опыта семейного воспитания, выдержавших воспитание временем, без выделения в них того, что принадлежит будущему. Идея педагогической подготовки родителей к воспитанию свих детей имеет многовековую историю.
Воспитание детей - важная функция каждой семьи. Но на сегодняшний день это не просто воспитание, а воспитание здорового ребенка. Большое значение здоровью и физическому воспитанию уделялось еще в спартанских школах. В Греции ценилась культура здорового тела и души.в VIII-IX веках завершается переход к семье, как состоящей из супругов и детей, микрогруппы. В семье забота о здоровье ребенка - одна из главных забот матери и отца.
Педагоги-дидакты (Л.А. Каменский, И.Г. Песталоций и др.) говорили о том, что здоровье тела и здоровый дух - есть основа жизни и воспитания.
Прогрессивные педагоги России второй половины 19- начала 20 веков, не желая мириться с рутиной МОУ СОШ и полностью воспитания детей в семье, находили научно-обоснованные пути и средства совершенствования семейного воспитания, прилагали усилия к тому, чтобы родители формировали личность в соответствии с передовыми, гуманно-демократическими идеалами.
На основе анализа опыта развития физической культуры, мирового педагогического процесса, обобщая передовой педагогический опыт в области данной культуры, они создавали отечественную педагогику семейного воспитания, формирования основ здоровья в семье.
С А.Пономарев считал, что забота о детях, их благополучии, счастье и здоровье всегда была и будет главной заботой семьи. Здоровье малыша, развитие его интеллекта, формирование характера, воспитание у него полезных навыков и умений – вот важнейшие задачи, стоящие перед родителями.
В.П.Губа утверждал, что одна из важнейших обязанностей родителей – научить своих детей не только любви к физкультуре и спорту, но и постоянству этой любви.
Е.Н.Вавилова («Укрепляйте здоровье детей».М: просвещение, 2000 С. 52) также отмечает в своих исследования, что интерес ребенка к физическим упражнениям формируется совместными усилиями обоих родителей. Спортивный утолок дома помогает разумно организовать досуг детей, способствует закреплению двигательных навыков, полученных в дошкольном учреждении, развитию ловкости, самостоятельности.
Бенджамин Спок («Разговор с матерью», Москва «Прогресс», 1988 С. 98) говорил о том, что хорошее физическое развитие придает ребенку силы и уверенность в себе, формирует его жизнерадостным, активным, привлекательным, человеком с высоким чувством достоинства
П.Ф.Лесгафт («Об играх в семье. На помощь матерям», 1994 С.73) рассматривал физическое образование как составную часть общего образования. К основам физического развития относил естественные движения, соответствующие каждой группе мышц, упражнения и подвижные игры. Цель семейного воспитания, по П.Ф.Лесгафту, – развитие у детей ценнейшего качества – впечатлительности ко всему окружающему, выработка у них самостоятельности, интереса к познанию. В физическом развитии детей он ошибочно придавал решающее значение окружающей среде. Подбор физических упражнений родителями по П.Ф.Лесгафту, следует основывать на данных анатомии и физиологии ребенка с целью целесообразного развития человеческого организма и его органов, а также увеличению физических сил ребенка, непременной связи физического развития с развитием умственным, нравственным, эстетическим, трудовым.
Видный русский педагог К.Н.Венцель («Свободное воспитание и семья».«Свободное воспитание», 1912-1913 С. 137) был глубоко убежден, что распространение педагогики семейного воспитания приведет к «увеличению кадра сознательных родителей» одной из высших целей жизни которых будет являться, чтобы им на смену пришло более здоровое и физически, и духовно поколение.
Совершенствование физического развития детей К.Н.Венцель считал одной из важных задач семейной школы. В отечественной педагогической науке наследие М.М.Рубинштейна занимает важное место. Он был в числе ученых антропологического направления. Антропологический принцип требовал признание целостности человека, неделимости его духовной и телесной природы, сочетания умственного и нравственного воспитания с воспитанием физическим.
М.М.Рубинштейн(«Общественное или семейное воспитание».Вестник воспитания, №1, 1915 С. 45.) утверждал, что родители должны использовать в воспитательных целях здоровые отношения между ними и детьми, причем эти отношения важно направлять на выработку у детей потребности к свободному физическому развитию.
Великий русский писатель- гуманист, педагог Л.Н. Толстой («Педагогические сочинения». Москва: Учпедгиз, 1953 С. 86)видел в семье источник счастья. Здоровье детей - это главная забота и очень важен личный пример родителей, ведущих здоровый образ жизни. Л.Н.Толстой критиковал те семьи, где дети воспитывались в незаслуженном комфорте и сытости, в духе пренебрежения к физическому и иному труду.
М.И.Демков говорил в своих исследованиях о том, что именно в раннем детстве закладывается фундамент будущего здоровья. Одну из главных задач физического воспитания в семье определил как «попечение о теле». Родителям следует повседневно заботиться о том, чтобы «тело» со всеми его органами было здоровым, если в раннем детстве физическое воспитание осуществляет мать, няня, воспитательница, то в последующие периоды жизни ребенка забота о его здоровье постепенно становится заботой самого ребенка проявлением его самостоятельности.
Закаливание организма, физические упражнения, гимнастика подвижные игры на открытом воздухе, различные виды спорта танцы - все это, по М.И.Демкову, средства физического воспитания детей в семье, которые должны быть предметом внимания со стороны родителей, действующих в союзе с врачом. В соответствии с принципом природосообразности, сформированным им, «все физические и духовные силы принадлежат развитию сообразно индивидуальным их способностям».
М.И.Демков считает, что именно семья приучает детей непрерывно следить за своим здоровьем.
К.Д. Ушинский, Д.Д. Семенов, М.И.Демков рассматривали труд как источник физического развития ребенка. К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко уделяли большое значение физическому воспитанию ребенка. Они говорили о том, что родители должны приобщить ребенка к здоровому образу жизни, научить его ценить свое здоровье.
К.Д. Ушинский развивал идею о том, что семья вместе с детским садом открывают ребенку возможность найти себе в жизни физический труд, полезный для себя и для общества. К.Д.Ушинский не без основания заключал, что в семье должна царить атмосфера физического развития. А это означает, что дети с малых лет вовлекаются в посильный физический труд.
Д.Д.Семенов считал, что для того, чтобы вырастить здорового ребенка семья должна вести здоровый образ жизни. В содержание семейного воспитания Д.Д.Семенов включал заботу родителей об укреплении здоровья детей. Особенно подчеркивал необходимость соблюдения режима физической деятельности детьми дошкольного возраста. Родителям рекомендовал заниматься физическим образованием для поддержания собственного здоровья и бодрости духа и для того, чтобы своим примером приучать детей регулярно заниматься гимнастикой. Важно приучать детей в семье с малых лет к чистоплотности, соблюдению элементарных гигиенических норм. Физическое воспитание Д.Д.Семенов рассматривал во взаимосвязи с трудовым.
И. Секорский утверждал, что независимо от условий воспитания, на здоровье ребенка оказывает огромное влияние само рождение и даже события, предшествовавшие зачатию дитя.
П.Ф.Коптерев выделил 4 основные задачи семейного воспитания. Одной из первых была задача – воспитания самодеятельной личности на основе всестороннего гармонического развития ее физических сил. П.Ф. Коптерев говорил о том, что: «Для сохранения здоровья и развития мужества имеют большое значение телесные упражнения, общие игры, особенно на свежем открытом воздухе, занятия спортом. Родители должны предоставить ребенку возможность заниматься гимнастикой, кататься на коньках, лыжах, в лодке, на велосипедах. С ребенком следует проводить прогулки пешком, экскурсии. П.Ф.Коптерев предполагал, что основные усилия родителей должны направляться на развитие природы ребенка, его физических сил и способностей.
В.В.Розанов считал, что здоровье воспитывается трудом и нуждой. Родители должны предоставить детям возможность проявлять себя, развивать физически, создавать для этого соответствующие условия. Нужно, утверждал ученный, чтобы ребенок много времени проводил на улице в играх с товарищами. Здоровый чистый воздух и общение с другими детьми научит его многому.
В.М.Бехтерев, разрабатывая преимущественно проблемы воспитания в раннем возрасте, обосновал необходимость выработки в этом возрасте привычек в сфере физической деятельности. Показал, что в дальнейшем воспитании ребенка усилия родителей должны быть направлены на углубление осознания ребенком ценности здоровья.
Ю.И.Бобродин говорил, что каким будет здоровье зависит от нас. Именно родители должны нести ответственность за состояние здоровья ребенка. Главное условие - здоровье самих родителей.
Б.С.Павлов также отмечает в своих исследованиях важность доброжелательных отношений в семье, их зависимость со здоровьем ребенка.
М.Л. Студеникин подчеркивает, что необходимо создавать условия в семье для воспитания здорового ребенка. Такого ребенка легче воспитывать. Он выделял следующие условия воспитания здорового ребенка в семье: режим дня, двигательная активность, физические упражнения, закаливание, гигиена.
А.И.Кочетов, К.А.Кулинкович в своих исследованиях задаются вопросом: «каковы же обязанности родителей в поддержании здоровья всех членов семьи?». Прежде всего, необходимо составить режим дня, включающий спортивную подготовку, учитывающую возрастные особенности ребенка, а так же интересный и полезный отдых, гигиенические процедуры, физические упражнения для всех членов семьи.
В.И.Казаренков, С.Л.Соловейчик говорят о том, что домашнее воспитание – очень трудная задача. Атмосфера семьи влияет на физическое развитие ребенка. Родители должны воспитывать здоровых детей как в физическом, так и в психическом плане.
В.С.Торохтий в своих исследованиях говорит о том, что физическое развитие детей в семье детерминировано многими факторами, важным из которых является здоровье членов семьи.
Р.Г.Аганов в своих исследованиях на первый план выдвигает заботу родителей о здоровье ребенка.
С.Б.Тихвинский, совершенно справедливо утверждает, что мать и отец должны заботиться о здоровье своего ребенка еще задолго до его рождения и даже до его зачатия.
Б.И.Новиков считает, что физическое воспитание в семье должно быть систематическим. Н.М.Амосов уделяет большое внимание режиму дня, физическим упражнениям, правильному питанию для всей семьи.
В.А. Симаков выделяет активный отдых всей семьи: походы, рыбалки и т.д., как основу для сохранения здоровья. Ф.Т.Гоголев считает, что пример родителей побуждает ребенка самого заботиться о своем здоровье и заниматься спортом.
В.К.Ромавиевский в своих исследованиях говорит о том, что огромное значение для здорового образа жизни ребенка имеет пример родителей. Это главная ценность семьи.
В исследованиях многих авторов (Н.Б.Андреева, Л.Я.Блуштейк, И.Л.Виницкая и др.) важное место отводится здоровому образу жизни семьи, а также физиологически благоприятному климату семьи, который имеет важное значение для здоровья и полноценного физического развития ребенка.
И.С.Перловская считает, что семья - организм, необычайно чуткий ко всему, что происходит вокруг. Чрезвычайно важно не потерять тепло внутрисемейного общения, воспитать здорового и полноценного ребенка.
М.В.Рождественская в своих исследованиях указывает на то, что родители должны быть внимательны к детям. Главная задача семейного воспитания - забота о сохранении здоровья ребенка. Она считает, что необходимо создавать в семье благоприятные условия для здоровья детей.
С.И.Легидова, Л.В.Русекова и другие авторы считают, что обеспечить правильное воспитание здоровых детей можно только при создании четких условий для полноценного развития.
П.П.Босонский утверждал, что поскольку родители являются первыми педагогами и воспитателями своих детей, их необходимо заблаговременно готовить к родительству. Он настаивал на обязательной педагогической подготовке для молодых, которые хотят создать семью, для того чтобы снизить вероятность неправильного воспитания, в том числе и физического.
Т.В.Соловьева, Л.И.Баканенкова считают, что залогом хорошего здоровья человека является правильно организованное питание. Так же они говорят о том, что важен режим приема пищи.
Н.Ф.Кокотева говорит, что родители должны побуждать у детей интерес и желание заниматься спортом и физкультурой. В семье должны вестись систематическая и целенаправленная работа по сохранению здоровья детей. Родители должны знать и использовать различные средства и методы закаливания, которые позволяли бы укрепить здоровье детей, сделать их менее восприимчивыми к изменениям окружающей среды.
В.Д.Ружина, Л.А.Страшникова указывают в своих исследования о важности закаливания ребенка. Они так же считают, что огромное значение для ребенка имеют факторы природы (вода, воздух, солнце). Оздоровительная работа должна проводиться не только в дошкольном учреждении, но и в семье.
Д.Д.Матюхина утверждает, что родители в основном отдают предпочтение спокойным играм дома, что ведет к ограничению двигательной активности детей. Она так же говорит о том, что двигательная активность – один из важных факторов развития ребенка.
Е.В. Субботский выражает мнение о том, что от образа жизни семьи полностью зависит физическое развитие ребенка. Ю.Ф.Луури считает, что задача создания всех необходимых условий для того, чтобы дети росли здоровыми, крепкими, сильными, является одной из важных задач семьи.
Исследования врачей и физиологов начали приближать нас к необходимому научному пониманию единства физического и психического здоровья (В.И.Казаренков, Б.С Павлов, Х.Ф.Ляткавичус, М.Я.Студеникин и др.). По данным Х.Ф.Пяткавичуса у разведенных родителей дети чаще болеют. Нехватка общения и положительных эмоций вредна для здоровья.
В.К.Ромашевский в своих исследованиях говорит о то, что огромное значение для здоровья будущего ребенка имеет здоровье родителей. Это главная ценность семьи – здоровье.
Б.Н.Никитин, Л.А.Никитина говорят о том, что физическое воспитание ребенка необходимо начинать с пеленок. Первыми «тренерами» являются родители.
Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
- проблемы сохранения здоровья ребенка в семье имеют многовековую историю;
- родители должны заботиться о здоровье детей, приобщать их к здоровому образу жизни и спорту;
- создание условий для воспитания здорового ребенка в семье является важнейшей задачей родителей.