Консультирование по формированию продуктивного взаимодействия родителей и детей

 

Важной задачей внутрисемейной коммуникации является осуществление продуктивного взаимодействия между родителями и детьми, представляющего особый педагогический смысл.

Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.

Одной из форм консультирования семьи являются дискуссионные группы, в состав которых входят родители, имеющие определенные схожие проблемы во взаимодействии с детьми.

Начало организации таких групп из живущих по соседству родителей положил Р.Дрейкус. Он способствовал разработке идеи "семейного совета" как одного из средств, которое помогает установить атмосферу любви и доверия в доме. Дрейкус считал, что родителям в своей деятельности следует опираться на такие принципы, как: принцип логических и естественных последствий, принцип принятия и реакции на потребность детей, а также принцип оказания поддержки детям. Он исходил из того, что родители будут обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и ободрение группы. Основная задача модератора заключается в умелой организации дискуссии, постановке вопросов, причем каждый член группы периодически может принимать не себя роль лидера группы при обмене информацией, специальными знаниями, используя элементы психодрамы, а также проигрывать роли различных членов семьи, испытывающих затруднения в процессе взаимодействия друг с другом.

Один из инициаторов групповой работы с родителями в США Х.Джайнот рекомендует консультантам использовать такие формы как групповая дискуссия, работа в малых группах, ролевые игры. В процессе групповой деятельности консультируемые родители должны освоить два основных методических приема взаимодействия с детьми: тактическое целенаправленное расспрашивание о том, что может чувствовать ребенок в трудные моменты коммуникации с родителями и анализ собственных эмоциональных переживаний.

Согласно Джайнотту, общение родителей с детьми должно базироваться на трех основных принципах.

· Во-первых, во всех ситуациях родители должны стремиться поддерживать позитивный образ "Я" у ребенка.

· Во-вторых, следует говорить о ситуации, поступке ребенка, избегая личностных негативных оценочных суждений. Высказывания взрослого не должны содержать диагноза и прогноза дальнейшей судьбы ребенка.

· В-третьих, взрослый в общении всегда должен выступать инициатором предложения кооперации. Это предложение не должно исчерпываться прямым указанием на соответствующий способ действия, а должно раскрывать перед ребенком возможности самостоятельного разрешения проблемной ситуации.

В процессе работы в дискуссионных группах родители должны освоить навыки диалогического общения, обладающего наибольшим воспитательным потенциалом.

Отличительными особенностями диалогического общения являются следующие:

· равенство позиций воспитателя и воспитанника, при котором осуществляется взаимное воздействие друг на друга, формируется способность вставать на позиции другого;

· отсутствие оценок, полное принятие, уважение и доверие;

· формирование у воспитателя и воспитанника сходных установок относительно одной и той же ситуации;

· особая эмоциональная окраска общения, искренность и естественность проявления эмоций, взаимное проникновение в мир чувств;

· способность участников видеть, понимать и активно использовать широкий и разнообразный спектр коммуникативных средств, включая невербальные.

Всемирно известной является программа работы с родителями Томаса Гордона "Тренинг эффективного родителя", формирующий у консультируемых две группы навыков: навыки, необходимые для решения проблем ребенка, и навыки, необходимые для решения проблем родителя. Исследования, проведенные Т.Гордоном и его последователями, показали, что родители, обучавшиеся в дискуссионной группе активному слушанию, диалоговому общению, различным способам самовыражения, могли выбрать наиболее целесообразный стиль воспитания, внести коррекции в процесс взаимодействия с детьми, побуждая их к самостоятельному решению своих проблем.

Остановимся на диагностическом инструментарии, который может использоваться консультантом для изучения характера взаимодействия детей и родителей в семье.

И.М.Марковская выделяет три направления диагностики такого взаимодействия: изучение взаимодействия в процессе наблюдения, изучение представления сторон о взаимодействии, изучение отношений участников в процессе взаимодействия (7).

При выборе первого направления диагностики консультант может использовать определенные схемы наблюдения, структурированные задания, экспертные оценки, анализ продуктов конкретного взаимодействия.

Отчасти могут быть заимствованы ряд методик, использованных в психологическом консультировании, например, аппаратурные методики типа "Гомеостат", методики символического взаимодействия, СТР-совместимый тест Горшаха. Непосредственное наблюдение за взаимодействием родителей и детей может осуществлять в процессе тренинговой работы и с помощью чисто педагогических методов, например, наблюдения за стихийно направляемым взаимодействием в процессе выполнения специальных заданий, игр, упражнений.

После выполнения таких заданий происходит представление продукта творческой деятельности, сопровождаемое рассказом о том, как осуществлялось взаимодействие в паре. Консультант отмечает в карте наблюдений характерный тип и особенности взаимодействия на различных этапах: сотрудничество, подавление одним из участников, игнорирование потребностей партнера, соперничество (конкуренция), согласие, ориентация на интересы партнера и т.д.

Методики исследования представлений сторон о взаимодействии делятся на группы. К первой относятся диагностики взаимодействия по представлениям родительской стороны.

Изучая межличностные отношения в системе "родитель-ребенок" глазами родителя, консультант обращает внимание на особенности семейного воспитания:

· родительские установки и реакции;

· отношение родителей к ребенку и жизни в семье;

· причины отклонений в семейном воспитании;

· стили воспитания;

· уровень родительской компетентности и т.п.

Эти аспекты взаимоотношения родителей и детей исследуются с помощью специальных методик. Тест "Родительско-детские отношения" (PARI) (американские психологи Е.С.Шефер, Р.К.Белл; адаптирован Т.Н.Нещерет). Тест-опросник анализа семейного воспитания и профилактики нарушений воспитания (АСВ) (Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис) предназначен для изучения нарушений в жизни семьи и причин отклонений в семейном воспитании. Тест-опросник родительского отношения (ОРО) (А.Я.Варг, В.В.Столин) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Опросник для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия (Е.И.Захарова).

Для практической диагностики большой интерес могут представлять описания и рассказы родителей о реальном взаимодействии с ребенком, которые они дают в ходе групповой работы или педагогической консультации

Ко второй группе относятся диагностики взаимодействия по представлению детей: рисунки на тему "Моя семья", проективные методики, исследующие межличностные отношения ребенка и его восприятие внутрисемейных отношений, метод неоконченных предложений, семантический дифференциал. В консультационной практике часто используется методика А.Г.Лидерса и И.В.Анисимовой "Диагностика эмоциональных отношений в семье", разработанная для разных возрастных групп (дошкольники, младшие школьники и подростки).

К третьей группе относятся диагностические процедуры, изучающие отношение участников взаимодействия, проявления ими симпатий и антипатий друг к другу, определенной степени близости и дистанцированности, автономности и независимости. К таким диагностическим процедурам относятся: цветовой тест отношений, методика включенного конфликта Ю.В.Баскиной, сочинение "Мой ребенок" и др.

В процессе консультирования родителей возможны две тактики работы:

первая – усиление когнитивного аспекта. Здесь в основном раскрываются наиболее важные вопросы воспитания и психологического развития детей, супружеских взаимоотношений и др.;

вторая – работа по преимуществу с эмоциональной, чувственной стороной взаимоотношений, поиск истинных, неосознаваемых причин нарушений во взаимоотношениях. Особое внимание уделяется отношениям консультанта и клиентов, а основным средством часто становится ролевое моделирование проблемных ситуаций и нахождение способов выхода из них.

Выбор тактики работы обусловлен продолжительностью консультирования, образованием, возрастом клиентов, типом семьи, которую они представляют (полная или неполная), готовностью родителей к предстоящей внутренней работе. Однако в процессе консультирования длительного, по типу психологического сопровождения, работа, как правило, приобретает интегративный характер: в фокусе внимания консультанта находятся обе стороны взаимодействия родителей и детей.

 

Вопросы для дискуссии

1. Считаете ли вы возможным использование в предпрофильной и профессиональной консультациях тактики интервенции? Не помешает ли прямое педагогическое вмешательство осознанному выбору выпускником образовательной и профессиональной перспективы?

2. Кого Вы считаете жертвами буллинга – учащихся, подвергшихся насилию, лиц, совершивших насилие, детей, наблюдавших сцены насилия? Кто из них в первую очередь нуждается в консультационной помощи?

3. Автор психологической концепции M.Bowen считает, что дети не должны вмешиваться в семейные конфликты, поскольку они все равно не способны их разрешить. Многие же исследователи, включая отечественных, наоборот настаивают на желательности участия детей в урегулировании конфликтных ситуаций, ибо такое участие обеспечивает им бесценный социальный опыт. Каково Ваше мнение?

4. В контекстовых теориях семьи утверждается, что личность ребенка развивается в контексте предшествующих поколений. Должен ли в таком случае консультант, по Вашему мнению, вникать в межпоколенные связи, чтобы найти решение актуальной проблемы, возникшей в семье?

5. Как Вы рассматриваете открытое обсуждение во время группового консультирования реальных ситуаций семейной жизни – как нарушение профессиональной этики консультанта или как необходимое условие эффективной консультации?

6. Как Вы оцениваете возможность нормативного правового регулирования взаимоотношений клиент-консультант в отечественной системе образования?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: