Концепции и модели семейного консультирования

 

Одной из первых сфер педагогической практики, где начали применяться приемы и техники консультирования, явилось педагогическое консультирование семьи. Накопленный здесь разносторонний опыт стал предметом пристального научного осмысления, стимулировав появление целого ряда исследований как в нашей стране, так и за рубежом. В отечественной психологии и педагогике вопросы консультирования семьи разрабатывали Ю.П.Азаров, И.В.Гребенников, А.М.Низова, В.К.Мягер, Т.М.Мишина, Э.Г.Эйдемиллер, В.В.Юстицкис, В.М.Воловик, А.М.Захаров и др. Наиболее известные западные исследователи проблем семейного консультирования – М.Николс, М.Бовен, И.Башормени-Наги, Д.Ульрих, С.Гордон, Н.Давидсон, К.Стюарт, В.Кемплер, К.Витакер, Б.Монталву, Т.Харрис, П.Ватславик, В.Сатир, Дж.Галей и др.

Одной из наиболее известных концепций консультирования семьи является психологическая концепция М.Bowen. В ее рамках семья рассматривается как особого рода эмоциональная система, представляющая собой трансгенерационный феномен, поскольку компонентами данной системы являются представители всех поколений, выступающие в качестве совокупного субъекта воспитательного процесса и придающие ему особую эмоциональную окраску. С учетом этой посылки педагогическое консультирование семьи должно строиться на основе наблюдений эмоциональных процессов, проявляющихся в семье и влияющих на формирование личности детей. При этом Bowen отрицает необходимость целенаправленной педагогической поддержки этих процессов. По его мнению, сéмьи получают бóльшую пользу в тех случаях, когда они лишь наблюдаются, а не когда им оказывается целенаправленная помощь (18). Таким образом, консультант должен быть готов лишь к наблюдению эмоциональных процессов, проявляющихся в семье.На наш взгляд, такое заключение является излишне категоричным, поскольку в его логике следует отказаться от любых попыток повлиять на характер внутрисемейных отношений, оказать корректирующее воздействие на процесс семейного воспитания. Весьма наивно полагать, что только дружеский участливый контакт с консультантом сам по себе способен побудить членов семьи к осмыслению и разрешению накопившихся проблем. С педагогической точки зрения важным является то, что эмоциональная система семьи, выступающая в психодинамической модели как ее общее "Я", влияет на процесс становления, созревания личности. Этот процесс, согласно М.Bowen, можно рассматривать как процесс дифференциации, в ходе которого порождается два типа личности – обособленная, независимая от семьи, и подчиненная, зависимая, сплавленная с семьей (18). Каждый из типов личности требует различной стратегии и тактики в семейном воспитании.

В первом случае воспитатель должен делать акцент на развитие у детей социальной ответственности, которая предполагает, что дети находятся на высокой ступени самостоятельности, обладают быстрой интеллектуальной и эмоциональной реакцией, легко адаптируются в различных ситуациях, руководствуются в своих действиях аргументируемыми мнениями и четкими принципами, обладают сильным целостным внутренним "Я", способны к осмысленному выбору различных альтернатив. Вместе с тем в воспитании таких детей следует учитывать и склонность к излишней центрации на собственном "Я", определенную дистанцированность от интересов и потребностей окружающих, проявление в отдельных случаях эгоизма и эгоцентризма.

В воспитании подчиненных, зависимых детей родители должны сосредоточить свои усилия на развитии у них инициативности и самостоятельности, поскольку такие дети ригидны, не обладают гибким мышлением, не способны отличить собственные эмоциональные переживания от реальных потребностей и интеллектуальных решений, менее склонны к различным видам социального творчества.

Трансгенерационная сущность концепции М.Bowen может помочь педагогу-консультанту использовать в качестве источников педагогической поддержки семейные традиции, растущий интерес в современных семьях к своей родословной, систему духовных ценностей семьи в целом.

Такому подходу созвучны контекстовые теории семьи, разработанные прежде всего I.Baszormenyi-Nagi и D.Ulrich. В основе этих теорий лежат несколько тезисов. Во-первых, личность ребенка развивается в контексте предшествующих поколений и находится с ними во взаимосвязи как на уровне сознания, так и подсознания. Во-вторых, причины многих нерешенных семейных проблем находятся в приобретенном в родительской семье опыте детства, который является достаточно несбалансированным, ибо отражает асимметричность отношений родителей и детей (маленький ребенок имеет больше прав, чем обязанностей). В-третьих, в рамках межпоколенных связей в каждой семье накапливается определенное количество "долгов", которые порождают различные проблемы в семейных отношениях и создают чувство вины (16).

В этой ситуации педагог должен осуществить контекстное консультирование семьи, которое заключается в нейтрализации чувства вины, обращении семьи к позитивным семейным традициям. Важно увидеть истоки возникающих проблем в контексте истории семьи, изучить особенности развития семейной микросреды. Опираясь на эту методику, педагог учит консультируемую семью семейной эмпатии, умению соотнести свои интересы с интересами других и, в конечном счете, сконструировать этический союз, являющийся нравственным фундаментом продуктивных семейных отношений.

Небезынтересным для практики педагогического консультирования семьи является рассмотрение М.Bowen так называемых триангуляционных процессов. Триангуляция – это такие отношения в семье, когда в разрешение семейных проблем, с которыми не справилась семейная диада (супруги), вовлекается третье лицо, чаще всего ребенок. По мнению Bowen, триангуляционные отношения являются непродуктивными, ибо дети неспособны разрешить проблемы родителей и, становясь участниками конфликтных ситуаций, испытывают эмоциональное напряжение, прогрессирующее беспокойство и тревогу (18). Как отмечает Г.Навайтис, "проблемы, которые порождают триангуляционные отношения, следующие: дети желают иметь стабильность со стороны родителей, а вынуждены сами обеспечивать им стабильность; когда супруги добиваются стабильности, они попадают в зависимость от ребенка, что замедляет самоактуализацию всех членов семьи" (9, 20).

Консультанту следует, однако, иметь в виду, что многие исследователи высказывают противоположную точку зрения.

Так, например, авторы контекстных теорий отмечают желательность участия детей в семейном консультировании даже тогда, когда конфликтные ситуации касаются только супругов, поскольку конфликты родителей нарушают духовное равновесие детей и вызывают у них эмоциональное напряжение. Только понимание ребенком перспективы урегулирования конфликта и согласование интересов отдельных членов семьи может сформировать в нем активного семьянина, проявляющего о семье искреннюю заботу.

На активную роль ребенка в семье как на фактор развития семейных отношений указывают и отечественные исследователи. Так,еще в 20-30 годы советские педагоги отмечали, что школа должна опираться на детей, вносить через них новое в семью, использовать эту возможность для повышения морального уровня семьи, высказывали идею о воздействии школы на улучшение воспитательной деятельности родителей через учащихся (Н.К.Крупская, А.С.Макаренко).

Наиболее типичными ситуациями реальной семейной жизнедеятельности, вызвавшими у подростков критическую реакцию и потреб­ность в проявлении активной позиции, были следующие:

а) грубость, бестактность взрослых членов семьи по отношению друг к другу или детям;

б)   ситуации, связанные с игнорированием родителями интересов, вкусов, привязанности детей, невосприятия ими друзей сына или дочери, "зацикленность" родителей на теме успеваемости и поведения в школе;

в) конфликтные ситуации, связанные с распределением бюджета семьи и обязанностей по ведению домашнего хозяйства;

г) публичная критика матерями недостатков отцов и детей в присутствии посторонних;

д) ситуации, связанные с пьянством одного из родителей;

е) ситуации, связанные с разногласиями по поводу совместного или раздельного проведения досуга членами семьи;

ж) ситуации, связанные с игнорированием одним из родителей индивидуальных особенностей другого родителя или детей, "наивнопсихологическими теориями", используемыми взрослыми при регулировании своих семейных отношений;

з) сравнения родителями личных качеств подростков с другими детьми не в пользу собственных с целью воспитания на "положительном примере";

и) ситуации "двойного стресса";

к) ситуации, связанные с регулированием отношений в семье, состоящей из двух поколений (мама – бабушка);

л) ситуации, связанные с адьюлтером одного из супругов.

По свидетельству родителей, в большинстве случаев подросткам удавалось если не полностью урегулировать, то, по крайней мере, смягчить возникшие конфликтные ситуации, что побуждало взрослых к большей сдержанности, способствовало улучшению психологического климата в семье, коррекции внутрисемейных отношений.

По данным анкетирования родителей, положительные изменения в отношении подростков к делам семьи заметило 62,3% респондентов. Эти изменения выразились:

· в большей самостоятельности, активности (100%);

· в отношении к домашнему труду (91,5%);

· в уважительном отношении к родителям (90,1%);

· в интересе к своей родословной, к семейным традициям и реликвиям (83,1%);

· в заботе о младших (33,8%);

· в заботе о престарелых, больных членах семьи (22,5%).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что подготовка подростков к семейной жизни не только существенно изменила качество их включенности в систему внутрисемейных отношений, но и способствовала проявлению активной преобразующей роли в различных ситуациях семейной жизнедеятельности, что обусловило коррекцию внутрисемейных отношений.

Анализ теории и практики консультирования семьи позволяет выделить наиболее близкие к педагогике виды консультирования. В первую очередь – так называемые просветительские модели, одной из которых является тренинг родительских способностей, разработанный S.Gordon и N.Davidson. "Охарактеризовав ребенка как личность, имеющую проблему, - пишут авторы, - консультант старается изменять не ребенка, а окружающую среду, в первую очередь родительскую реакцию на него, и, изменяя реакции, модифицирует поведение ребенка" (19). Педагог, консультирующий семью, выполняет в данном случае роль просветителя. Он учит родителей провести диагностику проблемного поведения детей, определить его характер и проанализировать возможные последствия.

В процессе консультирования родители получают подробную информацию о ведущих стилях семейного воспитания и критериях выбора стиля, адекватного типу взаимодействия с ребенком.

А.В.Петровский выделяет пять типов отношений родителей с детьми: диктат, опека, конфронтация, невмешательство, сотрудничество. Понятно, что сотрудничество – самый демократичный, самый приемлемый стиль отношений. Здесь приказ и окрик уступают место просьбе, товарищескому обсуждению, дружеской дискуссии, товарищескому общению. Руководящее положение родителей достигается не за счет авторитарного давления, а за счет мудрой и гибкой воспитательной работы, уважения к личности воспитателя. Родители помнят, что подросток совершенно не приемлет положения, когда его «воспитывают», поэтому воспитательная линия проводится как бы исподволь, незаметно, ненавязчиво. Сердцевиной сотрудничества становится совместная деятельность семьи в различных сферах, которую определяют четыре «вместе»: вместе планируем, вместе работаем, вместе отдыхаем, вместе обсуждаем. За детьми сохраняется право выбора решения, линии поведения, в роли распорядителей и советчиков выступают не только взрослые члены семьи, но и подростки, которые активно влияют на систему внутрисемейных отношений, способствуют укреплению морально-психологического климата в семье. Сотрудничество помогает взаимопониманию между родителями и детьми, формирует такие важнейшие качества личности, как активность, инициативность, ответственность, самостоятельность.

Диктат как стиль взаимоотношений требует беспрекословного подчинения детей воле родителей, целью воспитания становится абсолютное послушание. У детей формируется «защитно-пассивная линия поведения» в семье, усугубляется духовное отчуждение детей от родителей, что нередко приводит подростков к непредсказуемым поступкам, как только, убирается «родительский диктат». Нередко диктат (особенно в своих крайних формах – применение насилия или угрозы насилия) вызывает бурный протест у подростков, приводит к эмоциональному взрыву к кризису во взаимоотношениях с родителями, затяжному конфликту и, в конечном счете, к длительной конфронтации.

Конфронтация приносит в семейную атмосферу нервозность, крайнюю эмоциональную напряженность, нередко вызывающую стрессы и неврозы у детей и взрослых. Уход из дома, бродяжничество подростков часто являются прямым следствием конфронтации.

При опеке детям создаются тепличные условия, мешающие их самостоятельности, инициативе, лишающие их нормальному развитию и создающие немало трудностей в общении со сверстниками.

Невмешательство – или мирное сосуществование – характерно для семей, в которых отсутствует общий очаг, эмоциональный магнит, взаимное притяжение, взрослеют и дети живут своей жизнью, не пуская друг друга в свой внутренний мир. В таких семьях, которые журналистка Т.Афанасьева называет «дом-гостиница», в детях воспитываются черствость, равнодушие, цинизм.

Консультант знакомит родителей с широким спектром методов семейного воспитания, объясняет их специфику и обучает оптимальному выбору методов и процедур педагогического влияния на ребенка в зависимости от социальной ситуации его развития, а также конкретных проблем и коллизий, с которыми сталкивается ребенок.

При этом родители могут получать словесные и письменные рекомендации, описывающие способы позитивного изменения поведения их детей. Одним из таких способов является развитие у ребенка способности к самоконтролю, которая формируется в процессе проживания различных ситуаций и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Для сопровождения профессиональной деятельности педагога определенный интерес представляют структурные модели консультирования семьи (Б.Монталву, Б.Розман, Г.Апонте, М.Вальтерс, С.Гринштейн и др.). Основное внимание в рамках этих моделей уделяется структурной организации семьи, в которой всегда можно выделить определенную структуру, ее границы, отдельные субсистемы.

Согласно S.Minuchin, структуру семьи "образует невидимая сеть требований и функций, формирующая способы взаимодействия в семье" (23). Такая структура может быть рассмотрена как определенный тип поведения, представляющий собой повторяющиеся способы взаимодействия между членами семьи, а также способы регуляции внутрисемейных отношений.

Авторитет родителей является феноменом, достаточно подробно рассмотренным в педагогической науке. Здесь следует напомнить, что современная педагогика различает три вида родительского авторитета – формальный, основанный на диктате, принуждении ребенка к безоговорочному послушанию, функциональный, опирающийся на признание детьми эрудиции, опыта, знаний родителей, их успешности в профессиональной деятельности, и личный, основанный на взаимном уважении, доверии, понимании, готовности к сотрудничеству. Задача педагога-консультанта – помочь родителям выработать такой стиль взаимодействия с детьми, в основу которого был бы положен личный авторитет. Консультанту следует обратить внимание родителей на то, что в практике семейного воспитания встречается превратное толкование родительского авторитета и вследствие этого допускаются ошибочные педагогические действия, которые А.С.Макаренко рассматривал как проявление ложного авторитета.

Вкратце рассмотрим основные его виды.

Авторитет расстояния. Есть такие отцы и матери, которые убеждены: чтобы дети росли послушными, чтобы относились к родителям с уважением, с почтением, необходимо поменьше с ними разговаривать, подальше держаться, изредка вступая с ними в общение в роли эдакого начальства, руководства. Подростки же оказываются в положении объекта воспитания – и только. В таких семьях у родителей своя, особая жизнь, свои интересы, свои проблемы. Между родителями и подростками возводится искусственная стена отчуждения. Нечего и говорить, что при таком подходе к воспитанию истинного авторитета родителям не достичь.

Авторитет чванства. Это особый вид авторитета расстояния, но, пожалуй, более вредный. Многих, очень многих родителей мы можем назвать заслуженными людьми. Но у некоторых родителей в силу тех или иных причин (например, ответственная должность, высокооплачиваемая работа и др.) появляется убеждение собственной исключительности, своего рода «мания величия». Такие родители стараются как можно чаще подчеркнуть – прежде всего в присутствии своих детей – собственную особенность значимость, свои незаурядные достоинства, а к остальным людям относятся высокомерно. Подростки очень быстро перенимают подобную манеру поведения, сами начинают чваниться перед своими товарищами, одноклассниками, у них крепнет ошибочное суждение о собственной избранности. В подобной атмосфере высокомерия родители зачастую уже не способны разобрать, кого они воспитывают. Более того, в подобных семьях родители необоснованно приписывают свои успехи и достижения детям-подросткам, что дает им основание для чувства превосходства над сверстниками, поощряя подростковый эгоцентризм.

Авторитет педантизма. В этом случае родители больше уделяют внимания детям, больше занимаются с ними, но действуют как бюрократы. Они убеждены, что каждое их слово для детей – закон, зачастую общаются с ними начальственным тоном, не допускают мысли о возможности собственных ошибок в отношениях с детьми. Но если их ошибка и более чем очевидна, то родители все равно не признают ее перед детьми, опасаясь нанести ущерб своему авторитету, расписываться в собственной «нетвердости». Это, безусловно, ошибочная и опасная позиция, при которой подросток не чувствует себя полноправным членом семьи, что наносит ему ощутимые психические травмы.

Авторитет резонерства. В этом случае родители буквально терзают детей бесконечными поучениями и назидательными разговорами. При этом родители видят в своих наставлениях едва ли не единственный метод правильного воспитания. Но как важно помнить, что жизнь подростка в силу особенностей возраста более эмоциональна, чем жизнь взрослых, и в ней зачастую остается совсем мало места для занятий длительными рассуждениями. Привычка мыслить у подростка должна воспитываться постепенно, сообразно его развитию и взрослению, а пространные частые разглагольствования родителей, постоянное их стремление нотациями «научить жизни» для сознания подростка проходят бесследно или же вызывают у него скуку, раздражение, а то и обоснованное чувство протеста. В резонерстве родителей дети-подростки никогда не увидят авторитета.

Авторитет слепой любви. Это достаточно распространенный вид ложного авторитета, при котором родители в стремлении быть для детей самыми близкими и любимыми людьми теряют способность критически взглянуть на поступки и поведение собственных детей. Они все им разрешают, им ничего не жаль, они самые замечательные родители, а их дети – самые замечательные дети. Авторитет слепой любви заставляет родителей болезненно реагировать на критические замечания учителей, соседей, других взрослых в адрес их подопечных. При этом родители – зачастую в присутствии тех же детей – обвиняют их в предвзятости, необъективности, неумении понять подростка, мотивы, их поступков. Дети же, чувствуя такую «поддержку» со стороны своих родителей очень быстро впитывают истину: если кому-то и нельзя, то мне всегда можно. Ведь это – я! В подобных семьях родительское непротивление, открывает самый широкий простор для подростковых желаний, капризов, требований. У подростка все более укрепляется опасное чувство собственной безнаказанности. В конечном итоге для подростка вообще не существует авторитетов, в том числе и родительского.

Авторитет подкупа – безнравственный, по определению А.С.Макаренко, вид авторитета, когда послушание просто покупается подарками и обещаниями. Родители, нисколько не смущаясь, так и говорят: будешь слушаться – купим тебе магнитофон, будешь слушаться – разрешим пойти в кино (на концерт и т.п.). Разумеется, в семье возможно и нужно поощрение подростков. Но ни в коем случае нельзя заранее объявлять ставку и подстегивать детей в учебной или иной работе, послушании, хорошем поведении соблазнительными обещаниями.

Вообще, разновидностей ложного родительского авторитета, реже или чаще встречающихся в современных семьях, наносящих больший пли меньший ущерб делу воспитания, можно выделить немало: авторитет панибратства, авторитет сентиментальности и т.п.

Для педагога важно не только укрепить авторитет родителей, но и помочь семье достичь ролевого согласования в семье.

Следует отметить, что структура существующих в семье ролей является конкретной социально-психологической формой организации ее жизнедеятельности. Под ролью А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский понимают "социальную функцию личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений". Исполняя роль, человек придает ей определенную "личностную окраску", зависящую прежде всего от его знаний и умения находиться в данной роли, от ее значимости для него, от стремления в большей или меньшей степени соответсвовать ожиданиям окружающих" (13, 346).

Опираясь на исследования структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи (Г.М.Андреева, А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский, Р.Barker, H.E.Richter), консультант должен:

· дифференцировать семейные роли на "конвенциональные" (определенные правом, моралью, традицией для любого носителя данной роли) и межличностные;

· рассматривать совокупность семейных ролей как достаточно целостную систему, направленную на удовлетворение потребностей как самого индивида, так и других членов семьи;

· выявить соответствие выполняемой семейной роли индивидуальным возможностям личности, нарушение которого приводит к нервно-психическому напряжению, состоянию тревожности, неуверенности в способности справиться с ролью.

Для консультанта важно специальное изучение в рамках семейного консультирования субсистем родителей и детей. Как отмечает Г.Навайтис, "субсистема родителей появляется с трансформацией супружеской пары после рождения ребенка, однако последняя тоже не исчезает, а приобретенный в ней опыт согласования и приспособления является одним из важнейших условий эффективного функционирования субсистемы родителей. Каждый из супругов имеет свое понятие отцовства и материнства. Потребности ребенка (детей) требуют их согласовывать и создавать основанную на авторитете семейную иерархию, в которой дети являются равными с родителями. Через субсистему родителей они приобретают умение чувствовать авторитет и учатся сотрудничать в ситуации неравных авторитетов. Субсистема родителей изменяется, приспосабливается к возрастным особенностям детей (например, дошкольника родительская субсистема должна опекать, у подростка воспитывать самостоятельность и ответственность). Кроме того, субсистема родителей обязана учитывать потребности всех растущих в семье детей" (9, 52).

Назначение субсистемы детей – предоставить ребенку возможности быть лишь ребенком (не сыном и не дочерью, не внуком или внучкой) и изучать отношения сверстников, воспитывать способность к согласованию и приспособлению" (9, 52).

Выделение субсистем позволяет более четко обозначить их внутренние и внешние связи, что является важным для системного рассмотрения динамики семейных отношений.

Супервизор должен прояснить педагогу цели структурной модели оказания консультационной помощи семье, которые S.Minuchin формулирует следующим образом:

· создание эффективной иерархической структуры, в которой родители являются авторитетом для детей;

· образование эффективной родительской коалиции, в которой родители поддерживают друг друга при предъявлении требований к детям;

· расширение субсистемы детей в субсистему сверстников, побуждение к общению вне семьи;

· создание отвечающих возрасту детей условий для экспериментов с автономией и независимостью;

· обособление субсистемы супружеской пары от субсистемы родителей (23, 96).

В процессе взаимодействия с клиентами консультант может использовать трансакционную модель консультирования семьи, родоначальником которой является E.Berne. Он следующим образом излагает основные принципы своего подхода: "Каждый взрослый человек был ребенком; каждый человек, мозг которого нормально функционирует, имеет опыт реальности; каждый взрослый человек имел родителей или кого-то, кто их заменял" (17).

В своей теории E.Berne описывает состояние трех "Я" – Родителя, Взрослого, Ребенка. Состояние Ребенка характеризуется эмоциональным выражением потребностных состояний человека, его страхов, тревог, фантазий, желаний. В состоянии Взрослого индивид склонен к объективной оценке себя и окружающей реальности, его отличают уверенность в себе, умение рационально использовать приобретенные в этой жизни навыки. В состоянии Родителя человек руководствуется традиционными установками, являющимися результатом внешних влияний, имевших место в детстве.

Основной способ консультационной помощи семье в рамках трансакционной модели – это анализ игр. В ходе такого анализа индивид осознает различия между ситуацией, которую ему предъявляли (состояние Родителя), ситуацией, которую он сам пережил (состояние Ребенка), и ситуацией, которую он в настоящее время осваивает (состояние Взрослого). Осуществив анализ, индивид становится более автономным и может выбрать образ жизни и стиль общения, наиболее созвучный его личности. В основе выбора лежит глубокое осмысление описанных выше состояний, своих жизненных целей, отношенческих игр с другими людьми. Во время анализа клиент знакомится с принципами трансакционного подхода, осваивает используемые в нем термины и символы. Благодаря этому, как отмечает Г.Навайтис, "консультируемый легко овладевает методами трансакционного анализа и становится компетентным партнером консультанта, способным сообща с ним анализировать свои игры. В ходе анализа выясняется иррациональность и комичность стереотипов жизненных ситуаций, что создает условия для изменения поведения" (9, 62).

Представленные модели консультирования семьи основаны на принципах и положениях концепций, в которых значительная роль отводится проблеме внутрисемейной коммуникации.

Согласно А.А.Бодалеву, "достижение положительного результата в общении, как правило, связано с чувственным отношением друг друга, накоплением и правильным обобщением информации друг о друге. Отрицательный результат в общении часто оказывается следствием неадекватного отражения общающимися друг друга, недостаточности и неправильного истолкования информации, которой каждый из них располагает" (2).

Искажение представлений о другом члене семьи многими авторами (А.А.Бодалев., Э.Г.Эйдемиллер., В.В.Юстицкис и др.) рассматривается как один из источников нарушения коммуникативного процесса, восстановление которого входит в задачу семейного консультанта. Для решения этой задачи могут оказаться полезными работы, освещающие учение о коммуникативном канале, которые являются результатом развития кибернетики и теории информации. Это учение, исследуя процессы передачи информации и изучая наиболее общие причины информационных искажений, выявило ряд передаточных механизмов, обеспечивающих процесс обмена информацией (выбор содержания сообщения, кодировка, передача, прием и т.д.).

Э.Г.Эйдемиллер и В.В.Юстицкис (14) описывают процесс речевого общения следующим образом: посылаемое сообщение кодируется в определенной знаковой системе, получаемое сообщение восстанавливается посредством операции декодирования. Кодирование и декодирование – комплементарные процессы: кодирование предполагает декодирование. Набор знаков (языковых или неязыковых) является необходимым условием для передачи сообщения. Эффективность коммуникации может быть определена путем установления соответствия между посланным и полученным сообщением. Отдельные слова и группы слов служат прежде всего для введения общего для говорящего и слушающего когнитивного поля в сообщении. В процессе коммуникации возникают расхождения между посылаемым и получаемым сообщениями, так как ни один говорящий - слушающий не может овладеть всеми потенциальными возможностями каждого слова (14).

Специалистам, профессионально занимающимся консультированием, необходимо помочь своим клиентам преодолеть ошибочное представление о том, что передаваемая ими информация всегда в полном объеме и адекватно воспринимается адресатом коммуникации.

Для консультанта, организующего процесс эффективной коммуникации, полезным является изучение репрезентативных систем личности. Репрезентативные системы соотносятся с визуальными, аудиальными и кинестетическими ощущениями, посредством которых человек воспринимает информацию. Концепция репрезентативных систем пришла в педагогику и психологию из нейро-лингвистического программирования (НЛП), которое в последнее время получило широкое распространение в практике консультирования.

Для педагога-консультанта практическую значимость представляет тезис теоретиков НЛП о наличии у каждого индивида ведущей репрезентативной системы (ВРС). R.Bandler, J.Grindler, V.Satir полагают, что ВРС есть результат формирования индивидуальной модели мира, которую каждый человек создает для себя, опираясь на наследственность и уникальный жизненный опыт, чтобы в дальнейшем использовать его для организации собственного поведения. Через призму этой модели индивид рассматривает окружающий его мир: среду обитания, семейные отношения, профессиональную деятельность и т.д. По мнению Bandler и Grindler, средствами формирования таких моделей являются такие универсалии, как избирательность (вычеркивание), искажение и обобщение (15).

В практике консультирования семьи знание ВРС клиента помогает консультанту установить более эффективное общение с ним. С другой стороны, это знание помогает изменить личность клиента, расширить горизонты его восприятия. Если клиент обращает внимание на аудиальное представление своего жизненного опыта, то консультант может помочь ему сформировать визуальное представление об этом опыте.

Следует отметить, что знание репрезентативных систем имеет и самостоятельное педагогическое значение, что получает распространение не только в практике консультирования, но и в практике обучения. Так, Б.Ливер связывает учебные трудности детей с несовпадением учебного и педагогического стилей. В связи с этим она рекомендует выбор педагогического стиля в зависимости от типа учащегося. Согласно предложенной ею типологии, учащихся условно можно разделить на три группы – на тех, кто воспринимает и лучше усваивает учебный материал визуально, и тех, у кого преобладает аудиальное или кинестетическое восприятие.

Несмотря на то, что проведенные до настоящего времени исследования убедительно не доказали существования феномена ВРС как устойчивой личностной характеристики, можно согласиться с мнением Э.Г.Эйдемиллера и В.Юстицкиса о том, что в практической консультативной деятельности эффективными могут оказаться следующие способы применения теорий НЛП:

1. Присоединение к клиенту на уровне его лингвистических паттернов.

2. Поощрение его к переходу от одной сенсорной модальности (визуальной или кинестетической) к другой, что облегчает понимание различных вопросов и разрешение сложных проблем (14).

Значительное место в литературе по семейному консультированию отводится различным видам нарушений межличностной коммуникации в семье.

Немало проблем в семейной жизни связано с так называемой "отклоненной коммуникацией". К ним относятся искажение речи у членов семьи, склонность к односторонней коммуникации, замена диалога монологом, отсутствие или потеря зрительного контакта, неспровоцированные выходы из контакта (когда, например, общающийся член семьи неожиданно прерывает процесс общения, поворачивается спиной к собеседнику или, прервав акт коммуникации, начинает заниматься другим делом).

Для консультанта важно обратить внимание своих клиентов на возможные проявления отклоненной коммуникации, выявить их на основе совместной рефлексии в повседневном общении консультируемых и выработать рекомендации по их профилактике.

Консультанту следует учитывать динамику развития коммуникационных проблем, под которым в семейном консультировании понимают совокупность процессов, приводящих к психотравмирующим ситуациям. Э.Г.Эйдемиллер и В.Юстицкис выделяют три этапа развития коммуникационной проблемы: информационно-дефицитный, замещающе-искаженной коммуникации и поведенчески-коммуника­ционный (14). Как отмечают авторы, на первом этапе возникает и становится выраженной коммуникационная проблема, имеет место неудовлетворенная потребность и невозможность коммуникации. Этот этап нередко протекает в форме воображаемой коммуникации имеющего проблему индивида с тем, от кого зависит ее решение. Индивид мысленно обращается к другому, а точнее – к своему представлению о другом, с так или иначе выраженной просьбой, требованием, намеком и мысленно получает его ответ. Результат этой коммуникации (а точнее – мысленного эксперимента) в немалой степени зависит от представления о другом, о его личности, о психологических особенностях, его отношения к индивиду и, следовательно, от его реакции на обращение к нему. Нередко именно это представление оказывается первым и окончательным барьером коммуникации.

Коммуникационная проблема может остановиться в своем развитии на первом этапе и остаться источником "тлеющей неудовлетворенности". Однако в случае дальнейшего развития она приобретает характер замещения или искажения коммуникации.

Поскольку замещающе-искаженная коммуникация часто является недостаточной для решения проблемы на поведенческо-коммуникационном этапе участник ситуации с неудовлетворенной потребностью переходит к манипулированию отношениями с членами семьи с целью такого преобразования ситуации, когда возникает возможность удовлетворить эту потребность.

Мы согласны с мнением Э.Г.Эйдемиллера и В.Юстицкиса о том, что коммуникационная проблема может стать источником психической травматизации участников ситуации, помешать удовлетворению их потребностей и, в конечном счете, запустить механизм конфликтных взаимоотношений, связанных с ухудшением взаимопонимания в малой группе (14).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: