Ситуация для анализа и обсуждения

К консультанту обратился педагог с ситуацией профессионального затруднения, возникшей в связи с лишением матери его ученика родительских прав. Подготовка этого процесса вызвала серьезный конфликт между классным руководителем и учащимся А., который был представлен консультанту в процессе сценического консультирования с использованием элементов психодрамы в форме диалога-драматизации.

- Вот, Леша, кажется, заканчиваются твои мытарства. Хорошо, что ты нам правду рассказал, почему с невыученными уроками в школу приходишь, к тому же невыспавшийся и голодный. Скоро прекратит твоя мама куролесить по пьянке, и тебе не придется у соседей прятаться от ее дружков. Собрали мы все документы на лишение родительских прав Ксении Петровны и на принудительное лечение от алкоголизма. Недели через две состоится суд, и ты сможешь вздохнуть спокойно.

- Что же мамка уже не будет мне мамкою считаться?

- Конечно, не будет и пьянки у вас прекратятся, и дружки ее – собутыльники исчезнут. Одним словом, весь этот ужас позади будет…

- Легко Вам говорить… А я как же без мамки? Кому я буду нужен? В интернат для сирот что ли идти? Во век я туда не пойду – никто меня не заставит.

- Да и не надо в интернат идти. Бабушка оформит над тобой опекунство. Ты переедешь к ней или она у вас поселится, - уж договоримся как-нибудь. Да и разве школа оставит тебя в беде? Разве твоя судьба нам безразлична?

- Не безразлична, конечно, но не хочу я без мамки. Нужен я ей. Понимаете – нужен. Кто ей продукты принесет, чаем напоит?

- Может ты ей еще и за бутылкой сбегаешь, сигареток раздобудешь?

- Ну зачем вы так? Она ведь не всегда плохая. Она даже очень добрая, когда трезвая. Не надо отдавать документы. Не хочу я без мамки.

- Как это не надо? Ты думаешь так легко их собрать было? Сколько времени я потратила – и все ради тебя, чтоб тебе хорошо было, чтоб учился спокойно.

- А теперь не отдавайте ради меня. Ну пожалуйста.

- И все останется по-прежнему: пьяные драки, скандалы, бессонные ночи.

- Нет. Я мамку воспитывать буду. Вы ведь знаете, я упрямый: от своего не отступлю. Отец, говорят, таким был, пока не погиб в катастрофе.

Вопросы для обсуждения ситуации:

1. Может ли ребенок действительно оказаться воспитателем своих родителей?

2. Какие сценарии данной ситуации могут быть проиграны в процессе сценического консультирования? Какие тактики при этом может использовать консультант?

3. Какой Вы представляете педагогическую позицию учителя в результате полученной консультации?

 

Тест для самоконтроля

I. Выберите правильный ответ:

1. Буллинг – это:

а) специальное транспортное средство, оборудованное для консультирования;

б) тактика директивного вмешательства консультанта;

в) ролевая игра, снимающая эмоциональное напряжение клиента;

г) физическое или психологическое насилие над личностью.

2. К стилям семейного воспитания относятся:

а) авторитарный, демократический, либеральный;

б) партисипативный, субсидиарный, автократический;

в) сотрудничество, конфронтация, невмешательство, диктат, опека.

II. Закончите следующие предложения:

1. Источником "Они-препятствий" для ребенка является …

2. В качестве тактики профессиональной и предпрофильной консультации могут быть использованы …

3. Тактика защиты может быть эффективной, если …

4. Формами деструктивного поведения ребенка в процессе педагогического консультирования могут быть …

III. Согласны ли Вы со следующими утверждениями?

1 Невмешательство не может быть эффективной тактикой педагогического консультирования, ибо оно предполагает преднамеренное самоустранение взрослого от решения проблемы ребенка.

2. Наиболее эффективной формой группового консультирования, связанного с преодолением насилия и жестокости, разрушением буллинг-систем, является психодрама.

3. Причины многих нерешенных семейных проблем находятся в опыте детства, приобретенном в родительском доме.

4. Просветительские модели консультирования родителей абсолютно бессмысленны, поскольку родители располагают необходимой информацией о воспитании детей из других источников.

 

Библиография

1. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования. – Вып. 6. – М.: Инноватор, 1996. - С.71-88.

2. Бодалев А.А., Столин В.В. Семья в психологической консультации. –М., 1982.

3. Бремс К. Полное руководство по детской психотерапии. – М.: Изд-во "ЭКСМО – Пресс", 2002.

4. Вершинин С.И. Основы принятия решения о профессиональном выборе. – М.: Прометей, 1996. -161 с.

5. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века // Новые ценности образования. – Вып. 6. – М.: Инноватор, 1996. - С.10-38.

6. Лейн Д.А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д.Лейна, Э.Миллера. – СПб.: Питер, 2001.

7. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми: цели, задачи и основные принципы. - Санкт-Петербург: ООО Издательство «Речь», 2000.-150с.

8. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие. – М.: МИРОС, 2001.

9. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: изд-во НПО "МОДЕК", 1999. – 224 с.

10. Нибергаль Г. Групповая терапия, психодрама и ролевая игра // Психотерапия детей и подростков / Под ред. Х. Ремшмидта. – М.: Мир, 2000.

11. Новые ценности образования – М.,1995. – Вып. 1.

12. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПБ.: Питер Ком, 1999.

13. Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

14. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 1999. – 656 с.

15. Bandler R., Grindler J., Satir V. Changing with families. Palo Alto, Calif: Science and Behavior Books, 1976.

16. Baszormenyi-Nagi I., Ulrich D. Contextual family therapy // Handbook of family therapy. N.Y., 1981.

17. Berne E. Transactional Analysis in Psychotherapy. N.Y., 1960.

18. Bowen M. Family therapy in clinical practice. N.Y., 1984.

19. Gordon S., Davidson N., Behavioral parent training // Handbook of family therapy. N.Y., 1981.

20. Davies R. Bullying: an action research approach, Conference paper, Exeter University. 1990.

21. Elliott M. Bullying: harmless fun or murder?, in E. Roland and E. Munthe (eds) Bullying: An International Perspective. London: Fulton Books. 1989.

22. Lane D.A. Truacy in the disruptive pupil, Conference paper, ILEA. London. 1974.

23. Minuchin S. Families and family therapy. Cambridge MA, 1974.

24. Rolland E. Bullying: the Scandinavian research tradition, in D.P. Tattum and D.A. Lane (eds) Bullying in Schools, Stoke-on-Trent: Trentham Books. 1988.

25. Stephenson P., Smith D. Bullying in the junior school, in D.P. Tattum and D.A. Lane (eds) Bullying in Schools, Stoke-on-Trent: Trentham Books. 1988.

 



Глава 4.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: