Консультирование по процессу и результатам аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений

 

Подготовка образовательного учреждения к аттестации и государственной аккредитации относится к числу тех ситуаций, когда услуги консультанта оказываются наиболее востребованными.

Аттестация является основной формой контроля за качеством образования в образовательных учреждениях. При аттестации образовательного учреждения устанавливаются:

- исполнение образовательным учреждением государственных образовательных стандартов при организации обучения по образовательным программам соответствующего уровня и направленности в части обязательного минимума содержания основных образовательных программ, максимального объема учебной нагрузки обучающихся, полноты выполнения основных образовательных программ;

- соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов.

В ходе государственной аккредитации помимо показателей, предусмотренных процедурой аттестации, рассматривается ряд дополнительных показателей:

- направленность реализуемых образовательных программ;

- структура классов (гимназические, с углубленным изучением ряда предметов и т.п.);

- кадровое обеспечение: укомплектованность штатов, уровень квалификации педагогических, инженерно-педагогических, руководящих работников;

- информационно-техническое оснащение образовательного процесса.

Кроме названных показателей могут быть рассмотрены показатели, устанавливающие соответствие деятельности образовательного учреждения требованиям законодательства Российской Федерации и устава в части обеспечения в нем прав участников образовательного процесса.

Свою работу консультант может начать с проведения специального педагогического совета, посвященного вопросам подготовки школы к предстоящему важному событию (1).

На педагогическом совете необходимо ознакомить коллектив образовательного учреждения с основными нормативными документами, регламентирующими порядок аттестации и государственной аккредитации.

Полезно составить и утвердить план-график подготовки к аттестации, предусматривающий подготовительные мероприятия, сроки их проведения и ответственных за исполнение. Такой план-график должен включать следующие основные мероприятия:

- заполнение информационного паспорта образовательного учреждения;

- формирование и представление в орган управления образованием пакета документов на аттестацию и государственную аккредитацию;

- подготовка документов и материалов, необходимых для проведения аттестационной и аккредитационной экспертизы;

- обеспечение необходимых условий для работы аттестационной комиссии (отдельное помещение, возможность пользоваться компьютером, телефоном);

- решение вопросов, связанных с организацией питания членов аттестационной комиссии (особенно в образовательных учреждениях, не имеющих столовой);

- подготовка к проведению анкетирования учащихся, родителей.

Прежде всего, администрации образовательного учреждения потребуется помощь в формировании пакета необходимых документов, поскольку аттестационная комиссия работает именно с документами. От того, насколько правильно и аккуратно они оформлены, во многом зависят итоги аттестации образовательного учреждения. Пакет представленных документов должен отражать результаты работы школы, ее основные достижения по различным направлениям деятельности в соответствии с показателями аттестации и государственной аккредитации.

Консультанту следует учесть, что помимо обязательных документов (информационный паспорт образовательного учреждения, устав, учебный план и т.д.) школа дополнительно по своему желанию может представить материалы, отражающие специфику образовательной деятельности. Это могут быть материалы, демонстрирующие, например, деятельность школы как ресурсного центра по организации одного или нескольких направлений профильного обучения, особую систему дополнительного образования и воспитательной работы, реализацию образовательных программ, преемственных с программами учреждений профессионального образования и т.д. Можно также представить материалы, показывающие особые достижения учащихся.

Подготовку документов целесообразно начать с заполнения информационного паспорта. Это достаточно объемный документ, требующий от образовательного учреждения немало времени и усилий.

Хотя порядок аттестации не предусматривает самообследования образовательного учреждения, заполнение информационного паспорта, по сути, является такой процедурой. Его оформление не сводится к формальному представлению требуемых сведений, а предполагает детальный анализ результатов деятельности школы. Консультанту важно исходить из того, что заполнение информационного паспорта - это работа не только администрации образовательного учреждения, но всего педагогического коллектива, который поэтому должен быть ознакомлен со структурой паспорта и включен в аналитическую деятельность, необходимую для его заполнения.

Структура информационного паспорта, как правило, включает следующие разделы:

- общие сведения об образовательном учреждении;

- организация образовательного процесса;

- качество подготовки выпускников;

- воспитание и дополнительное образование;

- кадровое обеспечение образовательного процесса;

- информационно-техническое оснащение;

- обеспечение прав участников образовательного процесса.

Таким образом, заполненный паспорт содержит информацию, необходимую для рассмотрения как показателей аттестации образовательного учреждения, так и аккредитационных показателей. Поэтому он используется не только для целей аттестации школы, но и для целей ее государственной аккредитации.

Работа консультанта, как правило, ограничивается этапом подготовки образовательного учреждения к аттестации. В период аттестационного обследования администрация школы работает с экспертной комиссией "один на один" и лишь в необходимых случаях прибегает к помощи консультанта.

Руководитель образовательного учреждения может вновь пригласить консультанта для участия в педагогическом совете по результатам аттестации и государственной аккредитации.

Подготовку к педагогическому совету целесообразно начать до процедуры аттестации, когда образовательное учреждение благодаря проведенному самообследованию уже может предсказать основные выводы аттестационной комиссии. Здесь так же необходима помощь консультанта. Он должен обратить внимание администрации школы на необходимость тщательной подготовки совета, который завершает процесс аттестации и во многом определяет ее влияние на дальнейшее развитие образовательного учреждения (1).

Неправильно проведенный педагогический совет может сформировать ошибочное представление о результатах аттестации. Одинаково нежелательны как состояние эйфории от полученной высокой оценки, так и чувство разочарования, если процедура аттестации выявила серьезные проблемы в работе школы.

Практика показывает, что в случае, если аттестационная комиссия составила объективное и квалифицированное заключение, коллектив образовательного учреждения очень редко проявляет равнодушие к содержащимся в нем выводам. В то же время необходимо учитывать, что педагогический совет не должен проходить в форме эмоциональной дискуссии о продемонстри­рованных школой результатах. Более продуктивным является деловое об­суждение итогов аттестации и принятие необходимых управленческих решений.

В этой связи, оказывая помощь школьной администрации в подготовке обсуждения итогов аттестации и государственной аккредитации, консультанту следует помнить о следующих критериях правильно проведенного педагогического совета:

- на педагогическом совете были представлены не столько личные мнения, сколько результаты рассмотрения четких и однозначных показателей;

- значения показателей, продемонстрированные образовательным учреждением, можно было сравнить со значениями аналогичных показателей по другим образовательным учреждениям;

- сформулированные рекомендации по совершенствованию образовательного процесса были конкретными и основывались на объективной оценке результатов работы школы;

- участники педагогического совета избегали излишних эмоциональных оценок и выдвигали конструктивные предложения;

- было обеспечено доверие к результатам работы аттестационной комиссии;

- по итогам обсуждения на педагогическом совете были приняты необходимые управленческие решения;

- педагогический совет стимулировал коллектив школы к детальному анализу результатов аттестации и совершенствованию образовательного процесса;

- результатом педагогического совета явилось лучшее понимание проблем и достижений школы со стороны ее социальных партнеров, выразивших готовность к активизации взаимодействия и оказанию помощи образовательному учреждению.

Следует обратить внимание на важность визуализации итогов аттестации. Для всех присутствующих на педагогическом совете необходимо представить ее результаты в распечатанном виде. Можно использовать мультимедийный проектор. Он позволяет наглядно продемонстрировать результаты работы школы по каждому показателю аттестации и государственной аккредитации, сравнить выявленные значения показателей образовательного учреждения со среднеобластными значениями аналогичных показателей.

Полезной будет рекомендация консультанта пригласить на педагогический совет по итогам аттестации и аккредитации представителей муниципалитета.

Благодаря участию в обсуждении итогов аттестации они получат возможность увидеть как достижения, так и проблемы школы. При этом аттестация может стать дополнительным стимулом для оказания помощи образовательному учреждению со стороны местных органов власти, например в форме выделения средств для участия на долевой основе в программе компьютеризации образовательных учреждений или оснащения школ спортивным инвентарем и т.д.

Нелишним будет участие в педагогическом совете социальных партнеров образовательного учреждения - представителей предприятий или организаций, с которыми взаимодействует школа, а также учреждений профессионального образования.

И конечно педагогический совет не должен проходить без участия представителей родительского комитета школы. Родители должны быть уверены, что школа обеспечивает надлежащее качество образования, создает условия для развития детей, заботится об укреплении их здоровья.

Отдельно решается вопрос о приглашении на педагогический совет представителей средств массовой информации. Аттестация является важным событием в жизни образовательного учреждения и заслуживает ши­рокого информационного освещения. Об ее итогах должны знать родители, социальные партнеры, общественность, органы власти. Вместе с тем, в процессе информирования о результатах аттестации с использованием СМИ должны строго соблюдаться принципы педагогической этики. Открытый доступ к информации об итогах аттестации образовательного учреждения возможен не во всех случаях. В конечном итоге консультант, как и врач, должен руководствоваться известным принципом "не навреди".

В задачу консультанта должен входить анализ результатов аттестации и аккредитации не только того образовательного учреждения, которое обратилось к нему за консультационной помощью, но и ряда других образовательных учреждений. Это дает возможность выявлять общие тенденции и более объективно оценивать итоги аттестации и аккредитации данного образовательного учреждения.

В качестве примера укажем на некоторые выводы, которые были сделаны нами в ходе анализа результатов аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений Новгородской области:

- в отдельных образовательных учреждениях имеет место противоречие между высоким уровнем профессионализма кадров и относительно низким уровнем качества подготовки выпускников;

- высокий уровень информационно-технического оснащения в ряде образовательных учреждений не влияет на качество подготовки выпускников;

- в некоторых случаях образовательные учреждения набирают количество баллов за счет показателей, оценивающих не конечный результат, а обеспечение образовательного процесса;

- степень удовлетворенности родителей и учащихся качеством образовательных услуг не всегда соответствует их реальному уровню;

- в большинстве случаев высокое качество подготовки выпускников сочетается с высокими результатами в сфере воспитания и дополнительного образования.

Мы не касаемся здесь выводов, которые имеют значение, в основном, для специалистов органов управления образованием, отвечающих за определенные направления функционирования образовательных учреждений, а также для системы повышения квалификации педагогических работников и деятельности городских (районных) методических служб.

В целом, результаты аттестации и государственной аккредитации могут использоваться консультантами для оказания помощи образовательным учреждениям в принятии необходимых управленческих и педагогических решений.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: