Ситуация для анализа и обсуждения

При разработке проекта бюджета системы образования на очередной финансовый год комитет образования области выступил с предложением ограничить число семей, имеющих право на частичную компенсацию расходов по содержанию ребенка в детском саду, категорией малоимущих семей. Освободившиеся средства предполагалось направить на развитие материальной базы дошкольных образовательных учреждений и повышение зарплаты воспитателей.

Неожиданно во время встречи председателя комитета образования области с заведующими детскими садами областного центра данное предложение не было поддержано. Большинство участников встречи было явно за сохранение прежнего порядка, предусматривающего оказание социальной поддержки всем семьям независимо от уровня их доходов.

Слова руководителя системы образования области о том, что в условиях дефицита областного бюджета нельзя одновременно увеличить объем социальной поддержки семей и повысить заработную плату воспитателей, зал воспринял шумом. Посыпались обвинения в "разрушении системы дошкольного образования", в "непонимании остроты кадровой проблемы в детских садах". Одновременно выступающие угрожали "голодными обмороками детей", говорили о невозможности выполнения норм детского питания. В конечном счете, все призывали увеличить бюджетное финансирование системы дошкольного образования.

Исчерпав аргументы, и намеренно идя на обострение ситуации, председатель комитета образования предложил участникам встречи организовать питание детей за счет средств работников дошкольных учреждений: "Пусть воспитатели и нянечки приносят чай и бутерброды в детский сад – так мы решим проблему питания детей".

Вопросы для обсуждения ситуации

1. Считаете ли Вы, что причиной, вызвавшей описанную ситуацию, явилось непонимание заведующими детскими садами политики комитета образования области по обеспечению участия родителей в финансировании дошкольных образовательных услуг? Или основной причиной стало несогласие с предложением комитета образования в принципе?

2. Могли бы Вы предложить свои варианты решения проблемы увеличения финансирования системы дошкольного образования при одновременном сохранении размеров социальной поддержки семей, имеющих детей дошкольного возраста?

3. Насколько эффективным Вам представляется прием обострения ситуации, использованный председателем областного комитета образования? Как бы Вы поступили на его месте?

4. Каким могло быть, по Вашему мнению, дальнейшее развитие ситуации?

 

Тест для самоконтроля

I. Выберите правильный ответ:

1. Группы влияния в системе профессионального консультирования – это:

а) объединения педагогов, организующих профориентационную работу;

б) типы ценностных ориентаций личности, определяющих ее профессиональный выбор;

в) детские общественные объединения, в игровой форме знакомящих школьников с миром профессий;

г) большие и малые социальные группы, участники которых или сами выступают субъектами профессионального выбора или оказывают воздействие на выбор профессии другими людьми.

2. Побуждающая стратегия профессионального консультирования – это:

а) вариант оказания консультационной помощи, предусматривающий использование методов подкрепления в рамках поведенческой концепции консультирования;

б) консультирование, основанное на активизации самостоятельного выбора профессии;

в) побуждение к выбору дефицитных профессий на основе создания их позитивного образа и демонстрации возможностей трудоустройства;

г) формирование у консультируемого мотивационной готовности к выбору профессии с учетом его личностных особенностей и ситуации на рынке труда.

II. Закончите следующие предложения:

1. Консультирование в территориальной образовательной системе связано с такими особенностями ее развития, как...

2. В процессе консультирования специалистов муниципальных органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений акцентируется внимание на необходимости обеспечения гарантий общедоступности...

3. Подготовка к аттестации и государственной аккредитации образовательного учреждения может служить поводом для обращения к услугам консультанта, поскольку...

4. Консультант должен помочь администрации школы использовать аттестацию образовательного учреждения как возможность...

III. Согласны ли Вы со следующими утверждениями?

1. Необходимые, но заведомо непопулярные среди населения меры по модернизации образования, например установление зависимости размера государственных именных финансовых обязательств для получения высшего образования от результатов ЕГЭ, должны проводиться последовательно и решительно, без оглядки на мнение населения.

2. Приглашение администрацией школы при подготовке к процедуре аттестации и государственной аккредитации внешнего консультанта свидетельствует о ее недостаточной компетентности и плохом знании ситуации в образовательном учреждении.

3. Специалисты органов управления образованием не должны выступать консультантами подведомственных им образовательных учреждений, поскольку иное было бы нарушением этических норм.

4. В процессе консультирования образовательного учреждения допустимым является лишь анализ его собственной динамики развития, но не сравнение с другими образовательными учреждениями или со средними показателями по территории.

Библиография

1. Аверкин В.Н., Зайченко О.М. Аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений в территориальной системе образования. – Великий Новгород: НРЦРО, 2005. – 198 с.

2. Аверкин В.Н., Зайченко О.М. Путевка в жизнь: образование, профессия, карьера. – М.: Просвещение, 2004. – 192 с.

3. Высшее образование в России: состояние и направления развития. Аналитический доклад / под ред. В.Л.Глазычева. – М., 2004.- 144 с.

4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М., 2001.

5. О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации. – М., 2005.

6. Областная Программа развития образования на 2001-2005 годы. – Великий Новгород, 2001.

7. Справочник по политическому консультированию / под ред. Д.Перуматтера. - Пер. с англ. – М., 2002.

8. Территориальная образовательная политика: от программы до результатов: научно-методические рекомендации / под ред. В.Н.Аверкина, О.М.Зайченко. – Великий Новгород: НРЦРО, 2005. – 96 с.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оценивая уровень развития педагогического консультирования в нашей стране, следует отметить, что на сегодняшний день оно находится на этапе становления. Вместе с тем его дальнейшие перспективы отнюдь не туманны и позволяют надеяться, что данная область научного знания и профессиональной деятельности, расширяясь и обогащаясь практическим опытом работы консультантов, получит широкое признание как один из факторов развития отечественной системы образования.

Основанием для такого прогноза служат, по крайней мере, три обстоятельства.

Во-первых, педагогическое консультирование как процесс сопровождения участников образовательного процесса может считаться относительно новым элементом педагогической практики для нашей страны, но не для тех стран, где консалтинговые технологии в образовании применяются уже не одно десятилетие, а профессия консультанта или супервизора стала давно привычной. И хотя, как можно было убедиться за последние годы, далеко не все, что успешно работает в западных моделях образования, столь же успешно позволяет решать проблемы российской школы, в данном случае имеющиеся культурно-исторические особенности и традиции едва ли вступят в противоречие с целями и замыслом создания системы педагогического консультирования, тем более, что потребность в соответствующих услугах действительно существует. Кроме того, речь идет не о слепом заимствовании западных образцов, а о разработке стратегий и приемов консультационной деятельности, адекватных проблемам, с которыми сталкиваются педагоги, учащиеся и родители в российской школе.

Во-вторых, нарастание негативных тенденций в детской и молодежной среде, кризис института семьи, обострившиеся проблемы межпоколенных отношений актуализирую разработку и широкое использование технологий консультирования как особого вида социально-педагогической поддержки, направленной на оказание помощи ребенку и семье, в которой он воспитывается.

В-третьих, не в меньшей степени, чем учащиеся и родители, в услугах профессиональных консультантах нуждаются педагогические работники. Усложняющийся характер профессиональной деятельности в различных сферах, в том числе и, может быть, прежде всего в сфере образования, заметно повышает степень риска, связанного с возможностью профессиональных ошибок, равно как и усиливает негативные последствия непросчитанных решений. Даже специалистам с высоким уровнем квалификации все чаще требуется та или иная внешняя помощь, позволяющая более точно диагностировать причины возникающих профессиональных затруднений и находить адекватные способы их разрешений.

Поскольку основной акцент в учебном пособии сделан на консультировании педагогов, уместно еще раз подчеркнуть ряд его особенностей.

Потребность в услугах внешнего консультанта может возникнуть на разных этапах профессиональной биографии педагога. Безусловно, чаще всего в них нуждаются молодые специалисты, не располагающие достаточным профессиональным опытом. Вместе с тем помощь супервизора или консультанта может оказаться весьма полезной и для квалифицированного педагога, являющегося подлинным мастером своего дела, ибо какими бы значительными ни были его профессиональные достижения, они не исключают необходимости постоянного творческого поиска, пересмотра привычных образцов деятельности в соответствии с новыми целями и задачами. Наконец, опыт и мастерство не гарантируют отсутствия сложных проблем и нестандартных ситуаций, требующих квалифицированной подсказки, совета или рекомендации. 

Ситуации профессионального затруднения, с которыми имеет дело консультант, представляют собой сложный синтез объективно складывающихся обстоятельств и профессионально-личностных особенностей специалиста, в первую очередь стиля его поведения и общения. В процессе консультирования учитывается не только характер самой ситуации, но и то, в какой мере педагог способен активно и самостоятельно преодолевать возникшие затруднения, иными словами относится ли он к интерналам или экстерналам. Объектами сопровождения становятся прежде всего те педагоги, которые испытывают особую потребность в различных формах внешней помощи, поскольку их способность к самостоятельному разрешению проблемных ситуаций выражена недостаточно.

Педагогическое консультирование включает различные стратегии и тактики работы с учителем, учитывающие многообразие ситуаций профессионального затруднения. Консультационные услуги могут оказываться как в группе, так и индивидуально. В первом случае оказываются задействованными различные эффекты группового взаимодействия, например, обратная связь, самораскрытие в группе, групповая динамика и др. Во втором случае особое значение приобретают процессы межличностного взаимодействия консультанта с клиентом. Их доверительные отношения, проявление эмпатии, открытость – условия, необходимые для создания климата сотрудничества при решении проблемы.

Консультирование педагога может осуществляться с опорой на различные концептуальные модели. Особую ценность для консультанта имеют ведущие теории психологической помощи и консультирования – гуманистическая, психоаналитическая и поведенческая, ибо они содержат эффективный инструментарий диагностики и разрешения профессиональных затруднений специалиста. Безусловно, применение указанных теорий для осуществления педагогического консультирования требует их соответствующего переосмысления и определенной корректировки. В любом случае консультанту важно следовать не неким канонам той или иной психологической школы, а принципу отбора стратегий и техник консультирования, обеспечивающих оказание реальной помощи педагогу.

Для педагогического консультирования, как и для любой другой сферы науки и практики, особую опасность представляет следование раз и навсегда выбранным схемам и подходам. В этой связи роль определенного заслона для возможных догматических установок мы отводим процессам интернационализации образования, создающим широкие возможности для свободной циркуляции новых идей в области педагогического консультирования, возникающих в различных странах. При этом необходимо отметить, что подобный обмен идеями одинаково важен как для России, так и для тех стран, которые явились пионерами в сфере разработки технологий педагогического консалтинга. В сказанном авторов убеждает не только анализ сложных путей развития педагогического консультирования, но и собственный опыт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: