Профессиональное консультирование учащихся, родителей, педагогов

Консультирование по вопросам профессионального и образовательного выбора является одним из ярких примеров, когда консультационная помощь должна быть согласована с основными направлениями территориальной образовательной политики, а в более широком плане – с перспективами социально-экономического развития региона.

В процессе профессионального консультирования учет ситуации на рынке труда должен рассматриваться не только как средство выполнения социального заказа, но и как инструмент ориентации личности на профессии, открывающие широкие возможности для раскрытия ее внутреннего потенциала.

Для оказания квалифицированной помощи в выборе профессии необходимо знать потребность рынка труда в работниках с различными уровнями профессионального образования – начальным, средним и высшим. В этой связи предпосылкой профессионального консультирования в территориальной системе образования является мониторинг потребностей в кадрах и изучение квалификационных запросов работодателей.

Вместе с тем чрезвычайно важно знать и принимать во внимание сложившиеся профессиональные предпочтения и соответствующие им (или не соответствующие) образовательные стратегии населения, поскольку в современных условиях профессиональные консультанты сталкиваются с искаженными представлениями учащихся, родителей, а нередко и педагогов о ситуации на рынке труда или с представлениями, не учитывающими динамику спроса на те или иные профессии.

Как отмечается в аналитическом докладе "Высшее образование в России: состояние и перспективы развития" (Фонд "Наследие Евразии") "если старшее поколение, состоящее из людей, получивших высшее образование до 1992 года, с чрезвычайной болезненностью и лишь отчасти, но все же адаптировалось к жизненной ситуации, то адаптация к жизненным условиям выпускников вузов первого десятилетия XXI века более проблематична. Их ожидания, разбуженные и усиленные СМИ, достаточно высоки – опросы в 15 регионах показали, что студенты старших курсов почти поголовно ориентируются на первый заработок в размере не ниже 12-18 тысяч рублей в месяц и на работу в среднем управленческом звене" (3, 8).

В этой связи нельзя умолчать о проблемах, связанных с ориентацией выпускников на профессии, требующие получения высшего образования. Складывающаяся здесь ситуация весьма неоднозначна и едва ли может быть решена каким то одним и к тому же простым способом.

С одной стороны "со всей определенностью можно утверждать, что структура рынка труда в России в настоящее время и в ближайшем будущем не в состоянии найти применение для растущего числа выпускников вузов, что приведет к росту социальной напряженности в стране" (3, 8).

С другой стороны, диплом о высшем образовании в глазах работодателей стал неким индикатором социальной зрелости работника, обеспечивающей адаптацию к требованиям и условиям производственной среды. При этом формальная профессиональная специализация может не учитываться.

Одновременно следует иметь в виду и тот факт, что согласно данным крупномасштабного исследования, проведенного Фондом общественного мнения в марте 2003 года, две трети родителей (63%), имеющих детей в возрасте от 13 до 20 лет, с той или иной степенью уверенности утверждают, что хотели бы дать своему ребенку высшее образование. Таким образом, легко прогнозируется непопулярность мер по сокращению количества бюджетных мест в учреждениях высшего профессионального образования, что, однако, отнюдь не свидетельствует о нецелесообразности таких мер.

В этих условиях, преимущественная ориентация на приобретение профессий, предполагающих наличие начального или среднего профессионального образования, как наиболее востребованных на рынке труда, должна сочетаться с демонстрацией социальной и личностной значимости высшего образования. Получение высшего образования обеспечивает бóльшую профессиональную мобильность работника, который и в том случае, если его место работы не требует высокой квалификации, имеет возможность для поиска более соответствующей его образованию сферы деятельности, а значит возможность профессионального и карьерного роста.

В системе профессионального консультирования могут быть выделены две основные группы влияния.

Первую группу образуют непосредственно субъекты профессионального выбора. К ним относятся:

- учащиеся общеобразовательных школ;

- учащиеся и студенты учреждений профессионального образования;

В состав вторых групп входят те, кто не является субъектом профессионального выбора, но оказывает воздействие на принятие решения о выборе профессии: родители учащихся, педагоги, другие значимые взрослые, сверстники.

Профессиональное консультирование может осуществляться в следующих формах:

- профориентационная работа в образовательных учреждениях;

- предоставление профориентационных услуг специализированными центрами;

- маркетинг профессий, востребованных на рынке труда, и организация PR-мероприятий.

Эффективность профессионального консультирования зависит от возможности его организации как процесса сопровождения личности на разных этапах её жизненной биографии. При этом должна учитываться специфика целей и содержания профориентации для разных возрастных групп.

В дошкольных образовательных учреждениях в процессе игровой и творческой деятельности профориентационная работа должна быть направлена на:

- формирование у детей начальных представлений о мире труда;

- знакомство с профессиями своих родителей, а также с профессиями, наблюдаемыми детьми в повседневной жизни (продавец, милиционер, водитель, врач и др.);

- формирование у детей мотивации и интереса к труду с учетом особенностей их возраста и состояния здоровья;

- развитие умений, необходимых для осуществления доступных форм трудовой деятельности.

В начальной школе профессиональное консультирование должно обеспечивать:

- развитие у учащихся представлений о различных видах профессий;

- создание установки на необходимость дальнейшего выбора профессии;

- формирование знаний о роли труда в истории общества и жизнедеятельности человека;

- привитие добросовестного отношения к труду, уважения к людям, занятым в различных сферах деятельности;

- развитие начальных трудовых навыков.

Основными задачами профессионального консультирования в основной школе являются:

- формирование дифференцированного представления об условиях труда в различных сферах производства, в том числе через участие в различных кружках, студиях, объединениях;

- оказание помощи в формировании у учащихся сознательного подхода к профессиональному выбору в соответствии с интересами, состоянием здоровья и индивидуальными особенностями, а также с учетом потребности рынка труда в кадрах;

- формирование умений самооценки своих способностей и их соотнесения с требованиями избираемой профессии.

На старшей ступени профессиональное консультирование должно быть направлено на:

- развитие умений выявлять и самостоятельно оценивать индивидуальные способности (призвание);

- формирование представлений о ситуации на рынке труда и требованиях работодателей;

- формирование знаний о возможностях получения профессионального образования, необходимого для работы по избранной профессии (2).

Профессиональное консультирование в образовательных учреждениях выступает как компонент учебно-воспитательного процесса. Её эффективность определяется сочетанием различных форм профориентационной помощи учащимся в процессе преподавания школьных дисциплин (в том числе в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения) и организации внеурочной деятельности.

Интегрирующим компонентом различных вариантов организации профессионального консультирования может выступать специальный курс, рассматривающий такие вопросы, как (2):

1. Планирование профессионального будущего:

- Как выбрать для себя будущую профессию?

- Что нужно знать о рынке труда и требованиях работодателей?

- Как определить свои профессиональные интересы и способности?

- Почему важно иметь личный профессиональный план и как его составить?

2. Приобретение профессии:

- Что представляет собой система профессионального образования?

- Где и как можно получить начальное профессиональное образование?

- В каких учебных заведениях можно приобрести специальности среднего профессионального образования?

- Какие существуют возможности для получения высшего профессионального образования?

3. Поиск работы и трудоустройство:

- Как получить информацию о вакансиях?

- Как предъявить себя на рынке труда?

4. Дополнительная правовая консультация

- В чем заключается система целевой контрактной подготовки кадров?

- Какая социальная поддержка оказывается студентам и учащимся профессиональных учебных заведений?

- Какую помощь может оказать государственная служба занятости населения?

Об актуальности такого курса свидетельствуют слова, произнесенные в ходе т.н. бизнес-педсовета, организованного "Деловой Россией" 30 августа 2004 года с приглашением руководителей предприятий и руководства Министерства образования и науки: "Все, как один говорят о том, что самый главный навык, который требуется от выпускника, это умение искать работу, разговаривать с работодателем, умение самопрезентации, то, что называется presentation skill и общение с работодателем".

Значительное место в системе профориентационной помощи учащимся занимает преподавание образовательной области «Технология». Её содержание предполагает формирование у школьников знаний об общих основах техники и различных видах технологий, экономики производства, организации труда и производственных отношениях. В ходе изучения данной образовательной области учащиеся осваивают технологии ручной и машинной обработки конструкционных материалов. Важным компонентом преподавания «Технологии» является развитие у школьников навыков профессионального самоопределения.

Организация профессиональной ориентации учащихся в рамках образовательной области «Технология» требует более широкого использования метода проектов, предусматривающего активные формы обучения, а именно:

- знакомство с профессиями в ходе самостоятельной исследовательской деятельности (учащиеся посещают предприятия, где собирают информацию, необходимую для проектирования изделий);

- самостоятельное решение учебной технологической проблемы (постановка проблемы, поиск способов её решения, реализация технологической идеи, оценка результатов);

- участие в решении реальной технологической задачи, предлагаемой предприятием;

- моделирование производственных отношений в процессе разработки и реализации проектов с проигрыванием учащимися различных ролей, существующих на современных предприятиях (менеджер, инженер, дизайнер, эколог, экономист, технолог и другие);

- разработку проектов, предусматривающих описание избранной профессии (условия работы, требования к специалисту и т.д.) и путей получения профессионального образования;

- проведение профессиональных проб школьников в процессе реализации проектов.

Другими учебными предметами, где имеются большие возможности для осуществления задач профориентации на специальности, востребованные рынком труда, являются дисциплины естественно-математического цикла – физика, химия, математика, информатика. Основными направлениями реализации профориентационного потенциала данных предметов являются:

- демонстрация использования математических, физических, химических знаний в современных производственных технологиях;

- организация деловых и имитационных игр как форм изучения производственных процессов (например, химических производств);

- сочетание теоретических занятий с лабораторными и практическими работами, имитирующими отдельные компоненты технологических процессов на производстве;

- разработка исследовательских проектов, написание рефератов, подготовка докладов на ученических конференциях по вопросам применения естественно-математических знаний в различных отраслях промышленности;

- проведение уроков-экскурсий на предприятиях.

Еще одним из направлений поддержки учащихся при выборе профессии является организация профессиональной ориентации в системе воспитательной работы школы:

- проведение конкурсов «Мир профессий», ярмарок учебных и рабочих мест;

- организация тематических классных часов, посвященных знакомству с профессиями, востребованными на рынке труда;

- проведение встреч учащихся с представителями различных профессий.

В образовательных учреждениях профессиональную ориентацию на массовые профессии следует сочетать с индивидуальной ориентацией на профессии, которые, хотя и являются востребованными, тем не менее, не предполагают массовой подготовки. Как правило, это творческие профессии. Ориентация на такие профессии требует выявления и индивидуального сопровождения детей, имеющих соответствующие способности. Для этих детей и их родителей нередко свойственно опасение по поводу возможностей получения необходимого профессионального образования и дальнейшего трудоустройства. Профориентационная помощь в этом случае должна состоять в рекомендациях по получению соответствующей допрофессиональной подготовки (обучение в музыкальной школе, в художественной студии и т.д.), в планировании образования после завершения школы, а также в анализе реальных возможностей работы в избранной сфере деятельности.

Профессиональное консультирование в территориальной системе образования может осуществляться как маркетинг востребованных на рынке труда профессий. В его основе будет лежать информационное воздействие на указанные выше социальные группы, ориентированное на достижение следующих эффектов:

- противодействие выбору невостребованных профессий посредством информирования о ситуации на рынке труда (противодействующая стратегия профессионального консультирования);

- побуждение к выбору дефицитных профессий на основе создания их позитивного образа и демонстрации возможностей трудоустройства (побуждающая стратегия профессионального консультирования).

Маркетинг профессий предполагает осуществление PR-мероприятий, таких как подготовка информационных материалов по ключевым вопросам правильного выбора профессии для СМИ, проведение ярмарок профессий с участием работодателей, организация дней открытых дверей в учреждениях профессионального образования и др.

Значительные возможности для осуществления профессионального консультирования и ориентации на востребованные на рынке труда профессии заключены в системе дополнительного образования, которая формирует представление о различных сферах профессиональной деятельности и предоставляет возможность для развития способностей и интересов молодых людей через широкий многоуровневый спектр услуг по дополнительному образованию. Учитывая существующую ситуацию на рынке труда, актуальным является развитие детского технического творчества, обеспечивающего формирование у школьников начальных общетехнических знаний и умений.

Профессиональное консультирование в образовательных учреждениях должно дополняться предоставлением профориентационных услуг специальной службой по консультированию и профдиагностике. Основной задачей такой службы является содействие молодежи в выборе оптимального вида занятости, в планировании и сопровождении профессиональной карьеры, а также помощь в трудоустройстве. Решение этой задачи предполагает:

- мониторинг потребностей различных групп населения в психолого-профориентационных услугах;

- проведение индивидуальных и групповых консультаций по проблемам выбора профессии, в том числе индивидуальное диагностирование способностей личности;

- информирование населения о ситуации на рынке труда, текущих и перспективных потребностях в кадрах, требованиях, предъявляемых профессиями к человеку, предоставление информации о возможностях и путях получения профессионального образования различного уровня;

- осуществление психологической поддержки молодежи, вы­свобождаемых и безработных граждан, других категорий населения по проблемам личностной адаптации в новых условиях труда;

- оказание научно-методической и консультационной помощи образовательным учреждениям в создании и развитии системы профориентационной работы.

 

Вопросы для дискуссии

1. В какой мере в процессе педагогического консультирования необходимо учитывать особенности территориальной образовательной политики?

2. Должны ли консультанты быть независимыми от органов управления образованием или они могут быть штатными работниками, получающими фиксированную заработную плату?

3. Какой тип взаимоотношений консультантов с традиционными институтами повышения квалификации является, на Ваш взгляд, более продуктивным – сотрудничество или конкуренция?

4. Какую позицию по отношению к независимым консультантам должны занимать органы управления образованием?

5. Можно ли считать единственным показателем качества работы консультанта востребованность его услуг в территориальной системе образования?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: