А.Н. Леонтьев «Ребенок вовсе не стоит перед окружающим его миром один на один. Его отношение к миру всегда опосредованы отношением человеку, к другим людям, его деятельность всегда включена в общение. В этом процессе ребенок, человек и научается адекватной деятельности. Таким образом, этот процесс является по своей функции процессом воспитания» (Проблемы развития психики. – М., 1972. – С.413). Проблема общения человека в обществе привлекает внимание философов, социологов (Б.Д. Парыгин, И. Кон) психологов (А.А. Бодалев, П.М. Якобсон, М.И. Лисина), педагогов (Г.М. Лямина, Р.А. Сандлер, Л.Г. Калинина и др.).
Большой вклад в изучение общения у детей раннего возраста внесла М.И. Лисина. По ее мнению, общение как процесс взаимодействия людей, направленный на согласование и объединение их энергией с целью достижения общего результата. Специфика общения состоит в адресованности воздействия партнеру. Для актов общения специфическими являются 2 особенности: то, что их предметом служит другой человек – партнер, и что в процессе общения активны оба участника.
В концепции М.И. Лисиной общение интерпретируется как коммуникативная деятельность.
В качестве параметров коммуникативной деятельности выделяются:
- место общения в системе общей жизнедеятельности ребенка и его значение для психического развития на каждом возрастном этапе;
- содержание потребности в общении;
- ведущий мотив общения;
- основные средства общения.
Изучая потребности в общении, М.И. Лисина выделила критерии, позволяющие судить о наличии у детей такой потребности:
- внимание и интерес ребенка к взрослому;
- элементарные проявления ребенка в отношении к взрослому;
- инициативные действия ребенка, направленные на то, чтобы проявить себя, показать взрослому свои умения;
- реакция ребенка на отношения к нему взрослого, в котором обнаруживается самооценка детей и восприятие ими оценки взрослого.
Экспериментами М.И. Лисиной удалось доказать, что содержание потребности в общении детерминируется характером ведущей деятельности детей. На каждом этапе развития, потребность в общении определяется как потребность в таком участии взрослого, которое необходимо и достаточно для решения ребенком основных, типичных для его возраста задач.
В педагогической литературе выделяются разные формы общения детей с взрослыми. Для детей раннего возраста характерны первые 2 – это ситуативно-личностное общение и ситуативно-деловое общение.
Первой в онтогенезе возникает непосредственно эмоциональная форма общения. В ее основе лежит потребность ребенка во внимании и доброжелательности окружающих людей. Ребенок стремится к эмоциональному, личностному контакту. Деятельность общения на этой ступени протекает в форме эмоциональных воздействий взрослого (улыбка, поглаживание, ласковый разговор) и комплекс оживления. Чем младше ребенок, тем чаще инициатива в общении исходит от взрослого. Ситуативно-деловое общение возникает у детей от 6 м. до 2,5 лет. В основе лежит потребность детей во внимании, доброжелательности и в сотрудничестве со взрослыми, как для достижения практических целей, так и для получения от взрослого оценки, признания им усилий и достижений ребенка. На данной ступени общение протекает как совместная с взрослым игра ребенка или выполнение им различных заданий взрослого. В данном общении, дети начинают использовать для контактов со взрослыми и слово, но первоначально только для обозначения элементов ситуации.
Взрослый в процессе общения нужен ребенку как:
- партнер по игре;
- образец для подражания;
- эксперт по оценке умений и знаний.
В работе Л.Н. Павловой даются рекомендации по работе с детьми раннего возраста.
1) Взрослый должен удовлетворять развивающуюся потребность в освоении окружающего, прежде всего, обеспечить ему достаточную двигательную активность, т.е. продумать и организовать окружающую среду, осуществить методически правильный подбор предметов и игрушек.
2) Взрослый должен проявлять исключительную чуткость, развивая постепенно его возможности в освоении окружающего, приучая к преодолению посильных трудностей, чтобы он испытывал радость от достижения цели.
3) необходимо постепенно обогащать малыша впечатлениями при общении с посторонними людьми, другими детьми, давая образец доброго, внимательного взаимодействия с ними.
4) Стремиться вносить в жизнь ребенка новое на фоне частично знакомого или находящегося в сочетании с ними.
Планы семинарских и практических занятий
№ 1. Особенности развития детей раннего возраста.
1. Быстрый темп физического и психического развития ребенка, повышенная ранимость его организмов.
2. Учет особенностей высшей нервной деятельности детей при организации их воспитания.
3. Обоснование необходимости воспитания детей с момента рождения.
Литература:
- Аксарин, Н. М. Воспитание детей раннего возраста / Н. М. Аксарин. – 3-е издание. – М., 1977.
- Алямовская, В. Ясли – это серьезно / В. Алямовская. – М., 1999.
- Волкова, Е. Третий год жизни: социальное развитие / Е. Волкова // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 2.
- Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. – М., 2007.
- Павлова, Л. Третий год жизни: особенности возраста / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 2.
- Педагогика раннего возраста / под ред. Г. Г. Григорьевой, Н. П. Кочетовой, Д. В. Сергеевой. – М., 1988.
- Смирнова, Е. О. Воспитание детей раннего возраста / Е. О. Смирнова. – М., 1996.
№ 2. Организация жизни детей, поступивших в детское дошкольное учреждение.
1. Понятие «социальная адаптация». Актуальность проблемы.
2. Факторы, определяющие характер и длительность привыкания детей к новым условиям.
3. Организация жизни детей, впервые поступивших в детское дошкольное учреждение. Приемы, обеспечивающие их привыкание к новым условиям жизни: а) общие медицинские и педагогические рекомендации; б) работа с детьми первого года жизни; в) работа с детьми второго года жизни.
Литература:
- Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста / Н. М. Аксарина. – М., 1977.
- Ватутина, Н. Д. Ребенок поступает в детский сад / Н. Д. Ватутина. – М., 1983.
- Воспитание и обучение детей раннего возраста / под ред. Л. Н. Павловой. – М., 1986.
- Воспитание и развитие детей раннего возраста / под ред. Г. М. Ляминой. – М., 1981.
- Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. – М., 2007.
- Желеску, Р. Психологические условия адаптации / Р. Желеску // Дошкольное воспитание. – 1982. - № 6.
- Лямина, Г. М. Книга для воспитателей / Г. М. Лямина // Дошкольное воспитание. – 1984. - № 2.
- Мышкис, А. И. О некоторых вопросах адаптации / А. И. Мышкис // Дошкольное воспитание. – 1980. - № 6.
- Организация оздоровления часто болеющих детей в яслях-садах // Дошкольное воспитание. – 1985. - № 4.
- Развитие и воспитание детей раннего возраста / под ред. Н. М. Аксариной. – М., 1965.
- Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Вуковой. – М., 1980.
- Тонкова-Ямпольская, Р. В. Основы медицинских знаний / Р. В. Тонкова-Ямпольская, Т. Я. Черток, И. Н. Алферова. – М., 1986.