Тема 4. Возникновение и развитие предметной и игровой деятельности

Становление процессуальной игры – одна из главных линий развития детей раннего возраста. С самого рождения для ребенка привлекательно все то, что делают взрослые, движущие предметы. Тенденция подражать взрослому лежит в основе появления в раннем возрасте особого вида детской деятельности – предметной или процессуальной игры. Особенность таких игр заключается в том, что в тех многократно воспроизводится процессуальная сторона деятельности взрослых, а результат является воображаемым.

Этапы развития игры и действий с предметами детей 1,2 года жизни изучались Р.Я. Лехтман-Абрамович, Ф.И. Фрадкиной, Н.Н. Палагиной, Е.В. Зворыгиной и др. В результате были выделены особенности, этапы и методы руководства игрой.

В исследовании Р.Я. Лехтман-Абрамович и Ф.И. Фрадкиной выделяются этапы развития действий с предметами игры у детей 1 года жизни. Закономерность в последовательности хода их развития позволяет выделить ряд этапов, характеризующихся известными особенностями, которые должны быть положены в основу воспитательной работы с детьми.

Первый этап – появление активного бодрствования. Лицо человека, яркое пятно, нерезкий звук, вызывающий ориентировочную, а не оборонительную реакцию, являются действительными раздражителями, которые к концу 2 м. жизни переводят ребенка из пассивного состояния в состояние активного бодрствования.

Второй этап – этап сенсорной активности. Активное спокойное бодрствование возникает под влиянием определенной потребности во внешних впечатлениях. Для этого этапа характерно возникновение положительного эмоционального отношения к внешнему раздражителю.

Третий этап – этап преддействий.

На данном этапе начинается длительный, в дальнейшем многократно качественно изменяющийся процесс развития произвольного характера движений. Эти преддействия являются лишь началом предыстории будущих действий с предметами.

Четвертый этап – этап формирования простых повторных результативных предметных действий. Особенности таких действий:

1) появляется сосредоточение с различных анализаторов во время производимых движений;

2) элементарный выбор в направлении движений;

3) многократное воспроизведение результатов;

4) опознавание объектов действия.

Пятый этап – этап соотносимого действия. Главным в период от 7 до 10м. является постепенное формирование активного манипулирования ребенка с двумя объектами одновременно. В этом возрасте ребенок начинает активно выделять определенное место в пространстве, он не только производит действия с теми объектами, которые имеются уже у них в руках, но сам устремляется к предметам, чтобы произвести определенные действия.

Шестой этап – этап функционального действия (10-12 м.). Ребенок пытается воспроизводить действия во всех возможных объектах, обобщив этим свой опыт и превращая конкретные свойства знакомых ему предметов в постоянные функции всех вообще сходных по некоторым признакам предметов. У детей появляются подражательные действия с предметами обихода и с изобразительной игрушкой. В действиях таких как «кормление куклы», «причесывание» ребенок приобщается к употреблению предметов по их специальному назначению, а не только со стороны их физических особенностей.

Для того чтобы игра появилась и развилась необходимо создавать условия:

1) Обеспечить хорошее состояние бодрствования.

2) В группе должен быть фон спокойной тишины.

3) Обеспечить удобное положение ребенка во время бодрствования.

4) Поддерживать и культивировать положительный эмоциональный тонус детей.

5) Предоставлять ребенку предметы и игрушки, соответствующие этапу его развития, наталкивающие его на другие действия.

На втором году жизни происходит становление основных компонентов процессуальной игры – игровой мотивации, самостоятельных игровых действий, действий с предметами – заместителями.

В исследовании Ф.И. Фрадкиной выделяются этапы развития игры. На первом этапе первые игровые действия ребенок совершает по инициативе взрослого, скорее для него, а не по собственному убеждению. В этом возрасте 1 г. – 1 г. 6 м. можно увидеть неоднократно повторяющиеся действия с одними и теми же предметами.

Затем постепенно изменяется состав и характер игровых действий: возрастает количество и их разнообразие; они становятся более самостоятельными устойчивыми, осознанными, обобщенными. Отличительной особенностью этапа игры является слабая осознанность ребенком ее смысла, это выражается в постоянном соскальзывании эпизодического игрового действия на предметное манипулирование.

Постепенно возрастает осознанность, устойчивость и обобщенность игровых действий. Увеличивается число игрушек сюжетных предметов, с которыми ребенок играет самостоятельно.

Самым интересным моментом на этом этапе является перенос действий с одного предмета на другой, с которым взрослый и не показывал действий. Постепенно расширяется спектр игровых действий и появляются простые сюжеты. Т.Н. Доронова игры детей данного возраста называет «разбирающий на части». С возрастом структура игры усложняется: разрозненные действия начинают объединяться в цепочки. Но в начале действия с игрушками представляют собой отдельные эпизоды, как отмечала Ф.И. Фрадкина, что они не связаны жизненной логикой.

В целом на втором году складываются основные составляющие процессуальной игры:

- возникает интерес к новому виду деятельности;

- формируется умение действовать в воображаемой ситуации;

- происходит овладение первыми игровыми действиями, отражающими фрагменты жизненных ситуаций, доступных наблюдению и пониманию ребенка;

- игровые действия становятся вариативными, связываются в цепочки;

- появляются первые игровые замещения.

В работах Н.Б. Куприяновой, Т.Н. Федосеевой, Р.И. Жуковской, Е.В. Зворыгиной отмечается, чтобы игра детей развивалась, педагог в своей работе не только опирается на детский опыт, но и активно формирует его. Успешное формирование игры зависит от того, насколько педагог правильно ориентируется в психологическом содержании игры, на каждом этапе ее развития. По мнению Е.В. Зворыгиной для формирования игры на каждом этапе необходимо не только особые приемы, а единый комплекс обязательных педагогических мероприятий, вытекающих из природы игры. Компоненты комплексного метода руководства игрой:

- планомерное обогащение жизненного опыта детей;

- совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;

- своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающего жизненного и игрового опыта;

- активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленные на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: