Становление процессуальной игры – одна из главных линий развития детей раннего возраста. С самого рождения для ребенка привлекательно все то, что делают взрослые, движущие предметы. Тенденция подражать взрослому лежит в основе появления в раннем возрасте особого вида детской деятельности – предметной или процессуальной игры. Особенность таких игр заключается в том, что в тех многократно воспроизводится процессуальная сторона деятельности взрослых, а результат является воображаемым.
Этапы развития игры и действий с предметами детей 1,2 года жизни изучались Р.Я. Лехтман-Абрамович, Ф.И. Фрадкиной, Н.Н. Палагиной, Е.В. Зворыгиной и др. В результате были выделены особенности, этапы и методы руководства игрой.
В исследовании Р.Я. Лехтман-Абрамович и Ф.И. Фрадкиной выделяются этапы развития действий с предметами игры у детей 1 года жизни. Закономерность в последовательности хода их развития позволяет выделить ряд этапов, характеризующихся известными особенностями, которые должны быть положены в основу воспитательной работы с детьми.
|
|
Первый этап – появление активного бодрствования. Лицо человека, яркое пятно, нерезкий звук, вызывающий ориентировочную, а не оборонительную реакцию, являются действительными раздражителями, которые к концу 2 м. жизни переводят ребенка из пассивного состояния в состояние активного бодрствования.
Второй этап – этап сенсорной активности. Активное спокойное бодрствование возникает под влиянием определенной потребности во внешних впечатлениях. Для этого этапа характерно возникновение положительного эмоционального отношения к внешнему раздражителю.
Третий этап – этап преддействий.
На данном этапе начинается длительный, в дальнейшем многократно качественно изменяющийся процесс развития произвольного характера движений. Эти преддействия являются лишь началом предыстории будущих действий с предметами.
Четвертый этап – этап формирования простых повторных результативных предметных действий. Особенности таких действий:
1) появляется сосредоточение с различных анализаторов во время производимых движений;
2) элементарный выбор в направлении движений;
3) многократное воспроизведение результатов;
4) опознавание объектов действия.
Пятый этап – этап соотносимого действия. Главным в период от 7 до 10м. является постепенное формирование активного манипулирования ребенка с двумя объектами одновременно. В этом возрасте ребенок начинает активно выделять определенное место в пространстве, он не только производит действия с теми объектами, которые имеются уже у них в руках, но сам устремляется к предметам, чтобы произвести определенные действия.
|
|
Шестой этап – этап функционального действия (10-12 м.). Ребенок пытается воспроизводить действия во всех возможных объектах, обобщив этим свой опыт и превращая конкретные свойства знакомых ему предметов в постоянные функции всех вообще сходных по некоторым признакам предметов. У детей появляются подражательные действия с предметами обихода и с изобразительной игрушкой. В действиях таких как «кормление куклы», «причесывание» ребенок приобщается к употреблению предметов по их специальному назначению, а не только со стороны их физических особенностей.
Для того чтобы игра появилась и развилась необходимо создавать условия:
1) Обеспечить хорошее состояние бодрствования.
2) В группе должен быть фон спокойной тишины.
3) Обеспечить удобное положение ребенка во время бодрствования.
4) Поддерживать и культивировать положительный эмоциональный тонус детей.
5) Предоставлять ребенку предметы и игрушки, соответствующие этапу его развития, наталкивающие его на другие действия.
На втором году жизни происходит становление основных компонентов процессуальной игры – игровой мотивации, самостоятельных игровых действий, действий с предметами – заместителями.
В исследовании Ф.И. Фрадкиной выделяются этапы развития игры. На первом этапе первые игровые действия ребенок совершает по инициативе взрослого, скорее для него, а не по собственному убеждению. В этом возрасте 1 г. – 1 г. 6 м. можно увидеть неоднократно повторяющиеся действия с одними и теми же предметами.
Затем постепенно изменяется состав и характер игровых действий: возрастает количество и их разнообразие; они становятся более самостоятельными устойчивыми, осознанными, обобщенными. Отличительной особенностью этапа игры является слабая осознанность ребенком ее смысла, это выражается в постоянном соскальзывании эпизодического игрового действия на предметное манипулирование.
Постепенно возрастает осознанность, устойчивость и обобщенность игровых действий. Увеличивается число игрушек сюжетных предметов, с которыми ребенок играет самостоятельно.
Самым интересным моментом на этом этапе является перенос действий с одного предмета на другой, с которым взрослый и не показывал действий. Постепенно расширяется спектр игровых действий и появляются простые сюжеты. Т.Н. Доронова игры детей данного возраста называет «разбирающий на части». С возрастом структура игры усложняется: разрозненные действия начинают объединяться в цепочки. Но в начале действия с игрушками представляют собой отдельные эпизоды, как отмечала Ф.И. Фрадкина, что они не связаны жизненной логикой.
В целом на втором году складываются основные составляющие процессуальной игры:
- возникает интерес к новому виду деятельности;
- формируется умение действовать в воображаемой ситуации;
- происходит овладение первыми игровыми действиями, отражающими фрагменты жизненных ситуаций, доступных наблюдению и пониманию ребенка;
- игровые действия становятся вариативными, связываются в цепочки;
- появляются первые игровые замещения.
В работах Н.Б. Куприяновой, Т.Н. Федосеевой, Р.И. Жуковской, Е.В. Зворыгиной отмечается, чтобы игра детей развивалась, педагог в своей работе не только опирается на детский опыт, но и активно формирует его. Успешное формирование игры зависит от того, насколько педагог правильно ориентируется в психологическом содержании игры, на каждом этапе ее развития. По мнению Е.В. Зворыгиной для формирования игры на каждом этапе необходимо не только особые приемы, а единый комплекс обязательных педагогических мероприятий, вытекающих из природы игры. Компоненты комплексного метода руководства игрой:
|
|
- планомерное обогащение жизненного опыта детей;
- совместные обучающие игры педагога с детьми, направленные на передачу детям игрового опыта, игровых умений;
- своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающего жизненного и игрового опыта;
- активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленные на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.