Программа самостоятельной работы

1. Сделать сравнительный анализ программ воспитания и обучения в ДОУ по вопросу воспитания детей раннего возраста.

2. Самостоятельно познакомиться и обосновать педагогические правила воспитания детей раннего возраста.

3. Повторить темы: «Воспитание и обучение детей 1 года и 2 года жизни».

Примерный Перечень вопросов К зачету

1. Обоснование необходимости воспитания детей с первых месяцев жизни.

2. Особенности высшей нервной деятельности ребенка раннего возраста.

3. Этапы развития игровой и предметной деятельности.

4. Комплексное руководство играми детей раннего возраста.

5. Специфика проведения занятий с детьми раннего возраста.

6. Воспитание положительных форм общения друг с другом.

7. Адаптация детей раннего возраста к условиям общественного воспитания.

8.

Перечень контрольных вопросов и заданий

1. Обоснуйте рациональность последовательности в чередовании режимных процессов для детей первого года жизни: сон – кормление – бодрствование.

После сна, когда снято утомление, ребенок хорошо ест. После кормления он бодрствует сытый и отдохнувший. После активного бодрствования ребенок легко и быстро засыпает. При другой последовательности, когда дети получают кормление непосредственно перед сном, их бодрствование проходит в голодном состоянии. Они переутомляются, часто засыпают раньше установленного времени.

2. Перечислите основные реакции и умения, приобретаемые детьми в возрасте: от 1 до 3 мес., от 3 до 6 мес., от 6 до 9 мес., от 9 до 12 мес.

Основные реакции в разные периоды раннего детства:

От 1 до 3 мес.

- зрительные и слуховые реакции;

- эмоциональные реакции (улыбка и комплекс оживления).

От 3 до 6 мес.

- развитие движений рук (хватательных, умения брать из рук взрослого);

- голосовые реакции (гуление);

- подготовительные движения к ползанию;

- совершенствование зрительных и слуховых реакций (различение).

От 6 до 9 мес.

- лепет;

- ползанье;

- понимание речи взрослых.

От 9 до 12 мес.

- подражание звукам и действиям;

- развитие специфических (с учетом свойств предметов) действий с предметами;

- развитие ходьбы.

3. В чем состоит своеобразие периода раннего детства?

- быстрый темп физического и психического развития;

- повышенная ранимость организма;

- впечатлительность;

- эмоциональность;

- подражательность;

- сенсомоторная потребность в общении с окружающими.

Ранний возраст отличается и рядом особенностей высшей нервной деятельности:

- недостаточная функциональная зрелость и выносливость нервной системы, относительно медленное нарастание работоспособности, что проявляется в разные периоды раннего детства различной продолжительностью бодрствования;

- преобладание процесса возбуждения над процессом торможения;

- недостаточная подвижность нервных процессов;

- легкость образования условных рефлексов и связанных с ними привычек и трудность их переделки.

4. Назовите признаки и причины госпитализма.

Нарушение эмоционального состояния. Резкая задержка в физическом и психическом развитии. Причины: педагогическая запущенность, дефицит воспитания, недооценка целенаправленного педагогического воздействия

5. Назовите последовательность в возникновении предреченных реакций на первом году жизни и соответственно изменение речевого общения взрослого с ребенком.

Гукание – эмоциональное общение.

Гуление - эмоциональное общение.

Лепет – произнесение повторных слогов.

Подражание звукам - произнесение повторных слогов.

Первые слова объективно-направленное общение по поводу игрушки, предмета.

6. Охарактеризуйте особенности речевого развития детей в первом и втором полугодиях второго года жизни. Приемы развития понимания речи взрослых. Приемы активизации собственной речи детей.

Особенности речевого развития: первое полугодие – интенсивное развитие понимания речи окружающих, медленное развитие собственной речи; второе полугодие – активизация собственной речи ребенка.

Приемы развития понимания речи: показ предметов с называнием «где что находится», обозначение словом всего того, что заинтересовало малыша.

Приемы активизации речи детей: разговор об игрушке в ее отсутствие.

Приемы речевого подражания – «как лает собачка», «как кричит петушок» и др.

Вопросы к детям.

- Укажите сроки возникновения навыков самостоятельности у детей на втором году жизни.

- Объясните педагогическое правило недопустимости пассивных ожиданий детьми и частых запрещений. Почему разрешаемого должно быть больше запрещаемого?

- Перечислите основные педагогические правила.

 

Список РекомендуемОЙ литературЫ

1. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста / Н. М. Аксарина. – М., 1977.

2. Алямовская, В. Г. Ясли – это серьезно / В. Г. Алямовская. – М.: Линка-Пресс, 1999.

3. Ватутина, Н. Д. Ребенок поступает в детский сад / Н. Д. Ватутина. – М., 1983.

4. Воспитание детей раннего возраста / под ред. Е. О. Смирновой, Н. Н. Авдеевой, Л. Н. Галигузовой. – М., 1996.

5. Воспитание и обучение детей раннего возраста / под ред. Л. Н. Павловой. – М., 1986.

6. Воспитание и развитие детей раннего возраста / под ред. Г. М. Ляминой. – М., 1981.

7. Галигузова, Л. М. Педагогика детей раннего возраста / Л. М. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. – М., 2007.

8. Голубева, Л. Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста / Л. Г. Голубева [и др.]. – М., 2002.

9. Горюнова, Т. М. Развитие детей раннего возраста. Анализ программ дошкольного образования / Т. М. Горюнова. – М., 2009.

10. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / под ред. С. Л. Новоселовой. – М., 1985.

11. Зворыгина, Е. В. Первые сюжетные игры малышей / Е. В. Зворыгина. – М., 1988.

12. Кроха: программа развития и воспитания детей до 3-х лет в условиях семьи. – Н. Новгород, 1998.

13. Лисина, М. И. Влияние общения со взрослыми на психическое здоровье ребенка / М. И. Лисина // Дошкольное воспитание. – 1982. - № 8.

14. Лисина, М. И. Развитие общения со сверстниками / М. И. Лисина, Л. Н. Галигузова, Л. М. Царегородцева // Дошкольное воспитание. – 1985. - № 3.

15. Общение ребенка в детском саду и семье / под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. – М., 1990.

16. Педагогика раннего возраста / под ред. Г. Г. Григорьевой, Н. П. Кочетовой, Д. В. Сергеевой. – М., 1998.

17. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М., 2005.

18. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / под ред. М. А. Васильевой. – М., 1986.

Контрольная работа

1. Педагогические условия воспитания ребенка первого года жизни в семье.

2. Общение взрослого как условие речевого развития ребенка раннего возраста в семье.

3. Педагогические условия формирования самостоятельности у детей преддошкольного возраста в детском саду.

4. Развитие сюжетно - отобразительной игры у детей второго - третьего года жизни в группе детского сада.

5. Организация адаптации детей к дошкольному учреждению.

6. Индивидуальный подход к детям в процессе воспитания положительных взаимоотношений.

7. Воспитание у детей вежливости в игровой деятельности.

8. Воспитание культуры поведения у детей

9. Дидактическая игра как средство воспитания нравственных чувств.

10. Воспитание культуры поведения на улице у детей.

11. Психолого-педагогические основы формирования общения в детских играх.

12. Влияние телевидения на игры детей.

13. Игрушка как средство воспитания чувств у детей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: