1. Сделать сравнительный анализ программ воспитания и обучения в ДОУ по вопросу воспитания детей раннего возраста.
2. Самостоятельно познакомиться и обосновать педагогические правила воспитания детей раннего возраста.
3. Повторить темы: «Воспитание и обучение детей 1 года и 2 года жизни».
Примерный Перечень вопросов К зачету
1. Обоснование необходимости воспитания детей с первых месяцев жизни.
2. Особенности высшей нервной деятельности ребенка раннего возраста.
3. Этапы развития игровой и предметной деятельности.
4. Комплексное руководство играми детей раннего возраста.
5. Специфика проведения занятий с детьми раннего возраста.
6. Воспитание положительных форм общения друг с другом.
7. Адаптация детей раннего возраста к условиям общественного воспитания.
8.
Перечень контрольных вопросов и заданий
1. Обоснуйте рациональность последовательности в чередовании режимных процессов для детей первого года жизни: сон – кормление – бодрствование.
После сна, когда снято утомление, ребенок хорошо ест. После кормления он бодрствует сытый и отдохнувший. После активного бодрствования ребенок легко и быстро засыпает. При другой последовательности, когда дети получают кормление непосредственно перед сном, их бодрствование проходит в голодном состоянии. Они переутомляются, часто засыпают раньше установленного времени.
|
|
2. Перечислите основные реакции и умения, приобретаемые детьми в возрасте: от 1 до 3 мес., от 3 до 6 мес., от 6 до 9 мес., от 9 до 12 мес.
Основные реакции в разные периоды раннего детства:
От 1 до 3 мес.
- зрительные и слуховые реакции;
- эмоциональные реакции (улыбка и комплекс оживления).
От 3 до 6 мес.
- развитие движений рук (хватательных, умения брать из рук взрослого);
- голосовые реакции (гуление);
- подготовительные движения к ползанию;
- совершенствование зрительных и слуховых реакций (различение).
От 6 до 9 мес.
- лепет;
- ползанье;
- понимание речи взрослых.
От 9 до 12 мес.
- подражание звукам и действиям;
- развитие специфических (с учетом свойств предметов) действий с предметами;
- развитие ходьбы.
3. В чем состоит своеобразие периода раннего детства?
- быстрый темп физического и психического развития;
- повышенная ранимость организма;
- впечатлительность;
- эмоциональность;
- подражательность;
- сенсомоторная потребность в общении с окружающими.
Ранний возраст отличается и рядом особенностей высшей нервной деятельности:
- недостаточная функциональная зрелость и выносливость нервной системы, относительно медленное нарастание работоспособности, что проявляется в разные периоды раннего детства различной продолжительностью бодрствования;
|
|
- преобладание процесса возбуждения над процессом торможения;
- недостаточная подвижность нервных процессов;
- легкость образования условных рефлексов и связанных с ними привычек и трудность их переделки.
4. Назовите признаки и причины госпитализма.
Нарушение эмоционального состояния. Резкая задержка в физическом и психическом развитии. Причины: педагогическая запущенность, дефицит воспитания, недооценка целенаправленного педагогического воздействия
5. Назовите последовательность в возникновении предреченных реакций на первом году жизни и соответственно изменение речевого общения взрослого с ребенком.
Гукание – эмоциональное общение.
Гуление - эмоциональное общение.
Лепет – произнесение повторных слогов.
Подражание звукам - произнесение повторных слогов.
Первые слова объективно-направленное общение по поводу игрушки, предмета.
6. Охарактеризуйте особенности речевого развития детей в первом и втором полугодиях второго года жизни. Приемы развития понимания речи взрослых. Приемы активизации собственной речи детей.
Особенности речевого развития: первое полугодие – интенсивное развитие понимания речи окружающих, медленное развитие собственной речи; второе полугодие – активизация собственной речи ребенка.
Приемы развития понимания речи: показ предметов с называнием «где что находится», обозначение словом всего того, что заинтересовало малыша.
Приемы активизации речи детей: разговор об игрушке в ее отсутствие.
Приемы речевого подражания – «как лает собачка», «как кричит петушок» и др.
Вопросы к детям.
- Укажите сроки возникновения навыков самостоятельности у детей на втором году жизни.
- Объясните педагогическое правило недопустимости пассивных ожиданий детьми и частых запрещений. Почему разрешаемого должно быть больше запрещаемого?
- Перечислите основные педагогические правила.
Список РекомендуемОЙ литературЫ
1. Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста / Н. М. Аксарина. – М., 1977.
2. Алямовская, В. Г. Ясли – это серьезно / В. Г. Алямовская. – М.: Линка-Пресс, 1999.
3. Ватутина, Н. Д. Ребенок поступает в детский сад / Н. Д. Ватутина. – М., 1983.
4. Воспитание детей раннего возраста / под ред. Е. О. Смирновой, Н. Н. Авдеевой, Л. Н. Галигузовой. – М., 1996.
5. Воспитание и обучение детей раннего возраста / под ред. Л. Н. Павловой. – М., 1986.
6. Воспитание и развитие детей раннего возраста / под ред. Г. М. Ляминой. – М., 1981.
7. Галигузова, Л. М. Педагогика детей раннего возраста / Л. М. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. – М., 2007.
8. Голубева, Л. Г. Развитие и воспитание детей раннего возраста / Л. Г. Голубева [и др.]. – М., 2002.
9. Горюнова, Т. М. Развитие детей раннего возраста. Анализ программ дошкольного образования / Т. М. Горюнова. – М., 2009.
10. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста / под ред. С. Л. Новоселовой. – М., 1985.
11. Зворыгина, Е. В. Первые сюжетные игры малышей / Е. В. Зворыгина. – М., 1988.
12. Кроха: программа развития и воспитания детей до 3-х лет в условиях семьи. – Н. Новгород, 1998.
13. Лисина, М. И. Влияние общения со взрослыми на психическое здоровье ребенка / М. И. Лисина // Дошкольное воспитание. – 1982. - № 8.
14. Лисина, М. И. Развитие общения со сверстниками / М. И. Лисина, Л. Н. Галигузова, Л. М. Царегородцева // Дошкольное воспитание. – 1985. - № 3.
15. Общение ребенка в детском саду и семье / под ред. Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной. – М., 1990.
16. Педагогика раннего возраста / под ред. Г. Г. Григорьевой, Н. П. Кочетовой, Д. В. Сергеевой. – М., 1998.
17. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М., 2005.
18. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / под ред. М. А. Васильевой. – М., 1986.
|
|
Контрольная работа
1. Педагогические условия воспитания ребенка первого года жизни в семье.
2. Общение взрослого как условие речевого развития ребенка раннего возраста в семье.
3. Педагогические условия формирования самостоятельности у детей преддошкольного возраста в детском саду.
4. Развитие сюжетно - отобразительной игры у детей второго - третьего года жизни в группе детского сада.
5. Организация адаптации детей к дошкольному учреждению.
6. Индивидуальный подход к детям в процессе воспитания положительных взаимоотношений.
7. Воспитание у детей вежливости в игровой деятельности.
8. Воспитание культуры поведения у детей
9. Дидактическая игра как средство воспитания нравственных чувств.
10. Воспитание культуры поведения на улице у детей.
11. Психолого-педагогические основы формирования общения в детских играх.
12. Влияние телевидения на игры детей.
13. Игрушка как средство воспитания чувств у детей.