Тема 1. Становление педагогики раннего детства

Основное содержание разделов

Становление педагогических идей в истории педагогики. Различные философские взгляды воззрения и идеологические установки воплощаются в разных типах воспитания: авторитарное, естественное, свободное, гуманистическое. В каждом обществе, на разных этапах его развития существуют разные стили и методы воспитания, допускающие многочисленные этнические, культурно-групповые, региональные, семейные вариации. На первых исторических этапах воспитание и обучение не рассматривались как подготовка к будущей жизни. Ребенок с раннего возраста жил одной жизнью со взрослыми, его развитие проходило внутри этой системы, было ее органичной частью. В первобытном обществе воспитание было естественным, не насильственным, достаточно эффективным. Средства и способы воспитания передавались из поколения в поколение. Появление семьи, разложение первобытного общества, его имущественное расслоение обусловило становление нового исторического типа образования. Воспитание и обучение пошли в направлении к будущей взрослой жизни. На протяжении тысячелетий единственной формой воспитания детей оставалось семейное воспитание.

В России впервые об идее реорганизации дела воспитания детей заговорили во времена Екатерины II. В 1764 году появляется закон, в котором говорится о необходимости воспитать в России «новую породу людей» из всех сословий путем организации закрытых воспитательно-образовательных учреждений, где дети должны находиться в течение 10-15 лет. По предложению И.И. Бецкого открывается «воспитательный дом» для простых людей и при нем госпиталь для бедных родильниц. В середине 19 в. в России стали организовываться ясли (1845 г.). В этих учреждениях дети получали питание, а иногда и медицинскую помощь.

1 этап становления педагогики раннего детства – 1917-1920 гг. – публикуется «Декларация наркомпроса по дошкольному воспитанию», в которой указывается, что общественное, бесплатное воспитание должно начинаться с рождения ребенка.

На I Всероссийском совещании по охране материнства и младенчества был поставлен вопрос об усилении внимания к ребенку с момента рождения. Благодаря принятым мерам происходило накопление практического опыта общественного воспитания раннего возраста, параллельно шла разработка содержания и методов воспитания, что способствовало становлению педагогики раннего детства как науки. Развитие системы общественного воспитания детей раннего возраста привело к необходимости осмысления целей, задач, форм и методов работы с маленькими детьми.

2 этап – 1920-1931 гг. Это этап научных поисков, организации научных институтов. Н.М. Щелованов начал изучать особенности развития детей с момента рождения. Своими исследованиями он доказал, что всему ребенок должен учиться, ничего не возникает само по себе. Деятельность коры, функции строится прижизненно, путем взаимодействия с внешней средой. Само созревание мозга происходит под влиянием внешних воздействий. Под руководством Н.М. Щелованова, Н.М. Аксариной в России создается система воспитания детей раннего возраста, ее создание помогло преодолеть госпитализм.

3 этап – 1931-1936 гг. В данный период рассматривалось 2 направления – физиологическое и педагогическое. Физиологическое было связано с изучением длительности сна и бодрствования детей раннего возраста (Н.М. Щелованов, Н.А. Фигурин, С.М. Кривина), М.Ю. Кистяковской изучались особенности развития движения у детей 1 года жизни, В.И. Петрова рассматривала особенности развития речи.

В теории и практики достаточно много было споров и разногласий. По мнению теоретиков, задачи воспитания детей раннего возраста не соответствовали возрасту.

4 период – 1937-1941 гг. В детских яслях утверждается система методических кабинетов и в яслях педагог-методист оказывает помощь в воспитании детей.

Ученые продолжают разрабатывать интересующие их вопросы:

1) особенности игры детей 1,2 года жизни;

2) особенности речи детей 1,2 года жизни;

3) разработка показателей развития детей раннего возраста.

5 период – 1941-1945 гг. Основные исследования проводились в сфере физического воспитания, в преодолении и профилактики гипотрофии. В годы ВОВ возникает необходимость создания круглосуточных и смешанных групп от 2,5 месяцев до 3-х лет.

6 этап – с 1945 г. по настоящее время.

Появляются первые пособия М.Ковригиной по воспитанию детей раннего возраста. В 1957 был организован Международный симпозиум по воспитанию детей раннего возраста, в нем участвовали Н.М. Аксарина, М.Ю. Кистяковская. Создается «Программа воспитания в детском саду», в которую включается и ранний возраст. Создается новый тип дошкольных учреждений это ясли – детский сад.

Начиная с 60-х годов 20 в. отечественные ученые вплотную подходят к изучению особенностей развития и воспитания детей раннего возраста в условиях общественного воспитания.

Изучаются вопросы: формирования общения детей со взрослыми и друг с другом (М.И. Лисина, Г.М. Лямина), проблема адаптация к условиям детского дошкольного учреждения изучается Н.М. Аксариной, Н.Д. Ватутиной; обучение – одна из основных проблем педагогики раннего детства, интересные исследования в данной области проведены Н.М. Аксариной, И.С. Абдуллаевой, С.М. Кривиной, И.М. Кононовой, И.Ф. Ладыгиной, Г.В. Пантюхиной, Л.Н. Павловой и др.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста становится проблемой исследования Л.А. Венгера, Э.Г. Пилюгиной, Л.Н. Павловой.

Тема 2. Пренатальная педагогика

Современные научные открытия во многом изменили наши представления о внутриутробном развитии малыша. И последние десятилетия это стало объектом исследований многих наук – медицины, психологии и педагогики. Были получены важные данные о том, что самый ранний период развития человека представляет собой уникальную возможность для профилактики психологических, эмоциональных, физических отклонений, которые могут проявиться в дальнейшей жизни.

Пренатальная педагогика (дородовый) – т.е. педагогика плода. Пренатальный период относится не только к ребенку, но и к его будущим родителям – ко времени созревания и воспитания у них первых родительских чувств.

Отечественная наука и практика давно занимается вопросами внутриутробного развития ребенка. Еще в 19 в. в трудах русских физиологов и педагогов появились суждения о правилах поведения будущей матери во время беременности и возможные негативные последствия тяжелого физического труда и напряжений психики. Внутриутробное развитие изучалось П.К. Анохиным, И.И. Ванштейном, Е.Я. Голубевой, Г.Н. Клоссовским, Е.Н. Комарской.

В работе А.М. Фонарева «Внутриутробное развитие ребенка» отмечается, что пока не существует педагогики эмбриогенеза, как и не существовало недавно педагогики раннего детства. Но есть все основания оптимистично смотреть на перспективы ее развития, так как, возможно в ней кроются самые фундаментальные проблемы воспитания тех качеств, которые формально входят в понятие нормы, а по существу находятся от нее на дистанции огромного размера.

 

Воспитание начинается до рождения:

-Желанные и не желанные дети отличаются здоровьем, характером, их личная жизнь имеет свои особенности.

-Мысли и эмоции, которые испытывает мать во время беременности, оказывают непосредственное влияние на развитие ее ребенка, а также на его самосознание.

-Плод может слышать, переживать и на примитивном уровне обучаться.

-Некоторые условные рефлексы можно выработать еще до рождения.

Разработка системы пренатальной педагогики. Система В.Кирюшина предусматривает применение музыкального метода развития многомерного интеллекта у детей, как раннего возраста, так и пренатального.

Создание М.Лазаревым музыкальной системы «Сонатал», позволяет доказать пользу специальных занятий для физического и психического здоровья детей. После рождения такие дети меньше болеют, рано начинают говорить и петь, эмоционально развиты и проявляют ранние музыкальные способности. Овладение родителями азов взаимодействия с ребенком еще до рождения являются новым направлением в психолого-педагогической науке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: