Сделать сравнительный анализ программ воспитания и обучения в ДОУ по вопросу воспитания детей раннего возраста.
Самостоятельно познакомиться и обосновать педагогические правила воспитания детей раннего возраста.
Повторить темы: «Воспитание и обучение детей 1 - 3 г.г. жизни».
Приготовить книжку-малышку для детей раннего возраста.
Приготовить папку-раскладушку для работы с родителями.
Оформить персоналий по содержанию курса.
Подобрать материалы для оформления визитки ДОУ (презентация (слайды с схемами и информацией)).
Составить конспекты занятий, НОД с детьми, театрализованного представления, игр на прогулке (с изготовленными для них масок и др. наглядности).
ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ
1. Обоснуйте рациональность последовательности в чередовании режимных процессов для детей первого года жизни: сон - кормление - бодрствование. После сна, когда снято утомление, ребенок хорошо ест. После кормления он бодрствует сытый и отдохнувший. После активного бодрствования ребенок легко и быстро засыпает. При другой последовательности, когда дети получат кормление непосредственно перед сном, их бодрствование проходит в голод ном состоянии. Они переутомляются, часто засыпают раньше установлением времени.
|
|
2. Перечислите основные реакции и умения, приобретаемые детьми в раннем возрасте: от 1 до 3 мес, от 3 до 6 мес, от 6 до 9 мес, от 9 до 12 мес.
Основные реакции в разные периоды раннего детства: От 1 до 3 мес. зрительные и слуховые реакции; эмоциональные реакции (улыбка и комплекс оживления). От 3 до 6 мес. развитие движений рук (хватательных, умения брать из рук взрослого); голосовые реакции (гуление); подготовительные движения к ползанию; совершенствование зрительных и слуховых реакций (различение). От 6 до 9 мес. лепет; ползанье; понимание речи взрослых. От 9 до 12 мес. подражание звукам и действиям; развитие специфических (с учетом свойств предметов) действий с предметами; развитие ходьбы.
3. В чем состоит своеобразие периода раннего детства? быстрый темп физического и психического развития; повышенная ранимость организма; впечатлительность;
4. Технология записи хронометража самостоятельной деятельности ребенка 3-го года жизни
Перечень заданий для самостоятельной работы
1. Подготовьте презентацию на тему: «Продолжение рода в представлениях русских и других народов России».
2. Подготовьте презентацию на тему «Отношение различных религий к жизни до рождения».
3. Разработайте тематику консультаций для родителей, ждущих ребенка (первый триместр).
4. Разработайте тематику консультаций для родителей, ждущих ребенка (второй триместр).
|
|
5. Разработайте тематику консультаций для родителей ждущих ребенка (третий триместр).
6. Продумайте содержание папки – передвижки по организации правильного питания беременной женщины.
7. Разработайте тематику консультаций для родителей о вреде наркотических средств для развития ребенка в пренатальный период.
8. Разработайте тематику консультаций для родителей о вреде алкоголя на развитие ребенка в пренатальный период.
9. Подготовьте методические материалы для проведения консультаций с родителями по обогащению пренатального опыта воспитания ребенка.
10. Подготовьте обзор научной литературы по пренатальному воспитанию.
11. Подготовьте презентацию на тему: «Сенсорное развитие ребенка в пренатальный период»
12. Подготовьте презентацию на тему: «Морфогенетический подход в пренатальном воспитании».
13. Оформить альбом по воспитанию у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков в режимных моментах
14. Проанализировать предметно-развивающую среду в группах раннего возраста.
15. Оформить тематическую выставку, консультации, папки-передвижки и другие видов материалов для психолого-педагогического просвещения родителей детей раннего возраста.
Примерная тематика рефератов
1. Задачи педагогики раннего возраста на современном этапе.
2. Обусловленность организации воспитания и обучения детей раннего возраста особенностями развития ребенка.
3. Выдающиеся педагоги прошлого о цели воспитания детей.
4. Цели и задачи пренатальной педагогики. История вопроса пренатального воспитания.
5. Продолжение рода в языческих представлениях русских. Правила поведения в старину по отношению к женщинам, ждущим появления своего ребенка.
6. Понимание огромной значимости внутриутробного развития для дальнейшей жизни в древних цивилизациях.
7. Законы, определяющие поведение будущих матерей в древних Китайских дородовых клиниках.
8. Мусульманская религия о значении пренатального периода для развития ребенка.
9. Христианская педагогика о влиянии греховной жизни родителей на жизнь будущих детей.
10. Индуизм о кармической судьбе новорожденного.
11. Место беременной женщины в системе миросозерцания наших предков, народные мифологические представления о продолжении рода.
12. Различные философские, народные и мифологические точки зрения на жизнь до рождения.
13. «Материнская школа» Я.А.Коменского о жизни до рождения.
Вопросы к экзамену
1. Обоснование необходимости воспитания детей с первых месяцев жизни.
2. Особенности высшей нервной деятельности ребенка раннего возраста.
3. Этапы развития игровой и предметной деятельности.
4. Комплексное руководство играми детей раннего возраста.
5. Специфика проведения занятий с детьми раннего возраста.
6. Воспитание положительных форм общения друг с другом.
7. Адаптация детей раннего возраста к условиям общественного воспитания.
8. Цель и задачи воспитания детей раннего возраста.
9. Основы теории физического воспитания детей раннего возраста.
10. Физическое воспитание в системе развития личности.
11. 3адачи и содержание физического воспитания детей раннего возраста.
12. Психолого-педагогические основы организации режима дня
13. Двигательная активность и двигательный режим в физическом воспитании детей.
14. Физического воспитание детей раннего возраста.
15. Становление педагогики раннего детства в России.
16. Современные исследования по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.
17. Психолого-педагогические основы воспитания и обучения детей раннего возраста.
18. Сенсорное воспитание детей раннего возраста.
19. Обоснование необходимости воспитания детей с первых дней жизни (Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина и др.).
|
|
20. Организация адаптации детей к условиям дошкольных учреждений.
21. Психолого-педагогические основы развития и воспитания детей 1-го года жизни.
22. Психолого-педагогические основы развития и воспитания детей 2-го и 3-го года жизни.
23. Своеобразие содержания и организации игр-занятий с детьми 1-го и 2-го года жизни.
24. Организации самостоятельной деятельности детей 2-го и 3-го года жизни.
25. Психолого-педагогические основы режима дня детей раннего возраста.
26. Особенности обучения детей раннего возраста,
27. Методы руководства игрой детей раннего возраста.
28. Обусловленность воспитания и обучения детей раннего возраста особенностями их развития.
29. Этапы развития игры в раннем возрасте. Особенности руководства играми в группах раннего возраста.
30. Особенности развития речи детей раннего возраста. Особенности воспитательно-образовательной работы по развитию речи в группах раннего возраста.
31. Особенности развития движений детей раннего возраста. Особенности воспитательно-образовательной работы по развитию движений детей раннего возраста.
32. Особенности развития предметной деятельности детей раннего возраста. Роль педагога в формировании предметно - игровой деятельности детей.
33. Диагностика психического развития в организации работы групп детей раннего возраста.
34. Особенности воспитания и обучения детей раннего возраста.
35. Игра как средство воспитания детей.
36. Игрушка как социокультурный феномен. Воспитательно-образовательная сущность игрушки.
37. Семья и детский сад как социокультурная среда формирования личности ребенка. Содержание и формы работы с семьёй.
38. Современные требования к личности и профессиональной подготовке педагога.
39. Особенности общения воспитателя дошкольного учреждения с детьми раннего возраста.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
А) основная литература
1. Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста / Л.Н.Галигузова, С. Ю. Мещерякова. - М., 2009.
2. Горюнова, Т.М. Развитие детей раннего возраста: анализ программы дошкольного образования [Текст] / Т.М.Горюнова. - М.: Сфера, 2009.-128 с.
|
|
3. Сотникова, В.М. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ [Текст] / В.М.Сотникова, Т.Е.Ильина. - М.: Скрипторий, 2011.-80 с.
4. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст] / К.Л.Печора, Г.В.Понтюхина, Л.Г.Голубева. - М.: Владос, 2004.-172 с.
Дополнительная:
1. Васина, А.Н. Хрестоматия по пренатальной психологии[Текст]. – М., 2005.
2. Брусиловский, А.И. Жизнь до рождения[Текст]. - М., 2001.
3. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.- М.:Просвещение, 1996.
4. Коваленко, Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщин в период беременности и родов[Текст].- СПб.,-2005.
5. Райгородский, Д.Я. Психология беременности[Текст].- М.: «БАХРАХ-М», 2003.
6. Райгородский, Д.Я. Психология и психоанализ беременности[Текст]. - Самара,- 2006.
7. Цареградская, Ж.В. Ребенок от зачатия до года. - М., 2004.
8. Филиппова, Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез.- М., 2002.
9. Авдеева, Н.Н. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества[Текст].- М.: Изд-во АСТ, 1996.
10. Брусиловский, А.И. История развития эмбриологии человека[Текст]. - Симферополь Крымск. мед.ин-т, 1990.
11. Баженова, О.В. Диагностика психического развития детей первого года жизни[Текст].- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.
12. Батуев, А.С. Физиология плода и детей.- М.: Просвещение, 1998.
13. Батуев, А.С. Психофизиологическая природа доминанты материнства. Психология сегодня. Ежегодник Рос. Психологического общества. Т. 2, вып. 4.-М., 2006.
14. Бертин, А. Воспитание в утробе матери или рассказ об упущенных возможностях.- СПб.: МНПО «Жизнь», 1992.
15. Брутман, В.И. Раннее социальное сиротство: Учебно-методическое пособие.- М.,1994.
16. Брутман, В.И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии.- 2003. - № 6.
17. Филиппова, Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез.- М., Жизнь и мысль,1999.- С.42-56.
18. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада [Текст] / Н.Ф.Губанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.-128 с.
19. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий [Текст] / В.В.Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.-112 с.
20. Монина, Г.Б. Игры для детей от года до трех лет [Текст] / Г.Б.Монина, Е.В.Ларечина. - СПб.: Речь, 2008.-256 с.
21. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов [Текст] // Т.И.Оверчук, Р.А.Горб.- СПб.: Детство-Пресс, 2004.-220 с.
22. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий // Т.П.Высокова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 79 с.
23. Павлова, Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста [Текст] / Л.Н.Павлова. - М.: Айрис-пресс, 2007.-208 с.
24. Павлова, Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие [Текст] / Л.Н.Павлова, Е.Б.Волосова, Э.Г.Пилюгина. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.-152 с.
25. Адаптация ребенка к ДОУ // Т.В.Иванова. – Волгоград: Корифей, 2009.- 96 с.
26. Организация деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков и этикета. Младшая и средняя группы // О.И.Бочкарева. - Волгоград: Корифей, 2008.- 96 с.
27. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ // Л.В.Белкина.- Воронеж: Учитель, 2006. – 236 с.
28. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет // Л.Н.Галигузова, Л.Г.Голубева, Т.И.Гризик.- М.: П, 2007.- 150 с.
29. Шевцова, Е.Е. Развитие речи ребенка от 1 года до 7 лет [Текст] / Е.Е.Шевцова, Е.В.Воробьева. - М.: В.Секачев, 2007.-96 с.
30. Лямина, Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста [Текст] / Г.М.Лямина. - М.: Айрис-пресс, 2005.-96 с.
31. Рабочий журнал воспитателя группы детей раннего возраста // К.Л.Печора, В.М.Сотникова.- М.: Сфера, 2008.- 176 с.