Примерная программа для самостоятельной работы

Сделать сравнительный анализ программ воспитания и обучения в ДОУ по вопросу воспитания детей раннего возраста.

Самостоятельно познакомиться и обосновать педагогические правила воспитания детей раннего возраста.

Повторить темы: «Воспитание и обучение детей 1 - 3 г.г. жизни».

Приготовить книжку-малышку для детей раннего возраста.

Приготовить папку-раскладушку для работы с родителями.

Оформить персоналий по содержанию курса.

Подобрать материалы для оформления визитки ДОУ (презентация (слайды с схемами и информацией)).

Составить конспекты занятий, НОД с детьми, театрализованного представления, игр на прогулке (с изготовленными для них масок и др. наглядности).

ПЕРЕЧЕНЬ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ

1. Обоснуйте рациональность последовательности в чередовании режимных процессов для детей первого года жизни: сон - кормление - бодрствование. После сна, когда снято утомление, ребенок хорошо ест. После кормления он бодрствует сытый и отдохнувший. После активного бодрствования ребенок легко и быстро засыпает. При другой последовательности, когда дети получат кормление непосредственно перед сном, их бодрствование проходит в голод ном состоянии. Они переутомляются, часто засыпают раньше установлением времени.

2. Перечислите основные реакции и умения, приобретаемые детьми в раннем возрасте: от 1 до 3 мес, от 3 до 6 мес, от 6 до 9 мес, от 9 до 12 мес.

Основные реакции в разные периоды раннего детства: От 1 до 3 мес. зрительные и слуховые реакции; эмоциональные реакции (улыбка и комплекс оживления). От 3 до 6 мес. развитие движений рук (хватательных, умения брать из рук взрослого); голосовые реакции (гуление); подготовительные движения к ползанию; совершенствование зрительных и слуховых реакций (различение). От 6 до 9 мес. лепет; ползанье; понимание речи взрослых. От 9 до 12 мес. подражание звукам и действиям; развитие специфических (с учетом свойств предметов) действий с предметами; развитие ходьбы.

3. В чем состоит своеобразие периода раннего детства? быстрый темп физического и психического развития; повышенная ранимость организма; впечатлительность;

4. Технология записи хронометража самостоятельной деятельности ребенка 3-го года жизни

Перечень заданий для самостоятельной работы

1. Подготовьте презентацию на тему: «Продолжение рода в представлениях русских и других народов России».

2. Подготовьте презентацию на тему «Отношение различных религий к жизни до рождения».

3. Разработайте тематику консультаций для родителей, ждущих ребенка (первый триместр).

4. Разработайте тематику консультаций для родителей, ждущих ребенка (второй триместр).

5. Разработайте тематику консультаций для родителей ждущих ребенка (третий триместр).

6. Продумайте содержание папки – передвижки по организации правильного питания беременной женщины.

7. Разработайте тематику консультаций для родителей о вреде наркотических средств для развития ребенка в пренатальный период.

8. Разработайте тематику консультаций для родителей о вреде алкоголя на развитие ребенка в пренатальный период.

9. Подготовьте методические материалы для проведения консультаций с родителями по обогащению пренатального опыта воспитания ребенка.

10. Подготовьте обзор научной литературы по пренатальному воспитанию.

11. Подготовьте презентацию на тему: «Сенсорное развитие ребенка в пренатальный период»

12. Подготовьте презентацию на тему: «Морфогенетический подход в пренатальном воспитании».

13.  Оформить альбом по воспитанию у детей раннего возраста культурно-гигиенических навыков в режимных моментах

14. Проанализировать предметно-развивающую среду в группах раннего возраста.

15. Оформить тематическую выставку, консультации, папки-передвижки и другие видов материалов для психолого-педагогического просвещения родителей детей раннего возраста.

 

Примерная тематика рефератов

1. Задачи педагогики раннего возраста на современном этапе.

2. Обусловленность организации воспитания и обучения детей раннего возраста особенностями развития ребенка.

3. Выдающиеся педагоги прошлого о цели воспитания детей.

4. Цели и задачи пренатальной педагогики. История вопроса пренатального воспитания.

5. Продолжение рода в языческих представлениях русских. Правила поведения в старину по отношению к женщинам, ждущим появления своего ребенка.

6. Понимание огромной значимости внутриутробного развития для дальнейшей жизни в древних цивилизациях.

7. Законы, определяющие поведение будущих матерей в древних Китайских дородовых клиниках.

8. Мусульманская религия о значении пренатального периода для развития ребенка.

9. Христианская педагогика о влиянии греховной жизни родителей на жизнь будущих детей.

10. Индуизм о кармической судьбе новорожденного.

11. Место беременной женщины в системе миросозерцания наших предков, народные мифологические представления о продолжении рода.

12. Различные философские, народные и мифологические точки зрения на жизнь до рождения.

13. «Материнская школа» Я.А.Коменского о жизни до рождения. 

Вопросы к экзамену

1. Обоснование необходимости воспитания детей с первых месяцев жизни.

2. Особенности высшей нервной деятельности ребенка раннего возраста.

3. Этапы развития игровой и предметной деятельности.

4. Комплексное руководство играми детей раннего возраста.

5. Специфика проведения занятий с детьми раннего возраста.

6. Воспитание положительных форм общения друг с другом.

7. Адаптация детей раннего возраста к условиям общественного воспитания.

8. Цель и задачи воспитания детей раннего возраста.

9. Основы теории физического воспитания детей раннего возраста.

10. Физическое воспитание в системе развития личности.

11. 3адачи и содержание физического воспитания детей раннего возраста.

12. Психолого-педагогические основы организации режима дня

13. Двигательная активность и двигательный режим в физическом воспитании детей.

14. Физического воспитание детей раннего возраста.

15. Становление педагогики раннего детства в России.

16. Современные исследования по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста.

17. Психолого-педагогические основы воспитания и обучения детей раннего возраста.

18. Сенсорное воспитание детей раннего возраста.

19. Обоснование необходимости воспитания детей с первых дней жизни (Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина и др.).

20. Организация адаптации детей к условиям дошкольных учреждений.

21. Психолого-педагогические основы развития и воспитания детей 1-го года жизни.

22. Психолого-педагогические основы развития и воспитания детей 2-го и 3-го года жизни.

23. Своеобразие содержания и организации игр-занятий с детьми 1-го и 2-го года жизни.

24. Организации самостоятельной деятельности детей 2-го и 3-го года жизни.

25. Психолого-педагогические основы режима дня детей раннего возраста.

26. Особенности обучения детей раннего возраста,

27. Методы руководства игрой детей раннего возраста.

28. Обусловленность воспитания и обучения детей раннего возраста особенностями их развития.

29. Этапы развития игры в раннем возрасте. Особенности руководства играми в группах раннего возраста.

30. Особенности развития речи детей раннего возраста. Особенности воспитательно-образовательной работы по развитию речи в группах раннего возраста.

31. Особенности развития движений детей раннего возраста. Особенности воспитательно-образовательной работы по развитию движений детей раннего возраста.

32. Особенности развития предметной деятельности детей раннего возраста. Роль педагога в формировании предметно - игровой деятельности детей.

33. Диагностика психического развития в организации работы групп детей раннего возраста.

34. Особенности воспитания и обучения детей раннего возраста.

35. Игра как средство воспитания детей.

36. Игрушка как социокультурный феномен. Воспитательно-образовательная сущность игрушки.

37. Семья и детский сад как социокультурная среда формирования личности ребенка. Содержание и формы работы с семьёй.

38. Современные требования к личности и профессиональной подготовке педагога.

39. Особенности общения воспитателя дошкольного учреждения с детьми раннего возраста.

 

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

А) основная литература

1. Галигузова, Л.Н. Педагогика детей раннего возраста / Л.Н.Галигузова, С. Ю. Мещерякова. - М., 2009.

2. Горюнова, Т.М. Развитие детей раннего возраста: анализ программы дошкольного образования [Текст] / Т.М.Горюнова. - М.: Сфера, 2009.-128 с.

3. Сотникова, В.М. Контроль за организацией педагогического процесса в группах раннего возраста ДОУ [Текст] / В.М.Сотникова, Т.Е.Ильина. - М.: Скрипторий, 2011.-80 с.

4. Печора, К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях [Текст] / К.Л.Печора, Г.В.Понтюхина, Л.Г.Голубева. - М.: Владос, 2004.-172 с.

Дополнительная:

1. Васина, А.Н. Хрестоматия по пренатальной психологии[Текст]. – М., 2005.

2. Брусиловский, А.И. Жизнь до рождения[Текст]. - М., 2001.

3. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.- М.:Просвещение, 1996.

4. Коваленко, Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщин в период беременности и родов[Текст].- СПб.,-2005.

5. Райгородский, Д.Я. Психология беременности[Текст].- М.: «БАХРАХ-М», 2003.

6. Райгородский, Д.Я. Психология и психоанализ беременности[Текст]. - Самара,- 2006.

7. Цареградская, Ж.В. Ребенок от зачатия до года. - М., 2004.

8. Филиппова, Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез.- М., 2002.

9. Авдеева, Н.Н. Психология вашего младенца: у истоков общения и творчества[Текст].- М.: Изд-во АСТ, 1996.

10. Брусиловский, А.И. История развития эмбриологии человека[Текст]. - Симферополь Крымск. мед.ин-т, 1990.

11. Баженова, О.В. Диагностика психического развития детей первого года жизни[Текст].- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.

12. Батуев, А.С. Физиология плода и детей.- М.: Просвещение, 1998.

13. Батуев, А.С. Психофизиологическая природа доминанты материнства. Психология сегодня. Ежегодник Рос. Психологического общества. Т. 2, вып. 4.-М., 2006.

14. Бертин, А. Воспитание в утробе матери или рассказ об упущенных возможностях.- СПб.: МНПО «Жизнь», 1992.

15. Брутман, В.И. Раннее социальное сиротство: Учебно-методическое пособие.- М.,1994.

16. Брутман, В.И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии.- 2003. - № 6.

17. Филиппова, Г.Г. Психология материнства и ранний онтогенез.- М., Жизнь и мысль,1999.- С.42-56.

18. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада [Текст] / Н.Ф.Губанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.-128 с.

19. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий [Текст] / В.В.Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2008.-112 с.

20. Монина, Г.Б. Игры для детей от года до трех лет [Текст] / Г.Б.Монина, Е.В.Ларечина. - СПб.: Речь, 2008.-256 с.

21. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов [Текст] // Т.И.Оверчук, Р.А.Горб.- СПб.: Детство-Пресс, 2004.-220 с.

22. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий // Т.П.Высокова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 79 с.

23. Павлова, Л.Н. Организация жизни и культура воспитания детей в группах раннего возраста [Текст] / Л.Н.Павлова. - М.: Айрис-пресс, 2007.-208 с.

24. Павлова, Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие [Текст] / Л.Н.Павлова, Е.Б.Волосова, Э.Г.Пилюгина. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.-152 с.

25. Адаптация ребенка к ДОУ // Т.В.Иванова. – Волгоград: Корифей, 2009.- 96 с.

26. Организация деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков и этикета. Младшая и средняя группы // О.И.Бочкарева. - Волгоград: Корифей, 2008.- 96 с.

27. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ // Л.В.Белкина.- Воронеж: Учитель, 2006. – 236 с.

28. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет // Л.Н.Галигузова, Л.Г.Голубева, Т.И.Гризик.- М.: П, 2007.- 150 с.

29. Шевцова, Е.Е. Развитие речи ребенка от 1 года до 7 лет [Текст] / Е.Е.Шевцова, Е.В.Воробьева. - М.: В.Секачев, 2007.-96 с.

30. Лямина, Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста [Текст] / Г.М.Лямина. - М.: Айрис-пресс, 2005.-96 с.

31. Рабочий журнал воспитателя группы детей раннего возраста // К.Л.Печора, В.М.Сотникова.- М.: Сфера, 2008.- 176 с.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: