Игра на уроке и во внеучебной деятельности

Игра может быть широко использована для обучения. В игре происходит формирование познавательного интереса, накапливаются знания, развиваются способности. В обучении в последние годы активно используются ролевые и деловые игры, игры-упражнения, компьютерные игры. Дидактические игры включены в преподавание литературы, математики, биологии идругих предметов. Игра - «исторически возникший и социально обусловленный вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми деятельности взрослых и отношений между ними и направленный "на познание окружающей действительности» (Эльконин). «Средство естественного воспитания» (К.Грос). Игра – активная форма организации деятельности вУВП. Значение: эмоциональное стимулирование Þ увеличивает внимание, запоминание, осмысление повышает эффективность достигаемых результатов; активизация процессов обучения; развитие (…). Игры бывают: готовы и можно приготовить самому. Группы игр: короткие а) предметные, б) настольные (познавательные), в) сюжетно-ролевые (сценки) - используют для развита интеллекта и решения конкретных задач (отработка навыков, усвоение правил); продолжительные (могут занимать несколько уроков, например, урок-сказка). Игры воспитывающего направления - их особенность серьезность и деловитость, применяют в старших классах. Сами игры зависят от возраста учеников. Виды: имитационные (игра-путешествие), соревновательные (игра-конкурс). Недостатки - большие затраты по разработке учителем, игровой азарт может застить познавательные цели, не позволяют систематизировать знания (игра изначально непродуктивная форма деятельности, ориентированная на процесс, а не результат). Принципы использования игр: 1.Игра должна иметь целевую направленность, и все игровые задания, продолжительность игры должны быть подчинены ей; 2. Игровые задания должны быть посильными, понятными, но в то же время содержать элемент трудности, ребенку надо приложить усилия, проявить терпение, чтобы достигнуть цели. 3. Роль педагога: объяснение правил игры, показ действий, совместные действия, наблюдение за выполнением заданий, предупреждение конфликтных и травматичных ситуаций. 4. Начинать следует с простых игр, постепенно их усложняя и модифицируя. 6. Игровой материал должен быть соответствовать возрасту участников. Условия эффективности: использование обобщающей игры - моделирование и имитация; отноше­ния свободы и сотрудничества вместо отношений принуждения и агрессии. Игра - разновидность урока или игровые методы (деятельность участников по сценарию). Методы - внеклассные факультативы (загадки, ребусы). Развитие интереса к данному предмету.

Функции игры в УВП: самореализация учащегося; возможность познакомить детей с широким спектром различных областей человеческой практики и сфор­мировать проект снятия конкретных жизненных затруднений; коммуникативная; диагностическая; терапевтическая (аутопсихотерапия); коррекционная;развлекательная; функция реализации задач возраста.

 

12. Развитие познавательных интересов учащихся, формирование мотивации учения.

Интерес является мотив ом познавательной деятельности - образования личности – и постепенно складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и не является присущим от рождения. ПИ - это эмоционально окрашенное стремление человека познать объект или явление. Физиологической основой интереса является рефлекс (детское любопытство, любознательность, а затем ПИ). Определяется уровнем качества знаний и сформированностью изменений. Функции: средство обучения, Источник формирования ПИ - каждый компонент деятельности. ПИ - явление развивающееся. Уровни: 1. элементарный (интерес к новым фактам); 2. интерес к существующим явлениям (предполагает поиск, активность, оперирование знаниями и изменениями, которыми владеет ребёнок); 3.Интерес к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей (связан с исследовательской творческой деятельностью). Уровни взаимосвязаны. ПИ может быть устойчивым (ситуативный), локализованным (аморфный, не ясно, нужно подумать, стимулировать), осознанным. Проявление ПИ: ☺ интеллектуальная активность (проявляется по-разному: стремление учитбся, в деятельности, оперирование знаниями, умениями); ☺ эмоциональное явление (фон: равнодушие, инертность, удивление, гнев, заинтересованность); ☺ мимика, жесты; ☺ волевые проявления, внимание, реакция на звонок; ☺ поведение учеников при затруднениях; ☺ выбор деятельности в свободное время. Условия формирования: опора на активное мышление, эмоциональная атмосфера. Пути формирования: зависит от учителя: 1.содержание материала, научный подход, опора на личный опыт; 2.сама деятельность, в которую включён ребёнок (игра, творческая деятельность, стиль общения).

Мотивация – ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности. Мотивационная сфера личности – это совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности. Мотив - устойчивое качество личности; внутреннее побуждение личности к определенному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности. В качестве мотивов могут выступать идеалы, интересы, убеждения, социальные установки, ценности + потребности. На успешность учебной деятельности влияет сила (нераспростарняемость закона Йеркса-Додсона на познавательную мотивацию) и структура мотивации + отношение мотива к содержанию деятельности (самоценность деятельности как удовлетворяющей потребность, например, познавательную, либо соображения социального толка Þ внутренние и внешние мотивы). Продуктивную творческую активность личности в учебном процессе связывают с познавательной мотивацией, а не мотивацией успеха (А.М.Матюшкин). Позитивные (успеха, достижения) и негативные (избегания, защиты) мотивы. Высокая позитивная мотивация может восполнять недостаток специальных способностей или недостаточность ЗУН (компенсаторный фактор). Мотивация влияет на учебную активность и успеваемость Þ принцип мотивационного обеспечения учебного процесса.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: