Развитие самостоятельности и творческой индивидуальности учащихся в образовательном процессе

Определение. Значение. Пути: N индивидуальный подход; поощрения сообразных проявлений самостоятельности и творчества; N развитие у воспитанников ощущения безопасности и поддержки/понимания; N работа по развитию самостоятельности и творческой индивидуальности на уроках и в рамках внеурочных форм; N преобразование депривированных проявлений творчества и самостоятельности в социально одобряемые. Средства (юмор, внимание/невнимание, патронаж и др.). Формы (вербально-установочные/разъяснительные, общественное одобрение, совместная работа с родителями, включение в программу дополнительного образования).

Индивидуальный подход к учащимся в образовательном процессе.

Индивид - это отдельно взятый человек с совокупностью всех присущих ему физиологических и социальных качеств. Индивидуальность - это своеобразное сочетание индивидуальных свойств человека, которые отличают его от других.Успешность в учении и воспитании зависит от мастерства учителя. Ученики бывают разные. Необходимо иметь индивидуальный подход, развивать сильного, помочь слабому, чтобы приобщить к учебе. Необходимо учитывать природу человека и сообразно выбирать методы педагогических воздействий. В школе большое внимание уделяется коллективному воспитанию, ориентируясь на середняка. Зачастую педагоги не замечают отстающих и не развивают сильных. Чувство меры! Если у ребенка нет ярко выраженных способностей, нужно стараться их выявит разносторонними методами (задачи, музеи, труд, творчество). не хватает времени для подхода к каждому ученику индивидуально.

Основания дифференциации учеников:

ü психо-физиологические параметры (темперамент, характер, волевые качества, способности / психические свойства личности, обладая которыми человек может успешно выполнять ту или иную деятельность; существует генетическая склонность, но на развитие влияют среда и воспитание/, особенности мышления, памяти и пр.).

ü возрастные особенности (доминирующий вид деятельности, потребности);

ü личностные качества (направленность, ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведение, интересы и пр.);

ü индивидуальные особенности, связанные с условиями воспитания в предыдущие периоды (прежде всего, отношение к УВП);

ü возможности (социальные, физические, материальные и др.);

ü особенности семьи;

Действия педагога: 1. постоянное изучение индивидуальных особенностей темперамента, черты характера, взгляды, вкусы, привычки воспитанников; 2. умение диагностировать и знать реальный уровень сформированности качеств; 3. привлечение воспитанников к деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности; 4.изменение тактики воспитания в зависимости от новых сложившихся обстоятельств; 5. максимальная опора на собственную активность личности; 6. сочетание воспитания и самовоспитания; 7. развитие самостоятельности, инициативы, самодеятельность воспитанников; 8. целесообразная организация и направление деятельности. Важно найти подход к ученику, сделать его своим другом, союзником, сотрудником.

 

15. Формы и приёмы аттестации учащихся.

ОП формулирует ожидаемые результаты усвоения (для получения реальных результатов освоение учащимися ОП надо соотнести с ожидаемыми). В ОП предусмотрены способы выявления уровня образованности учащегося. Аттестация достижений учащихся: текущая аттестация (содержание по итогам периода, курса), переводные экзамены по классам, выпускные экзамены. Формирование аттестации учащихся по ступеням образовательного маршрута. Группа ожидаемых результатов (?): 1. ступень - федеральный образовательный стандарт (контрольные работы по предметам, текущая успеваемость), школьный образовательный стандарт (уровень грамотности, дневник педагогических наблюдений), личных достижения учащихся (анкета самооценки, дневник наблюдений, отношение ребенка к школе, познавательный интерес, возникновение проблем в процессе образования); 2. Федеральный (контрольные работы по предметам, текущая успеваемость, выпускной экзамен), петербургский образовательный статус (уровень грамотности; тесты; общественная аттестация; профиль умений; определение готовности к углубленному изучению предмета на основе устойчивой положительной мотивации; формы, определяющие повышение уровня образования по дисциплинам гуманитарных областей; формы определения повышения уровня образования по профильным предметам), личностный (анкета самооценки, дневник наблюдений, аналитическая карта сформированности личных качеств ученика, смотр достижений, праздники). 3. Федеральный (промежуточная аттестация, выпускные экзамены), петербургский образовательный стандарт (достижение компетентности, защита творческих исследовательских работ, олимпиада, конкурсы), личные достижения (определенная готовность к углублённому изучению предмета; гимназический, лицейский уровни образования помимо стандартных тестов, контрольных работ и экзаменов, возможна аттестация через конкурсы творческие и исследовательские работы, участие в олимпиадах и т.д. Производят зачет по каждой теме, через каждые 10-20 уроков, производят контрольные работы. Этот учёт стимулирует систематическую работу и позволяет быстро ликвидировать отставание.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: