Пути формирования и этапы развития коллектива

А.С. Макаренко, а позже В. М Коротав, И. И. Иванов осветили этапы движения группы к коллектив у: þ коллективная деятельность, результат которой достигается усилиями каждого члена группы; þ самоуправление, возложение полномочий и смена лидеров группы в разноплановой деятельности; þ перспектива «завтрашней радости» - близкая, средняя, далекая - придающая энергетическое движение группе; þ традиции группы, фиксирующее коллективные продвижения и оформляющие автономность и статность коллектива; þ постоянная напряженная духовная деятельность по осмыслению ценностей жизни и содержания собственного бытия; þ осознание каждым необходимости собственных усилий для достижения общего результата совместной деятельности; þ участие группы в общественной жизни, реальная включенность в социальное пространство в качестве автономной единицы с ее оформленным представительством; þ расширение и углубление межличностных отношений в группе, содействие высокому статусу в группе каждого ребенка. Педагог, встав во главе группы и приняв ответственность за развитие микросреды каждого воспитанника, последовательно и неуклонно расширяет полномочия группы как будущего субъекта, вовлекая всех членов группы в осмысление деятельности, оценку результатов деятельности и, в итоге, в осознание цели я мотива планируемой работы. Расширение полномочий становится основанием для создания системы самоуправления коллектива, ибо по мере роста полномочий увеличивается уровень развитости социальных связей в этой группе, приобретающей все более отчетливо черты коллектива: z глубина дружеских связей, z ценностные ориентации и высокое поле психологического климата, z качественность предметной деятельности, z внимание к каждой индивидуальности, z актуальное проживание социальных событий, проблем, ситуаций, z ощущение своей группы как части общества. Коллектив, как всякий живой организм, рождается, развивается, проходят кризисные этапы, распадается, умирает и формируется вновь. Правила: þ сочетать педагогическое руководство со стремлением учеников к самостоятельности, þ изменять при необходимости стиль (от единомыслия до сотрудничества в воспитании), þ опора на учителей, работающих в этом классе, þ никакого формализма, þ общее мнение по важным вопросам жизни класса, þ система контроля - вертикально-горизонтальная, þ стремление к слиянию персональных, партнерских и мотивационных отношения в процессе единения коллектива (хотя избирательность есть всегда), þ первоначальная ориентация на интересы школьников, þ контроль факторов, влияющие на положение каждого ученика, с учетом его личностных особенностей, его нравственного облика, физических данных, (положение ученика в т.ч. зависит от норм и правил, принятых в коллективе), þ изменять периодически вид коллективной деятельности, þ вводить школьников в новые отношения. Коллектив - инструмент индивидуального развития каждого его ученика. Этапы формирования коллектива:  становление коллектива - первоначальное сплочение, коллектив — цель воспитательных усилий педагога; ‚ активное поддержание требований педагога и выдвижение собственных стабилизирующих структур коллектива, действующие механизмы самоорганизации и саморегуляции; ƒ преодоление противоречий между коллективом и отдельными учениками „ расцвет коллектива - более высокие требования к себе, чем к свои товарищам, школьники научились сами предъявлять себе требования из воспитания в самовоспитание. Возникли традиции. Для формирования коллектива важны цели: близкие, средние - для достижения необходимых условий, далекие - успешное окончание школы. Особенности детского коллектива: постоянная смена коллективов, лидеров, интересов, форм деятельности, иерархий ценностей. Коллективная деятельность влияет на формирование личности в меру вклада каждого.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: