Формы воспитательной деятельности

(общая характеристика, типология, методические особенности).

Воспитание - процесс целенаправленного развития, общественно необходимых для личности отношений человека к окружающей жизни, к различным ее сторонам, к самому себе; целенаправленное преодоление общественно чуждых отношений к окружающей жизни; деятельность, направленная на обеспечение условий и возможностей развития личности, результат которой – становление личности (…). Смысл воспитания как деятельности – организация жизни воспитанников в различных сферах. Характеристика процесса воспитания: R опосредован взаимодействием воспитателей и воспитанников; R направлен на достижение заданной цели; R многофакторный (совокупность субъективных и объективных факторов); R длительность (всю жизнь); R непрерывность (систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников); R комплексный подход (единство целей, задач, содержания, форм, методов; R вариативность, неопределенность результатов. Форма воспитательной работы – внешнее выражение содержания ВД: соответствие познавательной деятельности, впечатлений, поведенческих норм и реакций, практических и организационных умений, приобретаемых воспитанниками в специально организованной совместной деятельности; структура и система организации конкретного цикла целенаправленной совместной деятельности: подготовка – проведение – анализ; совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих наилучшее выражение содержания ВД; это устанавливаемый порядок организации конкретных событий, ситуаций, процедур, взаимодействия участников, направленный на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно практических); доступный внешнему восприятию образ взаимодействия воспитанника и педагога, сложившийся благодаря системе используемых средств, выстраивающихся в определенное логическое обеспечение методов работы с детьми (Пидкосистый). Форма воспитательной работы задает структуру и логику действий. Организаторский прием – действие, позволяющее решить конкретную организаторскую задачу (как задействовать каждого; как обеспечить продуктивное взаимодействие посредством…) Факторы выбора формы ВД: владение различными формами организации ВП и совместной деятельности; умение определить значимые аспекты содержания воспитания; умение сопоставлять воспитательные возможности разных форм.

Типология форм. ¤ индивидуальные, микрогрупповые (2-4 человека), групповые (5/7-25/40 человек), массовые (>40). По И.П. Иванову, И.В. Полякову, Б.В. Куприянову © (основания: j целевая направленность, k позиция участников, l объективные воспитательные возможности):

Мероприятия: событие, занятие, ситуация в коллективе, организованная педагогами или третьим лицом для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия. Признаки: организаторская роль взрослых; прямое педагогическое воздействие; созерцательная и исполнительская позиция детей. Целесообразность: при решении просветительских задач; когда содержание требует высокой компетентности; когда организаторские функции слишком сложны для детей; при постановке задачи непосредственного обучения чему-либо; при необходимости укрепления здоровья детей, их физического развития. Цель любого мероприятия с позиции педагогов – формирование отношения личности к различным видам деятельности и обществу.

Дела: общая работа, важное событие, осуществляемое и организованное членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в т.ч. самим себе. Признаки: деятельностно-созидательная позиция детей; участие детей в организаторской деятельности; социально-значимая направленность содержания; продуктивность; опосредованное педагогическое руководство.

Игра (как форма воспитательной работы): воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развития, обучения. Признаки: опосредованное педагогическое воздействие; скрытые педагогические задачи; собственные игровые признаки (…). Виды игровых форм: сюжетно-ролевые, деловые, на местности, спортивные, познавательные. Соотношение форм в работе педагога: дела<игры<мероприятия Þ снижение социальной зрелости; дела<мероприятия<игры Þ снижение уровня ответственности, инфантильность; мероприятия<игры<дела Þ opt. Методические особенности форм: инвариантность и вариативность набора элементов – методического рисунка (отражается в видовом наименовании формы: конкурс и турнир; путешествие и экспедиция; фестиваль и ярмарка). Постоянный МР: конкурс (разработка условий – состязание – работа жюри/оценивание – награждение); защита проектов: (выбор общей темы - формирование групп - выбор тем проектов и их разработка группами - подготовка к защите /презентация, выступление/ - защита/сообщение - оценка проектов, подведение итогов). «Формы свободного творчества»: методологическая идея отражается как …. Походы к конструированию форм: þ от формы (предметы, реальные события, организации, учреждения); þ от содержания. Параметры вариативности форм: по времени подготовки (экспромт/длительная подготовка); по способу организации (1 человек/группа/коллектив); по характеру включения в деятельность (обязательное/добровольное); по взаимодействию с другими коллективами (открытые – для/совместно с другими/закрытые – для своего). Многие формы ВД моделируют жизненные ситуации в игровом варианте.


20. Методика организации коллективной творческой деятельности школьников.

Педагогические средства организации совместной деятельности воспитанников: организующая информация; организующее поведение; способы организации; организаторские приемы (действия педагога, позволяющие решить конкретную организационную задачу). Чем полнее и точнее используются педагогические средства организации деятельности, тем выше качество и результативность воспитательного процесса. Организовать деятельность значит упорядочить ее во всех необходимых аспектах: j в целях и мотивациях (цели и задачи совместной деятельности должны быть поняты и приняты всеми ее участниками – Для чего? Ради чего? Зачем? Почему? Для этого: R доступное своевременное информирование об объективных целях деятельности или R совместное выдвижение целей и задач предстоящей деятельности – чего достичь?); k в содержании (участникам деятельности необходимо понимать, что нужно делать. Для этого: R устное объяснение, письменная инструкция / памятка / программа; R установить договоренность в результате совместного обсуждения; R убедиться в понимании - собеседование); l в средствах осуществления (R спектр средств: средства труда, информации, технические, художественные, творческие/эмоциональной выразительности, униформа и др.; R правила выбора средств: целесообразность и адекватность, качество и количество, необходимость и достаточность); m в способах осуществления (R способы организации совместной деятельности; R способы распределения общей работы при подготовке; R способы формирования групп; R способы коллективного обсуждения и принятия решений; R способы выполнения конкретных действий – определяются выбором вида совместной и организаторской деятельности: по желанию, по жребию, задание); n в связях и отношениях (информация об обязанностях, правах, взаимосвязях: R определить/уточнить и распределить между участниками роли обязанности; R установить координацию у субординацию; R определить собственную роль и позицию); o в пространстве (правила оптимизации пространства: Rоптимальность; R эстетика; R гигиена; R комфорт); p во времени (точно рассчитать время для всех составляющих процедур деятельности; механизм расчета). Творчество: в совместном поиске лучших путей решения общей задачи + всегда в разных вариантах, выявляет новые возможности. В КТД аккумулированы коллективные требования к личности.

Технология коллективной организации деятельности разработал И. П. Иванов с 1950г. («Энциклопедия коллективных творческих дел»). Перенял опыт коммун Макаренко (забота всех о благе каждого и каждого – о благе всех). Методика/форма – КТД. Единственная технология в сфере воспитания. Виды: j трудовые («трудовая атака» - быстрое устранение недостатков, украшение зала, уборка территории; «трудовой десант» - выезд добровольцев для помощи другим коллективам; «операция поход» - сбор материала, организация выставки /«связка», «звезда», «веер»/ и др.); k познавательные (сюжетно-ролевые игры: обучающие /проходят на уроках, направлены на усвоение материала/; развивающие; социализирующие; воспитательные; диагностические); l художественные; m спортивные («Зарница», «Споротокиады»); n общественно-политические (школьные праздники); o организаторские (газета, планерка, чередование текущих дней – /пере/распределение функций детей, обновление состава).

Стадии:

1. предварительной работы – определение педагогом воспитательных задач предстоящего КТД, исходных направляющих действий; доведение возможностей КТД до сведения воспитанников, объяснение перспективности, разъяснение (педагогическое задание - подготовить идею замысел, составить четкое представление о подготовке и организации; анализ сложившейся ситуации - обозначить проблему, конкретное задание для дополнительной деятельности, продумать общую идею замысла, подобрать несколько вариантов форм, составить план организации и подготовки, продумать время).

2. коллективного планирования – подростки учатся коллективному творческому поиску лучшего варианта решения задачи через обсуждение сначала в малых группах, затем – делегирование, аргументация (коллективный план: создание совета коллектива творчества /группы: педагогическая группа + представитель совета коллектива/, который принимает участие в совете коллектива - выбор способа коллективного планирования);воспитатель – направляет;

3. коллективной подготовки к делу, текущей организаторской деятельности – рекомендации представителю микроколлектива, ведущему (как рассадить…); решить для себя (где находиться, что делать во время проведения дела); каждый должен быть включен в деятельность: помощь микроколлектива, подготовить представителя совета дела, помощь ведущему, репетиция, проверка готовности; средства побуждения воспитанников к добросовестности: помощь товарищеским советом; доверие ответственным поручением; увлечение «секретным договором»; обращение воспитателя с просьбой научить; товарищеское требование от имени всего коллектива; товарищеское осуждение/поощрение;

4. коллективного проведения дела – увлечение воспитанников примером собственного бодрого настроя, радостной перспективой близкого успеха; в некоторых случаях – решительные требования от имени всего коллектива;

5. коллективного анализа – форма определяется самими воспитанниками, что получись/что нет, почему, пути решения Þ опыт оценки и коррекции деятельности, усвоения уроков;

6. ближайшего последействия – воспитательная работа на сновании полученного эмпирического, перцептивного, когнитивного опыта (удовлетворенность фактом причастности к коллективу, личностная значимость переживаний); разработка ближайших перспектив новых КТД.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: