Воспитание и развитие личности в мировой педагогике

Предмет и функции педагогики, ее категории. Система педагогических наук.

Педагогика – наука о воспитании и обучении человека. Раскрывает закономерности формир-ия личн-ти в процессе образ-ия, воспит-ия, обучения. Предмет педагогики выражается её основными категориями: воспитание, обучение (преподавание и учение), образование. 1. Воспитание – целенаправленный и спец. организованный процесс формирования личности, профессиональная деят-ть педагога. В широком социальном смысле воспитание – передача накопленного опыта от старшего поколений к младшим. 2. Образование  - процесс и результат передачи и присвоения человеком системы знаний, умений и навыков, опыта творч. деят-ти, отношений. Обр-ие различается по уровню – начальное, среднее, высшее) и по содержанию (общее, специальное, профессиональное). 3. Воспитание и образование осущ через обучение – это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями. Основу обучения составляют ЗУН.   Функции: теоретическиеописательная (изучение, обобщение и описание практического опыта воспитания и обучения); объяснительная (выявление закономерностей, принципов, правил обучения и воспитания); прогностическая (прогнозирование дальнейшего развития пед. теории и практики); - технологические (прикладные) – преобразовательная (разработка новых технологий, методов, приемов, форм, средств, систем обучения и воспитания, моделей школы; учебно-методические пособия); оценочная (экспертиза результатов исследований и их внедрение в школьную практику); коррекционная (внесение корректив в организацию образ-ых процессов, испр-ие ошибок). Система педагогических наук. Фундамент педагогики – философия, и в частности та ее часть, которая специально занимается проблемами воспитания – философия воспитания – разрабатывает методологию (основные идеи, принципы, методы пед. науки). История педагогики – изучает развитие пед. учений и практики с древнейших времен до наших дней. Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы учебно-воспитательного процесса в воспитательных учреждениях всех типов. Дошкольная и школьная педагогика, андрогогика(обучение взрослых) составляют подсистему возрастной педагогики. Здесь изучаются закономерности воспитания подрастающего человека, отражающие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп. Социальная педагогика изучает воспитание человека в среде проживания (семейная пед, внешкольное воспит-ие и образ-ие, перевоспитание правонарушителей). Специальная пед изучает воспитание, образ-ие и обучение людей с отклонениями в развитии (глухих – сурдопед-ка, слепых – тифлопед-ка, умственно отсталых - олигофренопед-ка, лого- и дефектопед-ка). Профессиональная пед-ка – обр-ие людей разных профессий. Сравнит. пед-ка – анализ восп-ия, обучения и образ-ия в разных странах. Частные методики – закономерности преподавания конкретных дисциплин (методика преподавания ин. языка.

 

Воспитание и развитие личности в мировой педагогике.

Личность – социальные св-ва и качества чел-ка, которые формируются прижизненно на основе природных задатков в процессе деят-ти и общения. Личность – социализированный индивид. Личность формируется в процессе социализации - освоения и воспроизведения индивидом соц. опыт, присущему опред. обществу в конкретный историч. период его развития. Структура личности (по Платонову): 1) биопсихические свойства (темперамент, половые и возрастные особенности, задатки к формированию способностей) – социального почти нет – формируются через тренировку; 2) психические процессы (ощущение, восприятие, память, внимание, воля, мышление, воображение, речь, эмоции, чувства, способности) – чаще преобладает социальное – формир через упражение; 3) Опыт (знания, умения, навыки, привычки поведения) – значительно больше социльного – формир через обучение; 4) Направленность (взгляды, убеждения, мировоззрение, мотивы, стремления, интересы, идеалы, ценностные отношения) – биологического почти нет – формир через воспитание. Задатки – врожденные и унаследованные от родителей анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма чел-ка, составляющие основу развития его способностей. Способности – формирующ-ся в деят-ти на основе задатков индивидуально-психологич. особенности, от которых зависит успешность деят-ти. Развитие личности – взаимосвязанный процесс количественных и качественных изменений, которые происходят в анатомо-физиологическом созревании чел-ка, совершенствовании его психики, приобретении опыта познавательной и творческой деят-ти, обогащении его мировоззрения и нравственности (духовное, социальное, писхическое, физиологическое, физическое развитие). Эти изменения происходят под влиянием внешних и внутренних факторов. Факторы: внутренние: 1) наследственность — врож-денные (видовые человеческие задатки к развитию прямохождения, мышления, речи) и унаследованные от родителей (тип нервной системы, темперамент, цвет глаз и кожи, группа крови, резус-фактор, задатки) психофизиологические особенности и свойства человека; 2) Активность личности — ее собственная деятельность, чувства, воля, интересы, которые формируются под влиянием внешних факторов и сами становятся источником развития; внешние: 1) Среда — окружающая реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека (природная и социальная): макросреда — космос, планета, географические условия, общество, государство, социально-экономические отношения; мезосреда — регион проживания, город, средства массовой информации; микросреда — семья, родственники, друзья, микрорайон проживания; 2) Воспитание - специально организованная среда, целена-правленная профессиональная деятельность общества по развитию и формированию личности в процессе ее образования. Концепции разв-ия личн-ти: 1) биогенетическая (Яблоко от яблони не далеко падает) - признают ведущую роль наследственности и внутренней активности в развитии личности: 1. преформистская (богословская) - человек формируется как личность спонтанно по заранее заданной внутренней программе; 2. психоаналитическая (З.Фрейд) - развитие и поведение человека зависят от полового инстинкта – либидо; 3. гуманистическая (А.Маслоу, К.Роджерс) - развитие личности  определяется врожденной внутренней потребностью к самоактуализации – реализации своих возможностей. 2) Социогенетические (С кем поведёшься от того и наберёшься) - признают ведущую роль среды и воспитания в развитии личности: 1. поведенческая, бихевиористская (Б.Скиннер) - развитие личности определяется социальным научением по принципу «стимул–реакция»; 2. культурно-историческая (Л.С.Выготский) – воспитание явл определяющим фактором развития личности. Воспитание обеспечивает развитие личности на основе природных задатков и опирается на достигнутый ребенком уровень развития (зону актуального развития = то, что ребенок уже может делать самостоятельно). Воспитание ориентируется на психические процессы, которые находятся в стадии становления (зону ближайшего развития = то, что ребенок пока может сделать только с помощью взрослого). Воспитание опирается на активность личности, ее самостоятельную деятельность. Поэтому задача воспитания — организовать различные виды   деятельности, которые соответствуют потребностям личности, ставят ее в позицию активного деятеля, стимулируют ее творчество и инициативу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: