Система образования Республики Беларусь

Общие сведения о системе обр-ия в РБ: - по отн-ию к гос-ву: государственно-частная система обр-ия; - по отн-ию к церкви: светская система обр-ия, но допускается взаимодействие с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций бел народа; - по хар-ру управления: централизованная система образ-ия, носит государственно-общественный хар-р, осуществляется правительством, республиканскими и местными органами управления на основе принципов гласности, демократии. Нормативно-правовую базу системы обр-ия составляют: 1. Закон РБ «Об образовании»-1991г, 2. Закон РБ «Об общем среднем обр-ии»-2006г, 3. Закон РБ «о высшем обр-ии»-2007г, 4. Закон РБ «о профессионально-техническом обр-ии»-2003г, 5. Закон РБ «О специальном обр-ии»-2004г, 6. Внесен на рассмотрение Палаты представителей Нац. Собрания РБ проект Кодекса РБ об обр-ии. Основные принципы гос образовательной политики РБ: светский хар-р; демократический хар-р управления обр-ем; экологическ направленность обр-ия; научность; гуманизм, приоритет общечеловеческих ценностей и прав чел-ка в обр-ии; национально-культурная основа обр-ия; преемственность и непрерывность уровней и ступеней обр-ия; доступность дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего и высшего обр-ия; обязательность общего базового обр-ия; осуществление перехода к обязательному общему среднему обр-ию; приоритетность обр-ия. Образование: основное (дошкольное, общее базовое, общее среднее, проф-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское) и дополнительное(осуществляется на всех ур-ях основного обр-ия, а также включает внешкольное восп-ие и обучение, повышение квалификации и переподготовку кадров; оно направлено на расширение возможностей в интеллектуальном, эстетич, нравств, физич развитии личн-ти, углубление проф компетентности). Специальное обр-ия осуществляется на всех ур-ях основного обр-ия для детей, имеющих психофизические особенности. Главная цель обучения и воспитания в РБ – становление и развитие образованной, творческой, национально сознательной, нравственной и физически здоровой личности; передача фундаментальных основ национальной и мировой культуры. Формы получения обр-ия: 1. В учреждениях обр-ия – в очной (дневной и вечерней) и заочной формах; 2. самостоятельно. Допускается сочетание различных форм получения обр-ия, а также обучение по индивидуальным учебным планам. Для всех форм получения обр-ия действуют единые образовательные стандарты. Срок получения общего базового обр-ия – 9 лет, среднего – 11 (4+5+2), продолжительность учебных занятий в учебн году – с 1 сент по 1 июня. 6тидневная школьн неделя – 5 дней рабочая неделя, 6ой – проведение спортивно-массовых, оздоровит, воспитательных мероприятий. Изучение учебн предметов базовой, но есть факультативы. 

 

Современные тенденции развития образования в мире.

Современные тенденции разв-ия обр-ия – направления закономерных и необратимых изменений в системах обр-ия стран мира, приводящие к их новому качеству. Имеют социокультурную обусловленность. Тенденции развития образования: 1. Повышения роли образования в обществе - обр-ие становится реальной социальной и производительной силой, оно выходит на 1 место в иерархии ценностей чел-ка. Об ур-не страны судят по денежным затратам на обр-ие. 2. Создание системы непрерывного образования - все ступени обр-ия продолжают и дополняют друг друга(семья-детсад-школа-вуз-образование взрослых). 3. Учет национальных традиций в образовании, гражданское воспитание - с целью поддержания нац культурного своеобразия, сохранение государственной целостности. 4. Интернационализация образования - создание единого мирового образовательного пространства, возможность получения обр-ия в любой стране, взаимное признание государствами дипломов об обр-ии. Назрела в связи с мобильностью населения, значительной миграцией людей. 5. Стандартизация содержания образования - определение нормы образованности на каждой ступени обр-ия, введение в содержание базового компонента (фундаментальных зн-ийкак основы для жизни в современном общ-ве). Нужна для создания единого образоват пространства в стране и мире, для обеспечения населению одинаковых стартовых возможностей на кажд ступени обр-ия с целью его непрерывности, для устранения функциональной неграмотности (когда чел-к не умеет жить в совр обществе, пользоваться благами). 6. Информатизация образования на основе модернизации его материально-технической базы (видео, компьютеры, и совр научные лаборатории) 7. Гуманизация образования – ненасилие, уважение личности и свободы человека в образовании. 8. Гуманитаризация образования – введение в содержание образования дисциплин о человеке (психология, педагогика, культурологи, социология, политология и т.д.). 9. Демократизация управления образованием – предоставление субъектам образования больших прав, широкое привлечение общественности к управлению образованием (попеч советы). 10. Индивидуализация - орг-ия образовательного процесса с учетом индивид особенностей, потребностей, интересов, способностей и возможностей чел-ка. 11. Дифференциация образования - разделение обучаемых на группы с учетом их индивидуально-типологических особенностей, потребностей, интересов, возможностей с целью создания оптимальных условий для их развития в обр-ии. Болонский процесс (1999-2011) – процесс интеграции систем высшего обр-ия европейских гос-в с целью укрепления и развития интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы. 2005 – 45 стран, 2009 – 46. Россия – 2003, Украина – 2005.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: