Системы и формы организации обучения

Форма организации обучения (когда, где и кого мы обучаем?) — внешняя сторона учебного процесса; определяет, в каком виде в реальных условиях можно организовать обучение. Совокупность форм образует систему организации обучения. Исторически сложились след системы обучения: 1. Индивидуальная - передача опыта от преподавателя к обучаемому; появилась в античные времена; сохранилась в виде репетиторства, тьюторства, менторства, гувернерства; 2. Индивидуально-групповая - поочередное взаимодействие преподавателя с каждым обучаемым в группе; использовалась в школах Средневековья; сохранилась в отечественной сельской малокомплектной школе; 3. Классно-урочная - взаимодействие преподавателя с группой обучаемых одного возраста и постоянного состава (класс) в определенные отрезки времени (урок);создана Я.А.Коменским в XVII в.; сохранилась в средней школе на начальной и базовой ступенях, в средних специальных учебных заведениях; 4. Взаимного обучения - взаимодействие преподавателя с группой старших, способных обучаемых, которые затем обучали младших;существовала в Англии, Индии в конце ХVIII– начале ХIХ вв. (белл-ланкастерская система); 5. Избирательного обучения - существовала в конце ХIХ в.:- в США (батовская система) – сочетание коллективной работы с классом и индивидуальных занятий, - в Европе (маннгеймская система) – распределение учащихся по классам в зависимости от способностей и успеваемости; сохранилась в виде деления учащихся на потоки в зарубежной средней школе; 6. Индивидуализированная - существовала в начале ХХ в. в США:- Дальтон-план – индивидуальные занятия учащихся в лабораториях, предметных мастерских по выполнению определенного задания; сохранилась в средней школе как альтернатива классно-урочной системе, - план Трампа – распределение учебного времени на работу в больших группах (40%), малых (20%) и индивидуальную самостоятельную работу в учебных кабинетах (40%); сохранилась в высшей школе. В ср. школах РБ Классно-урочная форма обучения: постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс); каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения); учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков); каждый урок посвящается только одному предмету (монизм); постоянное чередование уроков (расписание); руководящая роль учителя (педагогическое управление); применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности). Также по кол-ву обучаемых выделяют: индивидуальные формы обучения (экзамен, зачет, консультация, дополнительные занятия, домашняя работа), групповые (экскурсия, факультатив, семинар, кружок, практикум) и массовые (олимпиада, конференция, производственная практика).

Урок как форма организации учебно-воспитательного процесса.

Урок – это коллективная форма орг-ии обучения с учащимися одного возраста и постоянного состава, с ограниченными временными рамками, по заранее составленому расписанию, с единой для всех программой обучения. Цели урока: 1. Дидактические (актуализация прежних знаний, формир-ие новых знаний, формир-ие умений и навыков, тв-ое применение на практике); 2. Воспитательные (формир-ие взглядов, убеждений, ценностных отн-ий, привычек поведения, личностных качеств); 3. Развивающие цели (зазвитие моторно-двигательной, сенсорной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной сфер личн-ти). Стр-ра урока: 1. организация начала урока (введение учащихся в атмосферу урока), 2. проверка усвоения изученного материала (проверка дз, опрос по ранее изуч материалы), 3. постановка целей и задач урока, 4. объяснение нового учебного материала, 5. закрепление изученного (путём применения на практике), 6. подведение итогов урока, 7. учебное домашнее задание. Типы уроков (в зависимости от главн дидактич задачи): 1) комбинированные - сочетаются различные виды работ: проверка изученного, объяснение нового, закрепление, подведение итогов; 2) уроки изучения нового мат-ла - основное внимание уделяется изучению нового материала 3) уроки закрепления нового мат-ла - на котором через системы упражнений, практические самостоятельные задания формируются умения и навыки учащихся; 4) уроки обобщения и систематизации изученного - осуществляется повторение, систематизация изученного учебного материала по определенной теме, разделу. Обычно такие уроки имеют место накануне проверочных, контрольных работ; 5) уроки контроля - урок выполнения проверочных и контрольных (устных, письменных) + работа над ошибками.

17. Общие формы организации учебной работы на уроке. – определяют, в каком виде на уроке организовывается обуч-ие. Фронтальная - предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя. Групповая - Эффективной является организация групповой работы на уроке. Учащиеся работают в группе 4-7 человек или в парах, задания для групп могут быть одинаковыми или разными. Результаты работы групп сообщаются и оцениваются. Состав групп может быть однородным по подготовке или неоднородным. Работа в группах стимулирует активность учеников, их взаимодействие, взаимообучение, создает психологический комфорт, особенно для слабых учеников. Парная – разновидность групповой. Индивидуальная - самостоятельную работу каждого ученика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: