Образовательные парадигмы и их влияние на пед.процесс

Пед парадигма – образец, модель, схема построения педагогического процесса и педагогической системы, которые утвердились в определенном научно-педагогическом сообществе в конкретный исторический период. Пед. парадигма носит конкретно-исторический характер, т.к. всегда отражает общую картину мира, присущую исторической эпохе, т. е. зависит от общемировоззренческих представлений о природе, о пространстве и времени, о причинах и следствиях явлений и вещей, о человеке, его способностях, ценностных отношениях самому себе и другим. Эти идеи накладывают отпечаток на представления о ребенке, его возможностях, назначении, целях и задачах образования, об учителе и основных характеристиках его личности, об отношениях, которые должны складываться между учителем и учеником. Согласно этим идеям в обществе строится педагогический процесс. Соц сис-ма- Пед парадигма – ПП. На основе ист пед и школы выделяют две парадигмы: 1. (До 20 века) научно-технократическая (- с точки зрения содержания – научные зн-ия отчуждены от личн-ти),репродуктивная (- методы работы педагога- ученику достаточно запомнить и воспроизвести материал, мышление и тв-во избыточно), авторитарная (-стиль упр-ия учением – учитель всегда прав), субъект-объектная (- модель взаимоотн-ий учителя и ученика – учитель активен, ученик пассивен), «школа учебы» - связь с теми пед явл-ями, кот существовали в школьном деле в России в конце 19-нач 20в.; Девиз – «ученик – сосуд, кот нужно заполнить», «знание – сила». Цель – передача и воспроизведение опыта в виде зун, кот нужны обществу. Содержание – точные, проверенные на опыте зун, кот необходимы социуму, нормы поведения, алгоритмы деят-ти. Организация ПП – алгоритмизированная, обусловленная стандартами и нормативами. Методы (как?) – объяснительно-иллюстративные, монолог учителя. Формы (в каком виде?) – коллективные, массовые, индивид(для контроля). Ср-ва (с помощью чего?) – научн учебн лит-ра, технологии(интернет, схемы, графики). Управление пед процессом – авторитарное, централизованное в системе обр-ия. Модель взаимод. учит и ученика – субъект-объект. Оценка – результат сравнивается с учебной программой, учебным планом, знает-не знает, да-нет. 2. Личностно-ориентир. (личностно-развивающая, гуманистическая, субъект-субъектная, культуротворческая, “школа педагогической поддержки”, “школа самореализации личности”). Девиз – ученик-факел, кот нужно зажечь, познание-сила, осознание-сила. Цель – Развитие личн-ти ученика с пом обр-ия и самообр-ия для самопознания, самоутверждения, самоактуализации в обществе. Содержание – зун нужные личности. Организация ПП – свободная, импровизационная, обусловленная потребностями и возможностями личности. Методы – поисковые, исследоват-ие, диалогические. Формы – индивидуальная(для самовыражения ученика), групповая. Средства – различные худ образы, искусство. Управление пед процессом – демократическое,децентрализованное. Модель взаимодействия учит и ученика – субъект-субъект, личность-личность. Оценка – оценивается динамика индивидуально-личностного роста, прирост зн-ий в области, кот интересует чел-ка, затем происходит самопрезентация, да-да.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: