Процесс обучения. Его структура и функции

Процесс обучения =дидактический процесс=учебный процесс – спец организованное, целенаправленное взаимодействие обучающего и обучаемого по овладению знаниями, умениями и навыками, развитию способностей, формированию взглядов, опыта деятельности и поведения, личностных качеств. Функции ПО: 1. Образовательная – формирование ЗУН обучаемых, усвоение ими понятий, законов, теорий, видов деят-ти. 2. Воспитательная – формир-ие взглядов, убеждений, чувств, привычек поведения, черт личности. 3. Развивающая – развитие интеллекта, памяти, воображения, воли, потребностей, способностей личн-ти. Признаки ПО: 1)двусторонний характер; 2)совместная деятельность учителей и учащихся; 3)руководство со стороны учителя; 4)специальная планомерная организация и управление; 5)целостность и единство; 6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся; 7)целостность и единство благодаря управлению обучением, развитием и воспитанием учащихся. Стр-ра ПО: Процесс обучения = преподавание + учение. Преподавание – деятельность преподавателя по управлению учением. Учение – деят-ть обучаемого по усвоению зун, способов мышления и деят-ти. Преподавание делится на несколько этапов: 1. Подготовительный: а) планирование ПО (составление календарно-тематических и поурочных планов на основе уч программы, а также с учетом особенностей класса, установленных в результате пед диагностики); б) подготовка к учебной работе (предварит просмотр упр-ий). 2. Основной этап: а) постановка и разъяснение целей и учебных задач в диалоге с учащимися (через проблемную ситуацию, личный опыт детей); б) стимулирование активности ученика; в) орг-ия учебной деят-ти и ее поддержка (использование разнообр технологий, методов, форм, средств); г) обратная связь (текущий контроль и коррекция ПО). 3. Заключительный этап: а) рефлексия; б) планирование коррекционной работы на последующих занятиях.

Виды обучения

Виды обучения =способы организации процесса обучения, кот различаются хар-ом преподавания и учения, т.е. взаимодействия педагога и обучающегося: 1. Сообщающие О – преподаватель представляет инф-цию в обработанном для усвоения виде, оббучающиеся её воспринимают, запоминают и воспроизводят. Достоинства сообщающего обучения: систематичность, относительно малые затраты времени. Недостатки: слабо реализуется развивающая функция обучения, деятельность ученика репродуктивна. Тем не менее так происходит обучение в большинстве случаев. 2. Програмированное О – преподаватель разбивает учеб материал на мелкие, лёгкие для усвоения части, поочерёдео предоставляет их ученикам, орг-ет их усвоение, проверку и переходит к новой порции материала. Достоинства: мелкие дозы усваиваются безошибочно, что дает высокие результаты; темп усвоения выбирается учеником. Недостатки: не всякий материал поддается пошаговой обработке; ограничивается умственное развитие ученика репродуктивными операциями; возникает дефицит общения и эмоций в обучении. 3. Проблемное О – преподаватель создаёт проблемную ситуацию, обучающиеся сомастоятельно ведут поиск способов и ср-в её разрешения. Достоинства: развивает мыслительные способности учащихся, интерес к учению, творческие силы. Недостатки: не всегда можно применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя; требует много времени. 4. Развивающее обучение: Преподаватель организует учение в зоне ближайшего развития обучаемых. Через создание проблемных ситуаций он инициирует дискуссию с целью постановки учебных задач и поиска общих способов их решения. Обучаемые анализируют теор понятия, выявляют и моделируют отн-ия между ними.Обучение ведется на высоком ур-не трудности.

 

Система дидактических принципов

В процессе обучения происходит поэтапное усвоение инф-ции, кот может обепечить соблюдение дидактических принципов. Дидактич принципы – руководящие идеи, нормативные требования к орг-ии и проведению процесса обуч-ия. Последовательность усвоения учебного материала дает психологическое обоснование дидактическим принципам: восприятие – принцип наглядности, понимание –научности, доступности; осмысление – принцип систематичности и последовательности (по памяти воспроизв); обобщение – принцип сознательности и активности; закрепление – принцип прочности (результат – знания); применение – связи теории с практикой (результат – формир-ие умений и навыков). Усвоение материала это успешное прохождение всех этапов усвоения инф-ции. Ур-нь усвоения уч. материала (оценка): 1. Рецептивный (1-2) – узнавание, общее представление об объекте изучения. 2. Репродуктивный – запоманание и воспроизведение изученного материала: а) 3-4 – рецептивно-продуктивный ур-нь (воспроизведение по памяти); б) 5-6 – рпродуктивно-продуктивный (осознанное воспроизведение). 3. Продуктивный (7-8) – применение знаний на практике. 4. Творческий (9-10) – творческое применение знаний в нестандартной ситуации. На более высокий ур-нь в обучении можно подняться, только пройдя предыдущий. Критерии усвоения мат-ла: полнота, глубина, действенность, гибкость. Принципы обучения определяются целями воспитания и имеют исторический характер. Принципы обучения выступают в органическом единстве, образуя некоторую концепцию дидактического процесса, которую можно представить как систему, компонентами которой они являются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: