Индив-ия и дифф-ия в О

С возникновением и развитием коллективных форм обучения возникла и необходимость принципа индивидуального подхода к учащемуся. Однако, индивидуальный подход - это не работа с отстающими учащимися, его необходимо применять к каждому члену детского коллектива. При этом нужно учитывать, какое место в нем занимает ученик, как к нему относятся товарищи. Нельзя, например, обращаться к одному ученику по имени, а к другому по фамилии. Отношение ко всем учащимся должно быть ровным и доброжелательным. Индивидуализация О - организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению. Достоинства: ограждает от отриц влияния группы, самореализация, более глубокий контроль обученности и коррекция, комплексно учитыв-ся особен-ти ребенка Дифференциация О – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы. Виды Д: региональная (по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы); внутришкольная (уровни, профили, отделения, углубления, уклоны, потоки); в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, классы компенсирующего обучения и т.д.); межклассная (факультативные, сводные, разновозрастные группы); в нутриклассную, или внутрипредметную  (группы в составе класса). Достоинства: исключаются уравниловка и усреднение детей; повышается уровень мотивации учения в сильных группах; в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче учиться; создаются щадящие условия для слабых; у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному; отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий уровень преподавания; появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам; реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании; повышается уровень Я-концепции ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности. Недостатки Д и И: нет способов поощрения учителей за эту работу- экономически невыгодно; Д и И усложняют вопросы контроля и оценки; уч процесс адаптир-ся к ур-ню учеников, т.е. мы делаем то, что умеем, а что не умеем - забросили; ошибки при диагностике(один тест не дает возможность определять чел-ка в опр группу); сниж-ся мотивация, т.к. не к кому стремиться. Только сочетание Д и И позволяет создать оптим усл-я для О при массовом О (разноуровневые задания; дифферен-ые индивид задания; работа в группах).

 

24. Форм-ие мотивации учения школьников.

Мотивация – внутр. источник активности чел-ка, система побудителей любой деят-ти (зачем, ради чего). Мотивационная сфера чел-ка: потребность (нужда в опр-х усл-ях для своего норм состояния, пирамида Маслоу – физиологич, потрр в безопасности, защите, в общении, любви, в признании и самоутверждении, в познании и самовыр-ии), интерес (избират отнош личности к объекту в силу его знач-ти), цель и задачи (осознанное предс-ие о рез-те), мотив (побуждение, вызв-ое представлениями, идеалами, чувствами, в кот реал-ся потребность). Мотивация учения – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному усвоению содержания образования. Цель мотивации учения: побуждение учащихся к обучению. Функции: побуждающая (активация энергии), направляющая (направ энергию на  определенный объект, на определенную активность), стимулирующая, управляющая, организующая, структурирующая, котолирующая, отражательная, объяснительная, защитная. По отн-ию к деят-ти учебные мотивы разделяются на: социальные (внешние) – стремление достичь высшей оценки или избежать неприятностей; познавательные (внутренние) – удовольствие от самой деят-ти. Пути форм-ия уч мотив-ии: 1) «сверху вниз» (инициатива педагога, постановка привлекат целей и задач, разъяснение знач-ти предстоящ-й деят-ти и поощрение в процессе ее выполнения; 2) «снизу вверх» (включить ребенка в различ виды деят-ти и преобретение им практич-го опыта деят-ти и поведения). Выбор пути форм-ия связан с пед ситуацией.

 

25. Пед диагностика в уч-воспит процессе.

Пед диагностика - получение достоверной опережающей инф-ции о протекании ПО и ПВ и их субъектах, точное определение результатов. Цель ПД - своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью. Методы ПД =методы пед исследов-й: эмпирические -наблюдение, анкета,беседа, соцоиметрия, интервью; теоретические - анализ, синтез, обобщение, сравнение, моделирование; математич-е или статистические - ранжирование, шкалирование. В зависимости от объекта и цели ПД учитель отбирает необх методы, выстраивает их в систему и составляет диагност программу (подготовит этап). ПД= изучение+анализ+прогноз. Количеств рез-ты ПД оформ-ся в виде таблиц, отметок, графиком и диаграмм, а качественные в виде карт или дневников наблюдения, психолого-пед хар-к. Виды ПД в ПП: начальная (предварит), текущая (по ходу ПП), обобщающая (по итогам ПП). Соврем управл-е кач-вом О(менеджмент) требует системного подхода к орг-ии ПД, т.е. проведения пед мониторинга. Впервые появ-ся в Великобр в 90х. Теперь это неотъемл компонент плана разв-я любого учрежд образов. Пед мониторинг - системная диагностика качеств и количеств хар-к, эффект-ти функц-ия и тенденций разв образоват системы(ее цели, содержание, форм, методов, ср-в, усл-й и рез-ов О, В, р личности и кол-ва) с перспективой управления качеством О. Правила психологич безопасности при проведении ПД: создать искреннюю доверит атмосферу; убедить уч-ся, что за свою честность они не пострадают, или сделать анкеты анонимными; никогда не упрекать детей за их ответы; не разглашать получ инфу, если она может ухудшить отнош в кол-ве или семье; при индивид беседе опираться на сильные стороны личности, давать конкрет рекомендации по преодол недостатков; выводы и прогнозы делать на основе всесторон изуч-я уч-ся. ПД в ПО включает: контроль=обратная связь, проверка=выявления и измерение, оценивание= сравнение, учет накопление и анализ статистич данных, выявл-е динамики тенденций, прогнозир-е дальнейш обуч. Поэтому ПД важнее, чем простая проверка знаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: