Педогагическое общение, его ф-ции и стр-ра. Культ пед общения

Любой ПП – это взаимодействие таких субъектов, как учитель, ученик, администрации школы, её пед коллектива и родителей уч-ся. В любом чел взаимодействии, в т.ч. и пед, всегда присутствуют: 1. Предметно-деят-ный компонент (что и как мы делаем) = совместнлая деят-ть; 2. Коммуникативные компонент (как мы договариваемся о том, что и как мы будем делать) = общение. Хотя общение присутствует в любом чел взаимодействии, в ПП оно проф-но значимо. Педагогическое общение – вид профессионального общения, который представляет собой процесс установления и развития контактов между субъектами педагогического процесса, порождаемый потребностями их совместной деятельности, имеющий образовательное, воспитательное, развивающее значение и организуемый с целью: обмена инф-цией (коммуникативная ф-ия); формир-ие взаимоотношений (перцептивная ф-ия – познания др чел-ка); орг-ии деят-ти (интерактивная ф-ия). Общение как ком-ция можно классифицировать: 1. Вербально: а) внешнее (устное (монолог/диалог – информационный (вопрос-ответ), дисскусивный (разные точки зрения), фактический («не о чём»))/ письменное (пямяки, инструкции))/ внутреннее. 2. Невербальное: кинетическое (мимика лица и пантомимика тела), паралингвистическое (тональность, тембр, громкость голоса, интонация – все, что делаем голосом), экстралингвистичесоке (паузы, темп, вздохи, кашель), визуальное (зрительны контакт – имеет культ особенности: для восточных наций – дерзость), такесическое (прикосновения – особенно в млад школе – имеет культ особенности: в США нельзя), проксемическое (дистанция; есть личная зона, в кот чел может допустить другого – 15-45 см интимная зона). Особенность общения заключается в том, что говорящий обычно сконцентрирован на том, что он говорит, и уверен, что слушающий воспринимает именно это. Однако вербальное общение воспринимает ориентировочно на 20-40 %, а невербальное на 80-60%. В сознании слушающего моментально срабатывает следующая логическая цепочка: Как говорит? (искренне, логично, внятно, на понятном языке, с одобрением/осуждением) - Кто говорит? (психологический вес – компетентность говорящего, его авторитет, уважение к нему, вера в него того, к кому он обращается) - Зачем говорит? (ясность цели высказывания) - Что говорит? (содержание высказывания). Содержание всегда осознается собеседником, но общее впечатление от говорящего и его высказываний бывает разным. Конгруэнтность – полное соответствие того, что человек предлагает с помощью тона голоса, движения тела, содержанию его слов и внутренних убеждений. Общение как взаимопонимание (перцептивная ф-ция). В процессе общения человека волнует отношение к его личности. Поэтому он всегда стремится самоутвердиться в общении, реализовать свои ролевые притязания. Он привносит в общение свой опыт восприятия и оценивания людей и событий, свою социально-нравственную позицию, свой стиль поведения в общении и способы воздействия на партнера. Чтобы понять собеседника необходимо: идентификации с собеседником (поставить себя на его место); проявлению эмпатии и педагогического такта (нельзя допускать оценочных высказываний к личности, кот могли бы задеть личность ученика),   рефлексии собственных действий и состояний, преодолению негативных установок в общении (предвзятость. К нег установкам относ: эффект первого впечатления, эф ореола – одна хар-ка переносится на другие, эф первичности – опора на ранее получ инф, эф новизны, эф стереопизации). Общение как орг-ция деят-ти (интерактивная ф-ция) сп-т сотрудничесву, а при её нарушениии вызывает конфликт (появ противоборство, противостояние).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: