Педагогические конфликты, их преодоление

Конфликт - столкновение противоположных несовместимых потребностей, мотивов, интересов, мыслей, чувств, актов поведения. Конфликт – всегда противоречие, но не всякое противоречие – конфликт. Конфликт сопровождается острыми негативными переживаниями, выбросом негативных эмоций, что может привести к разрушению отношений. Конфликт может выполнять две роли: деструктивную - приведение к разрушению взаимодест-вия и отношений, конструктивную -  способств-т снятию напряжения в отношениях и личностному росту участников. По объёму (кол-ву участников) конфликты бывают: внутриличностные, межличностные, между группой и личностью, межгрупповые. Конфликт = конфликтная ситуация (субъект – участники, объект – противоречия, предмет – его личностное виденье) + инцидент. Главная отличительная особенность педагогического конфликта – его высокая эмоциональность, ориентация скорее на предмет, нежели объект, сложности во взаимодействии обучающихся и педагога в постконфликтной ситуации, что может послужить причиной для образования новых конфликтов. Др. особенности: 1. Проф ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций; 2. различный социальный статус участников конфликта (учитель – ученик), чем и определяется их поведение в конфликте; 3. разница в жизненном опыте участников, что порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов; 4. различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому педагогу не всегда легко понять глубину переживаний ученика, а ученику — справиться с эмоциями, подчинить их разуму; 5. присутствие других учащихся, что делает их из свидетелей участниками конфликта, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; 6. профессиональная позиция педагога в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности; 7. всякая ошибка педагога при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие учащиеся. Причины конфликтов: -в младшем шк возрасте – не умение детей учиться, контролировать себя; -в среднем шк возрасте – задета самооценка, личностное самоутверждение, авторитет/статус в классе; - в старшем шк возрасте – запреты, указывание на ошибки. Виды пед конфликтов: 1. конфликты деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им учебных заданий; 2. конфликты поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и/или вне ее; 3. конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и педагогов; Также кон кл-т на: 1. дидактические конфликты (деловые) – связаны с учебной деятельностью (неизбежны); 2. этические конфликты (личностные) – затрагивают межличностные отношения педагога и ученика, приобретают личностный смысл и могут привести к длительной неприязни между субъектами педагогического процесса. Стратегии разрешения конфликтов: 1. приспособление (проявление уважения к ученику, принятие его таким, какой он есть – покладистого, уравновешенного, подвижного, вялого, вспыльчивого, упрямого; эта стратегия требует со стороны педагога проявления такта, умения снимать эмоциональное напряжение, отвлекать внимание от травмирующих обстоятельств); 2. уклонение (сознательный уход от конфрон-тации, заключается в умении «не заметить» мелкий проступок со стороны ученика, нейтрализовать возникшую агрессивность путем применения шутки, хладнокровия, отвлечения внимания от предмета конфликта); 3. отступление (откровенное признание педагогом своей оплошности, ошибки; это шаг назад, отказ от избранной тактики, опережающая самокритичность педагога перед учениками; данная стратегия склонна обескуражить учащихся в кризисные моменты, таким образом ликвидируя конфликт); 4. компромисс (взаимная обоюдная уступка субъектов друг другу на основе соглашения между ними; используя эту стратегию, педагог не только разрешает конфликт, но и повышает самооценку учеников, поскольку взывает к их достоинствам, приглашая к совместному поиску выхода из сложившейся ситуации); 5. сотрудничество (строится на совместном с учащимися выборе решения, принятия взаим-ной ответственности; создаются демократичные, доверительные отношения, позволяющие ученикам открыто выражать свое мнение, рассматривать различные точки зрения, также видеть многообразие выходов из проблемной ситуации); 6. доминирование (одностороннее отстаивание педагогом собственной позиции; приемлемо преимущественно при чрезвычайных обстоя-тельствах, в ситуациях угрозы психическому и физическому здоровью учащихся, когда педагог в силу своего жизненного опыта и компетент-ности принимает ответственное решение).

Основы управления современной школой

Структура управленческих органов в школе: 1. органы коллективного управления школой (совет школы, конференции учащихся. родителей); 2. должностные лица школы (директор, зам.д. по учебно-воспит.работе, организатор внеклассной воспит работы, зав хоз.); 3. руководящие органы общественных организаций (брсм). Принципы руководящей деятельности: 1. согласованность всех управленческих органов; 2. демократизм, гласность; 3. персональная ответственность за успешное выполнение своих обязанностей; 4. умение выделять главные проблемы; 5. поддержание благоприятного микроклимата; 6. поощерение пед. творчества, стимулирование учителей. научно-обоснованное планирование учебных занятий определяет составление плана-графика! Контроль директором за ходом и качеством учебных и внеклассных занятий с учащимися:предупредительный/текущий; фронтальный/тематический. Формы внеклассной учебно-воспит работы: массовые общешкольные мероприятия, кружковая работа, индивидуальная работа с учащимися, внешкольные детские учреждения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: