Стили педагогической деятельности и общения. Индивидуальный стиль деятельности и общения педагога

Стиль пед общения - индивидуально-типологические особенности социально-психологического и педагогического взаимодействия учителя и ученика. Педагог всегда профессионально управляет, руководит педагогическим взаимодействием. Т.е. он использует такие стили общения как: авторитарный «разящие стрелы» - хар-ка: использование отрицательных эмоций (страх, тревога, неудовольствие, досада), тормозит развитие личн-ти учителя и ученика, обратная связь отсутствует, мотивация снижена, опора на наказание, угрозы, учитель замечает все ошибки, похвала отсутствует. Результат может быть очень высоким, но в отсутствие руководства работа замедляется или прекращается вообще; демократический (стиль сотрудничества, «возвращающийся бумеранг», просьба, совет, информация) - учитель опирается на мнение коллектива, цели разъяснения каждому ученику, подключает всех к обсуждению и активному участию, поощряет, оптимально распределяет нагрузку, предметный результат не так высок, как при авторитарной, но желание работать не иссякает; либеральный «плывущий плот» - учитель не вмешивается в жизнь коллектива, не проявляет активности рук-ва, так он самоустраняется от ответственности, низкий результат учебной деят-ти. Нет самого лучшег стиля, т.к. для опред ситуации целесообразен опред стиль. Виды взаимодействия учителя и учащегося: 1. Устрашение - обусловлен неумением организовать продуктивное общение на основе захвата совместной деятельностью, данный стиль не помогает осуществить процесс О или В, он имеет только возможность ситуативного управления поведением учащегося. 2. Заигрывание - заключается в завоевании дешевого авторитета у детей, что противоречит требованиям педагогической этики. Этот стиль отражает, с одной стороны, попытки учителю быстро наладить контакт с детьми, понравиться классу, а с другой - отсутствие необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности. 3. Дистанция – субординация в положительном проявлении использования стиля, однако может привести к излишней формализации общения, что явл препятствием в формир творческой атмосферы, формир авторитарные отношения (часто используется молодыми учителями). 4. Увлеченность совместной деятельностью - основывается на единстве высокого профессионализма педагога и его этических взглядов. 5. Дружеское расположение – явл важным регулятор во взаимоотноше пед и учащегося - педагог, с одной стороны, должен быть старшим товарищем и наставником, а с другой - соучастником совместной деят-ти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: