Поэма «Мертвые души» (I том) – 8 часов

История создания произведения. Эволюция замысла и воплощения. Проблема жанра. Эпическое и лирическое в поэме. Главные герои поэмы (Россия – автор – Чичиков). Сюжетная основа произведения. Смысл названия поэмы. Особенности композиции, значение внесюжетных элементов. Изображение русского мира в поэме (помещики, чиновники, народ). Комическое в поэме. Своеобразие авторского пафоса. Особенности повествовательной манеры Гоголя. Роль детали в создании образов. Мотив дороги и пути в поэме. Язык и стиль.

 

Обзорное занятие – 1 час

Развитие русской прозы. Ведущая роль романа в отражении русской действительности. Актуализация изученного ранее. Драматургия. Островский как создатель русского национального театра.

 

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Друг и враг», «Русский язык», «Два богача» – 1 час

Слово о писателе.Своеобразие жанра. Философская проблематика и глубина лирического переживания. Художественное мастерство Тургенева.

Ф.И.Тютчев. Стихотворение «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Фонтан» – 2 часа

Слово о писателе. Философская лирика Тютчева. Основные темы: творчество, Россия, любовь, природа. Поэтический мир стихотворений.

 

А.А.Фет. Стихотворения «Учись у них, у дуба, у березы…», «На заре ты ее не буди», «Вечер» – 2 часа

Слово о писателе. Единство лирических переживаний в изображении жизни, любви, природы. Поэтический мир стихотворений.

 

Н.А.Некрасов. Стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом…», «Я не люблю иронии твоей», «Тройка» – 2 часа

Слово о писателе.Жанрово-стилевое разнообразие лирики Некрасова. Гражданское и личное. Народная тема. Лирический герой поэзии Некрасова. Актуализация изученного ранее. Поэтический мир стихотворений.

 

Русская литература XX в. (виньетка)

Обзорное занятие – 1 час

Этапы развития русской литературы XX века. История и литературный процесс. Развитие прозы. Развитие поэзии. Развитие драматургии.

М.А.Горький. Рассказ «Макар Чудра» – 2 часа

Слово о писателе. Стиль ранних рассказов Горького. Особенности конфликта. Отражение современной действительности в рассказах. Герой ранних рассказов. Художественное своеобразие. Актуализация изученного ранее.

 

М.А.Булгаков. Повесть «Собачье сердце» – 2 часа

Слово о писателе. Общечеловеческое и социальное в повести. Своеобразие конфликта. Философская проблематика. Комическое у Булгакова. Фантастика и реальность. Система образов. Мастерство Булгакова-прозаика.

 

М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека» – 2 часа

Слово о писателе. Жизнь человека как отражение истории русского народа. Андрей Соколов – ровесник века. Гуманистический пафос произведения. Национальное и общечеловеческое значение образа главного героя. Художественное мастерство Шолохова.

 

А.И.Солженицын. Рассказ «Матренин двор» – 2 часа

Слово о писателе. Жизненная и нравственная основа рассказа. Проблема национального характера. Мотив праведничества. Образ автора-повествователя. Гражданское и философское звучание авторской позиции.

 

В.М.Шукшин. Рассказ «Чудик» - 1 час

Слово о писателе. Своеобразие писательской манеры Шукшина. Актуализация изученного ранее.



Средняя школа

 

Класс

Аудиторные занятия 85 часов
Сочинения 10 часов
Резерв (в том числе на обобщение изученного) 10 часов
Всего 105 часов

Русская классическая литература

Вводное занятие – 2 часа

Литературный процесс 19-начала 20 вв. Понятие о классической литературе. Стиль: общие закономерности и индивидуальная авторская манера. Жанр: становление и развитие; жанровое содержание, жанровая форма. Принципы анализа художественных произведений. Представление о литературной критике и ее роли в литературном процессе.

А.С. Пушкин – 5 часов

Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Во глубине сибирских руд», «Поэт», Отцы пустынники и жены непорочны»

Понятие «философская лирика». Основные мотивы философской лирики Пушкина. Поэтический мир стихотворений.

 

Поэма «Медный всадник».

Историческая основа произведения. Своеобразие жанра. Сюжет и композиция. Многослойность конфликта произведения. Система персонажей. Особенности стиля. Поэтический мир произведения.

Творчество А.С. Пушкина в оценке критиков и литературоведов.

М.Ю. Лермонтов – 3 часа

Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.

Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...», «Тучи», «Завещание», «Нищий».

Основные мотивы лирики Лермонтова и их эволюция. Поэтический мир стихотворений.

Творчество М.Ю.Лермонтова в оценке критиков и литературоведов.

Сопоставительный анализ общих мотивов русской и зарубежной литературы

Р.М. Рильке – 1 час

Слово о поэте.

 

Н.В. Гоголь – 2 часа

Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.

Петербургские повести: «Нос»

Место «Петербургских повестей» в творчестве Гоголя и в русской литературе. Фантасмагория и действительность. Нравственно-философская проблематика повести: проблема экзистенции. Сюжетная роль детали в повести. Особенности стиля Гоголя.

Творчество Н.В.Гоголя в оценке критиков и литературоведов.

 

Сопоставительный анализ общих мотивов русской и зарубежной литературы

О.Бальзак – 2 часа

Слово о писателе.

Роман «Шагреневая кожа»

 

А.Н. Островский – 4 часа

Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.

Драма «Гроза»

Место «Грозы» в контексте эпохи. Своеобразие жанра: социально-бытовая драма и трагедия. Особенности конфликта. Система персонажей. Образ города Калинова. Образ главной героини. «Темное царство». Сюжетно-композиционные особенности и смысл произведения. Символические образы и детали в «Грозе». Драматургическое мастерство Островского.

Творчество А.Н.Островского в оценке критиков и литературоведов.

И.А. Гончаров – 5 часов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: