История создания произведения. Эволюция замысла и воплощения. Проблема жанра. Эпическое и лирическое в поэме. Главные герои поэмы (Россия – автор – Чичиков). Сюжетная основа произведения. Смысл названия поэмы. Особенности композиции, значение внесюжетных элементов. Изображение русского мира в поэме (помещики, чиновники, народ). Комическое в поэме. Своеобразие авторского пафоса. Особенности повествовательной манеры Гоголя. Роль детали в создании образов. Мотив дороги и пути в поэме. Язык и стиль.
Обзорное занятие – 1 час
Развитие русской прозы. Ведущая роль романа в отражении русской действительности. Актуализация изученного ранее. Драматургия. Островский как создатель русского национального театра.
И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе «Друг и враг», «Русский язык», «Два богача» – 1 час
Слово о писателе.Своеобразие жанра. Философская проблематика и глубина лирического переживания. Художественное мастерство Тургенева.
Ф.И.Тютчев. Стихотворение «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Фонтан» – 2 часа
|
|
Слово о писателе. Философская лирика Тютчева. Основные темы: творчество, Россия, любовь, природа. Поэтический мир стихотворений.
А.А.Фет. Стихотворения «Учись у них, у дуба, у березы…», «На заре ты ее не буди», «Вечер» – 2 часа
Слово о писателе. Единство лирических переживаний в изображении жизни, любви, природы. Поэтический мир стихотворений.
Н.А.Некрасов. Стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом…», «Я не люблю иронии твоей», «Тройка» – 2 часа
Слово о писателе.Жанрово-стилевое разнообразие лирики Некрасова. Гражданское и личное. Народная тема. Лирический герой поэзии Некрасова. Актуализация изученного ранее. Поэтический мир стихотворений.
Русская литература XX в. (виньетка)
Обзорное занятие – 1 час
Этапы развития русской литературы XX века. История и литературный процесс. Развитие прозы. Развитие поэзии. Развитие драматургии.
М.А.Горький. Рассказ «Макар Чудра» – 2 часа
Слово о писателе. Стиль ранних рассказов Горького. Особенности конфликта. Отражение современной действительности в рассказах. Герой ранних рассказов. Художественное своеобразие. Актуализация изученного ранее.
М.А.Булгаков. Повесть «Собачье сердце» – 2 часа
Слово о писателе. Общечеловеческое и социальное в повести. Своеобразие конфликта. Философская проблематика. Комическое у Булгакова. Фантастика и реальность. Система образов. Мастерство Булгакова-прозаика.
М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека» – 2 часа
Слово о писателе. Жизнь человека как отражение истории русского народа. Андрей Соколов – ровесник века. Гуманистический пафос произведения. Национальное и общечеловеческое значение образа главного героя. Художественное мастерство Шолохова.
|
|
А.И.Солженицын. Рассказ «Матренин двор» – 2 часа
Слово о писателе. Жизненная и нравственная основа рассказа. Проблема национального характера. Мотив праведничества. Образ автора-повествователя. Гражданское и философское звучание авторской позиции.
В.М.Шукшин. Рассказ «Чудик» - 1 час
Слово о писателе. Своеобразие писательской манеры Шукшина. Актуализация изученного ранее.
Средняя школа
Класс
Аудиторные занятия | 85 часов |
Сочинения | 10 часов |
Резерв (в том числе на обобщение изученного) | 10 часов |
Всего | 105 часов |
Русская классическая литература
Вводное занятие – 2 часа
Литературный процесс 19-начала 20 вв. Понятие о классической литературе. Стиль: общие закономерности и индивидуальная авторская манера. Жанр: становление и развитие; жанровое содержание, жанровая форма. Принципы анализа художественных произведений. Представление о литературной критике и ее роли в литературном процессе.
А.С. Пушкин – 5 часов
Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.
Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Во глубине сибирских руд», «Поэт», Отцы пустынники и жены непорочны»
Понятие «философская лирика». Основные мотивы философской лирики Пушкина. Поэтический мир стихотворений.
Поэма «Медный всадник».
Историческая основа произведения. Своеобразие жанра. Сюжет и композиция. Многослойность конфликта произведения. Система персонажей. Особенности стиля. Поэтический мир произведения.
Творчество А.С. Пушкина в оценке критиков и литературоведов.
М.Ю. Лермонтов – 3 часа
Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.
Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...», «Тучи», «Завещание», «Нищий».
Основные мотивы лирики Лермонтова и их эволюция. Поэтический мир стихотворений.
Творчество М.Ю.Лермонтова в оценке критиков и литературоведов.
Сопоставительный анализ общих мотивов русской и зарубежной литературы
Р.М. Рильке – 1 час
Слово о поэте.
Н.В. Гоголь – 2 часа
Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.
Петербургские повести: «Нос»
Место «Петербургских повестей» в творчестве Гоголя и в русской литературе. Фантасмагория и действительность. Нравственно-философская проблематика повести: проблема экзистенции. Сюжетная роль детали в повести. Особенности стиля Гоголя.
Творчество Н.В.Гоголя в оценке критиков и литературоведов.
Сопоставительный анализ общих мотивов русской и зарубежной литературы
О.Бальзак – 2 часа
Слово о писателе.
Роман «Шагреневая кожа»
А.Н. Островский – 4 часа
Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.
Драма «Гроза»
Место «Грозы» в контексте эпохи. Своеобразие жанра: социально-бытовая драма и трагедия. Особенности конфликта. Система персонажей. Образ города Калинова. Образ главной героини. «Темное царство». Сюжетно-композиционные особенности и смысл произведения. Символические образы и детали в «Грозе». Драматургическое мастерство Островского.
Творчество А.Н.Островского в оценке критиков и литературоведов.
И.А. Гончаров – 5 часов