В.В. Маяковский – 4 часа

Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Письмо товарищу Кострову…», «Нате», «Левый марш»

Своеобразие стиля ранней лирики Маяковского: футуризм и неоромантизм. Основные мотивы ранней лирики. Образ лирического героя. Специфика пафоса Маяковского. Особенности поэтики ранней лирики: ритм и размер, рифма, неологизмы, гипербола, метафора, олицетворение. Революционное обновление мира как ведущая тема зрелого этапа творчества Маяковского. Основные темы: поэт и поэзия, поэт и гражданин, тема любви. Проблема традиции и новаторства в лирике Маяковского. Поэтический мир стихотворений.

 

Поэма «Облако в штанах»

«Облако в штанах» как поэма революционного романтизма. Основные темы: любовь, искусство, общество, религия. Композиция поэмы. Образ главного героя. Поэтический мир произведения.

С.А. Есенин – 3 часа

Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «Запели тесаные дроги», «Дай, Джим, на счастье лапу мне», «Письмо женщине»

Переживание судьбы как лирическая основа поэзии Есенина. Основные темы: родина, родная природа, любовь, революция. Философские мотивы. Эволюция лирического героя. Поэтический мир стихотворений.

 

О.Э. Мандельштам – 2 часа

Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «На бледно-голубой эмали», «Мы живем, под собою не чуя страны…»

Своеобразие поэтической манеры Мандельштама. Историко-Литературные и культурные источники поэзии Мандельштама. Философское звучание лирики Мандельштама. Поэтический мир стихотворений.

 

Б.Л. Пастернак – 2 часа

Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Никого не будет в доме», «Снег идет»

Основные мотивы лирики Пастернака: человек, творчество, природа, любовь. Художественная пластичность и музыкальность лирики Пастернака. Специфика образов. Эволюция творческой манеры. Поэтический мир стихотворений.

 

М.И. Цветаева – 2 часа

Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Жанна де Арк», «Кто создан из камня…»

Личностное как основа лирического мироощущения в поэзии Цветаевой. Самостоятельность творческой манеры. Традиционное и парадоксальное. Драматическое и трагическое звучание лирики Цветаевой. Поэтический мир стихотворений.

Проза

И.А.Бунин. Рассказы. М.А.Горький. Рассказы – 2 часа

Пути развития русской прозы в начале XX в. Своеобразие проблематики, тип героя. Актуализация изученного ранее.

М.А. Шолохов – 5 часов

Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение)

История создания романа. Своеобразие жанра. Историческая основа сюжета произведения. Человек и история как основная тема романа. Главные герои романа. Проблема выбора. Тема любви. Мастерство Шолохова-романиста.

Б.Л. Пастернак – 2 часа

Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.

Роман «Доктор Живаго» (обзор)

Роман Пастернака в контексте времени. Образ главного героя. Проблема жизненного выбора. Эпическое и лирическое в романе. Символическое в романе. Особенности языка и стиля. Традиции и новаторство в романе.

М.А. Булгаков – 4 часа

Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.

Роман «Мастер и Маргарита»

«Мастер и Маргарита» как нравственно-философский и социальный роман. Своеобразие художественного времени романа: современное (1920-е – 1930-е гг.), прошлое и вечное. Многослойность сюжета. Специфика стиля: эпическое, сатирическое, лирическое. Своеобразие системы образов. Традиция русской и зарубежной литературы в романе и новаторство Булгакова.

 

А.П. Платонов – 2 часа

Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.

«Усомнившийся Макар»

Творчество Платонова в контексте времени. Проблема героя. Поиск истины. Естественное и социальное в человеке. Особенности стиля и языка Платонова.

 

Драматургия

А.П.Чехов. «Вишневый сад». М.А.Горький. «На дне» – 2 часа

Своеобразие отражения эпохи в пьесах Чехова и Горького. Актуализация изученного ранее.

 

В.В.Маяковский. «Клоп» – 2 часа

Историческая обусловленность сюжета и проблематики пьесы. Жанрово-стилевое новаторство Маяковского. Сатира и утопия в пьесе. Система образов. Своеобразие художественного мира пьесы: реализм и фантастика. Система образов. Приемы комизма. Особенности языка пьесы.

 

Русская литература середины – конца XX века.

Поэзия

А.Т. Твардовский – 2 часа

Этапы жизни и творчества. Актуализация изученного ранее.

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…», «О сущем». Поэма «По праву памяти»

Своеобразие лирического голоса Твардовского: исповедальность и гражданственность. Война и мир в лирике Твардовского. Традиции русской классической поэзии в творчестве Твардовского. Поэтический мир произведений.

 

Особенности поэзии второй половины XX века – 4 часа

Особенность мироощущения лирического героя второй половины XX в. Поиск новых средство и форм в лирике и поэтическая традиция. Актуализация изученного ранее.

Б.А.Ахмадулина. Стихотворения «По улице моей который год…», «Городской пейзаж» (1997). И.А.Бродский. Стихотворения «Топилась печь. Огонь дрожал во тьме», «Стансы». А.А.Тарковский. Стихотворения «Мы шли босые, злые», «Голуби». Г. Айги. Стихотворение «Что забредает в сломанную флейту».

 

Проза


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: