Пояснительная записка
1.1. Цели учебной дисциплины «История образования и педагогической мысли» определены на основании соответствующих требований к знаниям, умениям и квалификации выпускника, содержащихся в ГОС ВПО. Основной целью курса является многоаспектное изучение сферы образования в его ценностно-исторических аспектах, учитывающих междисциплинарные параметры.
1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:
После изучения курса студент должен:
иметь представление о сущности процессов образования в различные исторические эпохи; трансформации представлений о ценностях образования в ходе развития общества; социальной обусловленности явлений и процессов педагогической действительности;
знать: закономерные связи развития общества и образования как социального явления; эволюцию данных связей; историю развития важнейших педагогических теорий и концепций прошлого, их современную интерпретацию и значение для развития образования;
уметь: критически осмысливать историко-педагогическую информацию и творчески её трансформировать в соответствии с потребностями самостоятельной профессиональной деятельности; применять полученные знания в процессе анализа современной педагогической действительности; ориентироваться в культурологической, нравственно-эстетической проблематике образования.
1.3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника: Предложенная программа ориентирована на построение целостной системы взглядов на образование как на ценность в процессе психолого-педагогической подготовки будущего педагога по специальности 030507 «Педагогика и психология». Содержание курса структурировано в соответствии с учебными планами и отвечает цели комплексной профессиональной подготовки.
Требования к содержанию программы
1. Программа курса «История педагогики и образования» отражает основные тенденции современного образования: его фундаментализацию, теоретизацию, гуманизацию и профессионализацию. Их реализация предполагает формирование профессиональной культуры учителя начальных классов.
2. Педагогика является учебной дисциплиной, образующей профессию. Она способствует пониманию того, что сложный педагогический процесс подчиняется объективным закономерностям и что, лишь следуя им, руководясь своей деятельности научными знаниями, в основе которых лежит накопленный и систематизированный и апробированный педагогической теорией и практикой опыт.
Принципы построения курса
- соответствия содержания программы требованиям государственного образовательного стандарта;
- интеграция знаний, относящихся к истории, педагогике, психологии, философии, социологии, этике, эстетике, культурологии;
- развития устойчивого интереса к профессиональной деятельности, творческой активности студента через разнообразные самостоятельные задания.
Структура дисциплины. Содержание курса структурировано в соответствии с учебными планами и отвечает цели комплексной профессиональной подготовки специалиста.
Виды организации учебного процесса. Программой дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение семинарских и практических занятий. Освоение дисциплины предполагает, помимо посещения лекций и семинарских занятий, выполнение домашних заданий. Особое место в овладении данным учебным материалом отводится самостоятельной работе студентов с источниками.
Виды контроля знаний студентов и их отчетности. Изучение дисциплины на ОФО и ЗФО завершается экзаменом: на ОФО – в 3 семестре, на ЗФО - в 8 семестре.
Организационно-методический план
По дисциплине «История педагогики и образования»
Для студентов ОФО ИНПО специальности 050706 – Педагогика и психология
Вид учебной работы | Всего часов | № семестров (по учебному плану) | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
I. Аудиторная: | |||||||||
лекции | 32 | 32 | |||||||
семинары | 10 | 10 | |||||||
…..практические занятия | |||||||||
…..лабораторные работы | |||||||||
ИТОГО: | 42 | 42 | |||||||
II. Внеаудиторная: | |||||||||
курсовые проекты | |||||||||
курсовые работы | |||||||||
рефераты | 10 | 10 | |||||||
расчетно-графические работы | |||||||||
контрольные работы | |||||||||
домашние контрольные работы | |||||||||
самоподготовка: | |||||||||
самостоятельное изучение разделов | |||||||||
проработка и повторение лекционного материала и материала учебника и учебных пособий | 10 | 10 | |||||||
подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам и др. | 10 | 10 | |||||||
……подготовка к экзамену | |||||||||
другие виды внеаудиторной работы | 6 | 10 | |||||||
ИТОГО: | 40 | 40 | |||||||
III. Промежуточный и (или) итоговый контроль по дисциплине (экзамен, зачет) | Экзамен | Экз. | |||||||
Общая трудоемкость дисциплины: | 82 | 82 |
Организационно-методический план
По дисциплине «История педагогики и образования»
Для студентов ЗФО ИНПО специальности 050706 – Педагогика и психология
Вид учебной работы | Всего часов | № семестров (по учебному плану) | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
I. Аудиторная: | |||||||||
лекции | 8 | 8 | |||||||
семинары | 2 | 2 | |||||||
…..практические занятия | |||||||||
…..лабораторные работы | |||||||||
ИТОГО: | 10 | 10 | |||||||
II. Внеаудиторная: | |||||||||
курсовые проекты | |||||||||
курсовые работы | |||||||||
рефераты | 12 | ||||||||
расчетно-графические работы | |||||||||
контрольные работы | |||||||||
домашние контрольные работы | |||||||||
самоподготовка: | 12 | 12 | |||||||
самостоятельное изучение разделов | 12 | 12 | |||||||
проработка и повторение лекционного материала и материала учебника и учебных пособий | 10 | 10 | |||||||
подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам и др. | |||||||||
……подготовка к экзамену | 16 | 16 | |||||||
другие виды внеаудиторной работы | 10 | 10 | |||||||
ИТОГО: | 72 | 72 | |||||||
III. Промежуточный и (или) итоговый контроль по дисциплине (экзамен, зачет) | экзамен | Экз | |||||||
Общая трудоемкость дисциплины: | 82 | 82 |
Структура учебно-методического комплекса дисциплины
«История педагогики и образования»
№ п/п | Составляющие УМКД | Информация об издании | |
Автор, название, место издания, издательство, год издания | Место хранения (нахождения) | ||
1 | Программный элемент | ||
1.1 | Рабочая программа учебной дисциплины | Шадрина О.Н. История образования и педагогической мысли Рабочая программа учебной дисциплины. 2008 (рукопись) | Кафедра |
2 | Теоретический элемент | ||
2.1 | Учебник (основной*) | 1. История педагогики: В 2-х ч. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1997. | Библиотека |
2.2 | Учебники (дополнительные**) | Библиографический список приведен в РП | Библиотека |
3 | Практический элемент | ||
3.1 | Практикум | Планы семинарских и практических занятий. Контрольные задания и упражнения. | В рабочей программе |
3.2 | Хрестоматия | 1. История педагогики в России: Хрестоматия. / Сост. С.Ф. Егоров. – М., 1999. 2. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учебное пособие. – М., 1981. 3. Свободное воспитание: Хрестоматия. / Сост. Г.Б. Корнетов. – М., 1995. | Библиотека |
4 | Методико-технологический элемент | ||
4.1 | Методические рекомендации по изучению дисциплины | В рабочей программе | |
4.2 | Методические рекомендации по выполнению рефератов, контрольных, курсовых работ |