Потребительский набор товаров и услуг, на основании которого осуществляется наблюдение за ценами и рассчитывается ИПЦ, представляет собой единую для всех субъектов Российской Федерации выборку групп товаров и услуг, наиболее часто потребляемых населением. Данный набор разрабатывается Росстатом с учетом предложений территориальных органов государственной статистики, а также заинтересованных экономических ведомств и остается неизменным в течение определенного времени (не менее года).
В набор товаров и услуг, разработанный для наблюдения за ценами, включаются товары и услуги массового потребительского спроса, а также отдельные виды товаров и услуг необязательного пользования (легковые автомобили, ювелирные изделия из золота, деликатесные продукты и т.д.). Отбор позиций производитсяс учетом их относительной важности для потребления населением, представительности с точки зрения отражения динамики цен на однородные товары, устойчивого наличия их в продаже. Критерием для включения в набор новых товаров и услуг является доля товарных групп в общих потребительских расходах населения. Новые товары и услуги включаются в набор для наблюдения за потребительскими ценами с использованием метода отсечения, т.е. при условии, что их доля составляет не менее 0,1% от общих потребительских расходов населения.
|
|
Набор состоит из продовольственных товаров, непродовольственных товаров и услуг.
Каждая из перечисленных групп представлена подгруппами товаров и услуг, включающими в себя один или несколько товаров (услуг)-представителей.
Отбор товаров (услуг)-представителей для регистрации цен производится поэтапно методом направленной выборки.
Росстатом централизованно устанавливается перечень товаров и услуг-представителей, имеющих общее описание потребительских свойств.
Специалистами территориальных органов государственной статистики сбор данных о ценах и тарифах на товары и услуги-представители производится по отдельным видам товаров (услуг) с конкретными потребительскими свойствами, отбор которых осуществляется в каждом городе, где предусмотрено наблюдение.
В городах, отобранных для регистрации цен,сбором ценовой информации должен быть максимально охвачен весь перечень товаров (услуг)-представителей.
Исключение из наблюдения отдельных позиций допускается в случае систематического отсутствия на потребительском рынке некоторых городов отдельных видов товаров и услуг-представителей.
Специалисты территориальных органов государственной статистики в каждом городе, участвующем в наблюдении за потребительскими ценами, самостоятельно отбирают виды товаров с конкретными потребительскими свойствами из имеющегося в продаже ассортимента товаров данного наименования, учитывая массовость спроса населения на них и регулярность наличия в продаже в базовой организации.
|
|
Отбор товаров конкретных марок, моделей, артикулов для регистрации цен осуществляется пропорционально объему их продаж и учитывается через количество ценовых котировок, включаемых в дальнейший расчет.
Определение доли продаж отдельных видов товаров проводится на основе опроса продавцов организаций торговли.
Количество собранных в ходе регистрации ценовых котировок с различным уровнем цен (тарифов) должны отражать реальную структуру покупок населением конкретных товаров (получения услуг) в организациях торговли (сферы услуг) с различными условиями их реализации и обеспечивать возможность определения реального уровня средних цен (тарифов) на каждый товар (услугу) в городе.
В крупных универсальных магазинах, расположенных в разных частях города и входящих в розничную сеть, проводится регистрация цен по широкому перечню товаров-представителей. При этом количество цен, зарегистрированных по каждой позиции наборатоваров (услуг)-представителей в отобранных для наблюдения магазинах данной сети, должно репрезентативно отражать объем их реализации во всех магазинах данной сети, расположенных в городе.
На каждый товар (услугу)-представитель в городе осуществляется регистрация не менее 5 ценовых котировок.
По товарам-представителям, ассортимент которых достаточно разнообразен, а разброс цен на отдельные марки, модели, артикулы достаточно велик, регистрируется большее количество ценовых котировок, чем по товарам-представителям, которые представлены однородными позициями.
Исключение составляют отдельные виды услуг (электроэнергия, услуги почтовой связи, услуги городской телефонной связи, муниципальный городской транспорт и т.п.), на которые в городе действуют единые тарифы.
Необходимое количество котировок цен для конкретного товара (услуги)-представителя должно учитывать специфику структуры потребления населением в регионе, охват и насыщенность потребительского рынка товарами (услугами), уровень развития предприятий торговли и сферы услуг.
Расчет достаточного количества ценовых котировокв городе состоит из двух этапов.
На первом этапе определяется перечень товаров (услуг)-представителей, цены (тарифы) на которые регулируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Для таких позиций количество ценовых котировок принимается равным единице.
На втором этапе рассчитывается количество котировок цен для всех остальных товаров (услуг)-представителей.
Количество ценовых котировок(Кj) определяется по формуле:
, (2)
где:
Кj | - количество ценовых котировок j -го товара (услуги), ( ); |
Uj | - условная дисперсия цен j -го товара (услуги); |
Wj | - вес j -го товара (услуги) в структуре потребительских расходов; |
Rj | - показатель, оценивающий сложность регистрации ценовой котировки j -го товара (услуги). |
Условная дисперсия (Uj) позволяет при отсутствии сплошного обследования потребительских цен оценить степень колебания цен наотдельныетовары с конкретными потребительскими свойствами (ценовые котировки)в рамках товара(услуги)-представителя в городе.
Для определения значения условной дисперсии на первом этапе осуществялетсярасчет коэффициента вариации по следующей формуле:
, (3)
где:
vj | - коэффициент вариации по j -му товару (услуге)-представителю; |
σj | - среднее квадратическое отклонение цен на товары (услуги) от среднейвеличины; |
- среднее арифметическое выборки ценовых котировок: |
Cреднеквадратическое отклонение цен на товары (услуги) рассчитывается по формуле:
|
|
,(4)
где:
- среднее арифметическое выборки ценовых котировок рассчитывается по формуле: |
,(5)
где:
x1j, x2j....хnj | - ценовые котировки j -го товара (услуги)-представителя (элемент выборки); |
n | - количество зарегистрированных ценовых котировок. |
На втором этапе для определения значения условной дисперсии (Uj) экспертно принимается следующая шкала однородности совокупности на основе расчетного коэффициента вариации, приведенная в Таблице 2.
Таблица 2