Отбор базовых организаций торговли и сферы услуг

Наблюдение за ценами и тарифами на товары и услуги осуществляется в организациях торговли, сферы услуг и общественного питания, а также на розничных рынках и ярмарках, реализующих их на регулярной основе в стационарных торговых объектах и в нестационарных (палатки, киоски и т.д.), принадлежащих как юридическим, так и физическим лицам.

Отбор базовых организаций торговли и сферы услуг, а также других объектов наблюдения за ценами проводится специалистами территориальных органов государственной статистики в каждом городе, где организовано наблюдение за потребительскими ценами.

При формировании выборочной совокупности организаций торговли и сферы услуг соблюдаются следующие требования:

регулярность реализации отобранных для наблюдения товаров и видов услуг в базовых организациях;

включение в наблюдение организаций розничной торговли (исключая организации, осуществляющие розничную торговлю бывшими в употреблении товарами, кроме автомобилей), общественного питания и сферы услуг всех форм собственности и организационно-правовых форм;

включение в наблюдение городских розничных рынков, ярмарок и мест предоставления услуг, в которых торговля (обслуживание) осуществляется, как правило, физическими лицами, в частности, предпринимателями без образования юридического лица;

отбор организаций торговли и сферы услуг различных типов (малых, средних и крупных), расположенных как в центральной части города, так и на его окраинах, с тем, чтобы в наблюдение попали организации с различными условиями торговли;

отбор организаций, в которых осуществляется реализация товаров (услуг) с уровнем цен (тарифов), способным удовлетворить потребности широкого круга потребителей, без ограничений в возможности приобретения товара (услуги), т.е рассчитанные на массового потребителя;

включение в наблюдение объектов торговли (сферы услуг), цены на реализуемые товары и услуги в которых несколько выше или ниже среднего уровня, в количестве, пропорциональном объемам их продаж в общем объеме продаж, определенном на основе действующей статистической отчетности, административных данных, а также экспертной оценки сотрудников организаций торговли (сферы услуг). Подобные объекты включаются в наблюдение при условии, что на них приходится значительная доля товарооборота в городе и в них реализуются товары, по потребительским свойствам и уровню цен, рассчитанные на массового потребителя;

в число наблюдаемых объектов не включаются организации торговли (сферы услуг), реализующие товары (услуги), уровень цен на которые в 2-3 раза превышает средний сложившийся их уровень на аналогичные товары. Например, не рекомендуется регистрировать цены в магазинах-салонах (бутиках), торгующих эксклюзивными моделями одежды или ультрамодной обувью престижных иностранных фирм, так как, помимо высокого уровня цен, поступление товаров в этих магазинах производится, как правило, небольшими по объему партиями, с постоянным обновлением ассортимента, что значительно затрудняет процесс отслеживания цен по сопоставимому кругу реализуемых товаров.

Для дальнейшей обработки информации о потребительских ценах составляется каталог (справочник) базовых организаций торговли и сферы услуг. В данный справочник в целях облегчения дальнейшей идентификации организаций заносятся полные их наименования (для ИП - фамилии предпринимателей), места нахождения (адреса), телефоны.

При осуществлении наблюдения на мелкооптово-розничных ярмарках (рынках) в каталог объектов наблюдения вносится информация обо всех наблюдаемых торговых точках, с указанием их местонахождения и торговой группы реализуемых товаров.

Если организация, отобранная для обследования, закрывается,перепрофилируется или теряетобъемы продаж, подбирается другая, в которой ассортимент товаров, уровень цен, условия реализации товаров (услуг), аналогичны той, где ранее осуществлялась регистрация цен.

Формирование выборки организаций торговли и сферы услуг осуществляется при сочетании элементов вероятностной и направленной выборок.

Основным информационным источником формирования случайной выборки является база данных Генеральной совокупности объектов статистического наблюдения (БД ГС), включающая сведения обобъектах федерального статистического наблюдения, прошедших государственную регистрацию и идентифицированных кодами по общероссийским классфикаторам технико-экономической и социальной информации.

Для уточнения выборки предприятий торговли и сферы услуг в качестве информационных источников могут быть использованы также данные форм федерального статистического наблюдения, административные данные налоговых органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Для отбора организаций торговли и сферы услуг в каждом городе применяется комбинированная стратифицированная выборка по отдельным генеральным совокупностям:

организации торговли продовольственными товарами (Ni1);

организации торговли непродовольственными товарами (Ni2);

организации сферы услуг (Ni3);

индивидуальные предприниматели,осуществляющие торговую деятельность потребительскими товарами и услугами (Ni4).

Автономно для каждого отобранного города строится основа выборки организаций торговли и сферы услуг:

а) длягенеральной совокупности Ni1– список крупных, средних и малых торговых организаций, ранжированный по показателю «Выручка от реализации продовольственных товаров».

б) для генеральной совокупности Ni,2– список крупных, средних и малых торговых организаций, ранжированный по показателю «Выручка от реализации непродовольственных товаров».

в) для генеральной совокупности Ni3–список организаций сферы услуг, ранжированный по показателю «Выручка от реализации услуг».

г) для генеральной совокупности Ni4–список индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, разбитый на 6 групп по основному виду деятельности (коду ОКВЭД - третий знак).

В случае если крупных и средних торговых организаций в отобранном городе не более 10, обследуется вся генеральная совокупность.

В отобранных городах с числом крупных и средних торговых организаций более 10, объем выборки в зависимости от количества торговых организаций в городе осуществляется в соответствии с процентом выборки, приведенным в Таблице 1.

Таблица 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: