История становления и развития арт-менеджмента в России (дореволюционный период)

Понятие арт-менеджмент, основные направления и сущность.

Арт-менеджмент - управление в сфере искусства; совокупность принципов, методов, средств по реализации возможностей предпринимательства сферы искусства.

Целями арт-менеджмента являются: пропаганда профессионального искусства, создание условий для творчества и профессионального роста исполнителей, развитие жанров профессионального искусства.

Структуру арт-индустрии составляют следующие организации: концертные компании - филармонии, концертные объединения и агентства, дирекции и центры концертного дела, самостоятельные художественные коллективы, концертные залы, а также иные предприятия и организации, предметом деятельности которых является организация и проведение концертных мероприятий; театрально-зрелищные предприятия - театры, цирки, цирки на сцене и т.д.; продюсерские и промоутерские компании; студии грамзаписи; предприятия развлекательно-зрелищной направленности; творческие объединения и агентства.

В зависимости от характера собственности данные организации могут быть: собственниками материально-технических ресурсов, пользователями материально-технических ресурсов, владельцами и распорядителями материально-технических ресурсов.

Арт-менеджер - посредник между художником и потребителем его творчества. Но между ними есть еще прослойка: всякого рода организации, функция которых - исследовать проблемы культуры. К числу последних относятся НИИ искусствознания и культурологии, Институт литературы и искусств НАН, различные аналитические центры. Арт-менеджмент, будучи неотъемлемой частью культуры, должен стимулировать интерес к искусству, просвещать публику, изобретать новые формы реализации культурной продукции. Благодаря работе профессиональных менеджеров художник может спокойно работать и думать только о творчестве, а публика - благодаря опять же арт-менеджменту, всегда осведомлена о том, как, где и когда она может найти именно то, что ее интересует.

Арт-менеджмент в социально-культурной сфере.

Социально-культурная сфера - совокупность отраслей, предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека. Главная особенность менеджмента в социально-культурной сфере- деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.

Социально-культурная сфера включает деятельность некоммерческую (нонпрофитную) и коммерческую (платные услуги), как местного, так и международного масштаба.

Под социально-культурной сферой следует понимать совокупность отраслей, предприятия которых производят товары и услуги, необходимые для удовлетворения социально-культурных потребностей человека.

Деятельность в социально-культурной сфере осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами.

Менеджмент в социально-культурной сфере представляет особый интерес.

Во-первых, потому что в технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще – как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы.

Во-вторых, сотрудничество со сферой культуры и других сфер деловой активности. Главная особенность менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.

В-третьих, еще более очевидно другое обстоятельство – нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы.

Бизнес и культура в современном обществе «скованы одной цепью» – предполагают и дополняют друг друга, немыслимы друг без друга.

Своими корнями эстрада уходит в далекое прошлое, прослеживаясь в искусстве Египта, Греции. Элементы эстрады присутствовали в представлениях странствующих - скоморохов (Россия), шпильманов-средневековый бродячий артист, втор.пол.12 века, с 14 века переходят в разряд профессиональных актеров (Германия), жонглеров (Франция). Трубадурское движение во Франции (конец 11 в.) выступило носителем новой общественной идеи. Его особенностью было написание музыки под заказ, жанровое разнообразие песен от сюжетов любовной лирики до воспевания боевых подвигов военноначальников. Распространяли музыкальное творчество наемные певцы и бродячие артисты.

Середина и конец 18 в., в зарубежных странах появились различные развлекательные заведения - мюзик-холлы, варьете, кабаре, министрел-шоу, которые соединили в себе весь опыт ярмарочных и карнавальных представлений и явились предшественниками современных зрелищных организаций. С переходом многих уличных жанров в закрытые помещения стал формироваться особый уровень исполнительского искусства, так как новые условия требовали более сосредоточенного восприятия со стороны зрителя. Сформировавшаяся во второй половине 19 века деятельность кафе - шантанов, кафе - концертов, рассчитанных на небольшое количество посетителей, позволила развиться таким камерным жанрам, как лирическое пение, конферанс, сольный танец, эксцентрика. Великобритания 18 в. - открытие мюзик-холлов и кабаре.

Конец 19 - начало 20 вв. культурно-развлекательный центр переносится в Америку. Особой вехой этого периода явилось развитие джаза. Середина 20 в. становление рок-музыки.

История становления и развития арт-менеджмента в России (дореволюционный период).

К началу XX века с помощью культуры представители дворянства влияли на общественные процессы не меньше, чем определяя направления финансовых потоков. Примером подобного воздействия на формирование музейных коллекций может рассматриваться деятельность критика, историка искусства и экспозиционера Николая Николаевича Врангеля. Начиная с организации портретной выставки 1902 года, Н. Н. Врангель заявил о себе как о талантливом организаторе. Традиционное увлечение знати – коллекционирование, известное со времен Петра I, благодаря активности Врангеля смогло стать ресурсом для развития музейного и издательского дела [1]. Николай Врангель вел долгую работу с владельцами част­ных собраний. Исследователь был искренне за­ин­­тересован в том, что, если бы владелец решился продать принадлежащее ему произведение, покупателем, независимо от наличия более выгодных предложений, стал музей. Таким образом, провинциальные собрания не только показывались широкой пуб­лике, но и являлись источником пополнения музейных коллекций (в первую очередь – Русского музея императора Александра III и императорского Эрмитажа).

Показ картин предшествовавшего столетия требовал специальных условий (освещение, пропорции комнат), которым едва удовлетворяли залы крупнейших Петербургских музеев. Возникавшие вследствие этого скандалы привлекали внимание публики, а затем и высочайших покровителей к проблемам экспонирования произведений искусства, что в свою очередь заставило музейную администрацию принять меры по улучшению состояния выставочных помещений и изыскать средства для строительства специализированного экспозиционного центра (сейчас – корпус Бенуа при Русском музее). Необходимость постоянного и целенаправленного воздействия на ситуацию обусловила появление нового издания«Старые годы», предназначенного для коллекционеров и освещавшего проблемы изучения и экспонирования произведений русской живописи 2-й пол. XVIII – начала XIX века. Н. Н. Врангель являлся «не­формальным лидером» редакционного совета, оп­ределявшим культурную и имиджевую политику журнала.

Ничего не изобретая, все доводить до совершенства – очень редкое качество. Сергей Павлович Дягилев не был ни художником, ни артистом, ни композитором, но вклад Дягилева в развитие русской культуры велик. С 1907 по 1909 Дягилев приобщал Европу к русской музыке. В качестве организационной формы проекта была избрана антреприза. Всю финансовую ответственность взял на себя С.П.Дягилев. Согласно законам российской империи, театр был предприятием не­коммерческим, и в случае финансового краха ант­репренеру не грозила долговая тюрьма. Дополнительным источником финансирования стали благотворительные взносы известных коллекционеров и меценатов. Не обладая достаточными средствами, Дягилев активно использовал личные контакты для привлечения необходимых людей. Благодаря ат­мосфере «общего дела» мно­гие из художников, писавшие декорации к первому из «Русских сезонов», работали почти бесплатно, решив поддержать интересную инициативу. Русские сезоны» (несмотря на первые убытки) оказались на редкость жизнеспособным предприятием. На протяжении почти двадцати лет они привлекали внимание парижан, создав моду на все русское. Ее влияние распространилось на многие сферы жиз­ни: изменились расцветка тканей, крой и силуэт повседневных и вечерних костюмов, декорировка интерьеров; возрос интерес к русской литературе, русская музыка исполнялась в салонах, а главное – «русское» стало восприниматься синонимом «актуальному» и «культурному».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: