История развития арт-менеджмента в России (постреволюционный период)

Возникший в постперестроечный период шоу-бизнес в нашей стране соединил в себя накопленный опыт дореволюционной и советской эстрады, претерпев идеологический прессинг государства.

В советское время эта деятельность была четко регламентирована, идеологический контроль осуществлялся достаточно жестко. Вся сеть культурных учреждений принадлежала государству, механизм их деятельности был прописан «от и до». Укоренилось мнение, что администрирование в сфере культуры не требует специальных знаний и этой областью может руководить практически каждый: ведь все имели мало-мальское представление о культуре. Всякое творчество должно было вписываться в определенный формат. Менеджмент заключался в том, чтобы это условие непременно выполнялось. То, что выходило за рамки, подрезалось. То, что не доходило - дотягивалось. Таким образом, происходило некое усреднение продукта творчества, которое в итоге предлагалось массам. Выдающееся произведение должно было опустить свою планку (отсюда и борьба с формализмом, пресечение любых непонятных, а потому таящих невнятную угрозу стабильности курса течений), а посредственное, наоборот, «поднимали» до некой условной нормы.

Но это тоже было прерогативой государства: постоянная забота сопровождалась неусыпным контролем. Арт-менеджеры советского периода, чиновники министерства культуры и главы учреждений культуры - сплошь работники идеологического фронта. То была, действительно, целая армия, ведь число заведений культурного толка росло, как на дрожжах. Разумеется, ценностные установки были установками тоталитарного режима, но и отрицать позитивный смысл возникновения гигантской сети организаций культуры по всей стране - глупо.

До перестройки руководство всей отраслью было в руках государства - все регламентировано законами, положениями, инструкциями, что оказало большое влияние на идеологическую направленность творчества исполнителей. Особенно это стало заметно в области эстрадного искусства. Были созданы специальные государственные учреждения, которые занимались организацией концертной деятельности артистов всех жанров, в том числе и эстрады. В эту систему под эгидой министерства культуры входили такие компании как «Госконцерт», «Союзконцерт», «Росконцерт», республиканские, областные и городские филармонии, концертные объединения, осуществлявшие руководство всей сложнейшей концертной жизнью в нашей стране. Понятно, что вся эта разветвленная структура опиралась в своей работе на принципы крайней централизации, заложенные коммунистической партией в основу всей структуры советского государства.

Свободное предпринимательство каралось законом как нелегальная деятельность. Вместе с тем нужно отметить, что в этот период на первое место выдвигается музыкально-просветительская и культурная работа. Существовали жесткие требования к постоянному обновлению репертуара художественных коллективов и исполнителей и к исполнительскому мастерству. Борьба против неоправданного исполнения под фонограмму. Государственный план концертно-гастрольной деятельности по всей стране включал, практически, все жанры исполнительского искусства. Финансирование гастрольных планов осуществлялось из государственного бюджета. Отлаженным механизмом было проведение регулярных концертов артистов по трем номинациям эстрады: речевого и оригинального жанра, эстрадной песни (фестивали и конкурсы), дни национальных культур в Москве.

Программы ЦТВ и Всесоюзного радио не предусматривали большого количества музыкальных и развлекательных программ, отличающиеся жесткой цензурой, высоким нравственно-эстетическим уровнем программ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: