Правовой статус бухгалтерской службы. Место бухгалтерской службы в структуре управления предприятием

Функционально практическим осуществлением бухгалтерского учёта в большинстве организаций занимается особый экономический отдел, служба — бухгалтерия — во главе с главным бухгалтером. Ее дея­тельность регламентируется Федеральным законом «О бухгалтерском учете», другими общими и специальными законами и нормативными актами государства. Учет на предприятии ведет бухгалтерская служба, возглавляемая главным бухгалтером, который подчиняется непосредственно руководителю. На практике руководитель редко ведет бухгалтерский учет лично. Обычно эти функции выполняет бухгалтерия или бухгалтер. В этом случае руководитель должен создать необходимые условия для правильного ведения бухгалтерского учета, обеспечить обязательное выполнение всеми подразделениями и службами, а также работниками, имеющими отношение к учету, требований главного бухгалтера в части порядка оформления и представления для учета документов и сведений.

Для обеспечения рациональной организации бухгалтерского учета большое значение имеет разработка плана его организации. План организации бухгалтерского учета состоит из следующих элементов: план документации и документооборота; план инвентаризации; План счетов и их корреспонденции; план отчетности; план технического оформления учета; план организации труда работников бухгалтерии.

Правовой статус бухгалтерской службы регулируется нормативно-правовыми документами, организационно-правовой формой и общей структурой управления организации.

Задачами бухгалтерской (финансово-бухгалтерской) службы являются:

• организация взаимоотношений организации с другими субъектами
хозяйствования;

• поиск внутренних и внешних краткосрочных и долгосрочных
источников финансирования, выбор наиболее оптимального их сочетания;

• своевременное обеспечение финансовыми ресурсами текущей
деятельности организации;

• эффективное использование финансовых ресурсов для достижения
стратегических и тактических целей организации;

• сохранение и рациональное использование основного и оборотного
капитала, собственного и заемного капитала;

• обеспечение своевременности платежей по обязательствам организации.

Права и обязанности руководителя бухгалтерской службы организации определены законодательством и нормативными актами РФ, в первую очередь Федеральным законом «о бухгалтерском учете». Эта должность учреждена в целях формирования учетной политики организации, ведения бухгалтерского учета, составления полной и достоверной бухгалтерской отчетности, а также обеспечения контроля за наличием и движением денежных средств, товарно-материальных ценностей, собственных средств и обязательств.

Главный бухгалтер является организатором учета и контроля, призванным обеспечить соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству РФ, контроль за движением имущества, а также своевременно предупреждать негативные явления в финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В тоже время главный бухгалтер должен активно способствовать повышению эффективности производства и качества работы, выявлению и мобилизации имеющихся средств, предупреждать непроизводственные расходы, быть основным помощником руководителя организации. В современных условиях требования к квалификации главного бухгалтера возросли. Кроме обычных знаний в области учета, контроля и анализа от него требуются навыки работы на современных средствах вычислительной и организационной техники, умение хорошо разбираться в методологии нормирования, прогнозирования, финансирования и кредитования, в основах организации и технологии производства.

К правам главного бухгалтера относится подчиненность всех работников, занятым бухгалтерским учетом и формированием отчетности. Этим достигается консолидация всего учетного аппарата под руководством главного бухгалтера. Он устанавливает служебные обязанности всех работников учета с тем, чтобы каждый знал круг выполняемых им работ и нес за них ответственность.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета на предприятии несет руководитель. В соответствии с законом РФ «о предприятиях и предпринимательской деятельности» руководитель предприятия назначает или освобождает от должности главного бухгалтера, который подчиняется непосредственно ему.

Управленческая (аналитическая, промышленная) бухгалтерия направлена на решение внутренних проблем, связанных с повышением эффективности работы в разрезе центров ответственности, сегментов деятельности, В управленческой бухгалтерии организуют синтетический и аналитический учет движения материальных активов, готовой продукции, расчетов с рабочими и служащими. Деятельность управленческой бухгалтерии не регламентируется государством. Основная ее цель заключается в представлении информации и ее анализе по центрам ответственности, прибыльности сегментов деятельности, обеспечении учета доходов (маржи) и расходов.

4. Концептуальные основы бухгалтерского дела. Концепция-это система взглядов, которые создают понимание явлений, процессов. В бух.уч концепции формируются четырьмя уровнями нормативных документов:

1) законодательные акты (Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", Гражданский кодекс РФ, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, регулирующие прямо или косвенно порядок бухгалтерского учета в организациях.

2) Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые устанавливают принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета по сферам деятельности организации и видам активов, а также составления и представления бухгалтерской отчетности.

3) методические рекомендации (инструкции, указания и другие подобные документы) по учету имущества, затрат, составлению бухгалтерской отчетности и т.п., которые утверждаются Минфином России с учетом отраслевой специфики и видов деятельности организаций. Особое место среди нормативных документов данного уровня отводится Плану счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению,где определяется порядок отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

4) рабочие документы организации. В их состав входят положение об учетной политике организации (определяет способы и методы бухгалтерского учета и оценки активов и пассивов, включает рабочий план счетов бухгалтерского учета, составляемый на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета); рабочие документы по организации учета отдельных видов активов, затрат, собственного капитала и обязательств, иные документы, которые определяют, в частности, порядок организации первичного учета и документооборота.

Методологическую основу организации бухгалтерского учета составляет система способов и определенных приемов, которые осуществляются посредством документации, инвентаризации, бухгалтерского баланса, системы синтетических и аналитических счетов с применением метода двойной записи, оценки имущества и обязательств, других статей баланса, калькуляции и отчетности организации.

Документация — это первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в момент и в местах их совер­шения. Является одной из основных отличительных особеннос­тей бухгалтерского учета, так как позволяет осуществлять сплош­ное наблюдение за хозяйственными процессами.При организации учета с помощью вычислительных машин роль первичных документов выполняют машинные носители информации (магнитные ленты, диски и др.), удостоверяющие факт выполнения хозяйственной операции. Качество всего бухгалтерского учета зависит от качества первичных документов.

Инвентаризация – способпроверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета. Проводится с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности имущества организации. Инвентаризации подлежат основные средства, товарно-материальные ценности, денежные средства, расчеты, незавершенное производство, незавершенное строительство, товары торговых организаций и т.д.

Бухгалтерский баланс – способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе организации по составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату, как правило, на 1-е число месяца. Средства организации отражаются в бухгалтерском балансе в денежном выражении в двух группировках: одна показывает, какими средствами фирма располагает, другая – из каких источников они возникли.Обе части бухгалтерского баланса равны между собой, Таким образом, баланс позволяет осуществлять наблюдение за состоянием хозяйственных средств и их использованием в организации.

Система счетов и двойная запись - прием, который означает, что группировка имущества, источников его образования, хозяйственных операций в бухгалтерском учете осуществляется также и с помощью системы счетов (синтетических и аналитических) с применением метода двойной записи.

Счет – это экономическая группировка (в виде таблицы), в которой суммируется, накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования, хозяйственных операциях. Двойная запись - способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета. Суть её в том, что каж­дая хозяйственная операция записывается в двух счетах бухгалтер­ского учета в равных суммах.

Оценка представляет собой способ выражения в денежном из­мерении имущества организации и его источников. Реальность и правильность оценки имущества и его источников имеют важней­шее значение для построения всей системы бухгалтерского учета. В основе оценки имущества лежат реальные затраты, выраженные в денежном измерении.

Калькуляция — способ группировки затрат и определения себес­тоимости. Исчисление себестоимости продукции (работ, услуг) — способ определения фактических затрат фирмы в денежной форме на единицу продукции (работ, услуг).

Отчетностьорганизации представляет собой систему показа­телей, характеризующих производственно-хозяйственную и фи­нансовую деятельность организации за определенный период.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: