Формирование профессий современного бухгалтера, внешнего и внутреннего аудитора

Понимание значения нашей профессии функционально необходимо - для нас самих и общества в целом, а особенно для молодого поколения бухгалтеров.Учетное сообщество во все времена имело профессиональный суверенитет, состоящий из профессиональной ответственности    и профессиональной независимости. Оно ответственно перед обществом за ту методологию, которую применяет, за ее соответствие потребностям управления, за свои профессиональные знания и умение ими пользоваться.

В октябре 2003 г. Международной федерацией бухгалтеров - МФБ (IFАС) одобрены 6 стандартов, которые вступили в силу с 1 января 2005 г. Предполагается, что все члены IFАС должны соответствовать этим стандартам. В 2004 г. был утвержден седьмой финальный стандарт "Продолжающееся профессиональное образование". Рассматривается также вопрос о том, какие дополнительные руководства необходимы членам IFАС для выполнения требований стандартов. Представим краткий обзор одобренных стандартов.

Введение содержит основополагающую информацию о целях, сфере действия и разработке Международных стандартов образования (IES). В нем также разъясняются вопросы, касающиеся стандартов, рассматриваются способы применения стандартов в образовательных программах членов IFАС. Введение включает комментарии по различным методам обучения и вопросам интеграции образования и практического опыта.

Концептуальные основы Международных положений по образованию определяют цели и процедуры действия Комитета по образованию, а также объясняют сущность, статус и сферу действия трех типов документов: Международных стандартов образования для профессиональных бухгалтеров; Международных руководств по образованию для профессиональных бухгалтеров; Международных разъяснений и других документов по образованию для профессиональных бухгалтеров.

В Концептуальных основах приведен словарь терминов, используемых в стандартах.

1. Входные требования к программам по профессиональному бухгалтерскому образованию. Определяет требования к претендентам для участия в программе профессионального бухгалтерского образования и необходимый практический опыт.

 2. Содержание программ профессионального бухгалтерского образования. Определяет профессиональные бухгалтерские знания, которые требуются от кандидатов для компетентного выполнения своих функций в качестве профессиональных бухгалтеров в трех ключевых сферах: учет, финансы и связанные с ними знания; организационные и знания организации и экономики предприятий; знания информационных технологий.

 3. Профессиональные навыки. Требует, чтобы лица, стремящиеся получить степень профессионального бухгалтера, приобретали набор навыков в следующих сферах: интеллектуальной; технической и функциональной; общения; организационного и бизнес-управления.

4. Профессиональные ценности, этика и отношения. Профессиональные ценности, этика и умение поддерживать отношения с клиентами и коллегами отличают профессиональных бухгалтеров. Для того чтобы профессиональный бухгалтер мог постоянно обеспечивать услуги высокого качества в общественных интересах, IES 4 предписывает профессиональные ценности, этику и отношения, которые профессиональные бухгалтеры должны приобрести в процессе образовательной программы.

 5. Требования к практическому опыту. Нацелен на приобретение кандидатами, стремящимися стать профессиональными бухгалтерами, практического опыта. Он предписывает как минимум 3 года практического опыта до получения квалификации профессионального бухгалтера.Стандарт разрешает засчитывать в период практического опыта до 12 месяцев профессионального образования.

6. Оценка профессиональных способностей и компетентности. Предусматривает требования к итоговой оценке профессиональных способностей и компетентности кандидата до того, как он получит квалификацию знания профессионального бухгалтера. Этот стандарт предписывает, чтобы значительная часть такой оценки выявляла, как необходимые теоретические знания, так и практическую применяемость знаний.

ЮНКТАД ООН в октябре 2003 г. утвердил пересмотренную типовую программу учебной подготовки профессиональных бухгалтеров, которая в целом учитывает все требования стандартов бухгалтерского образования.Данная учебная программа — лишь одно из направлений установления квалификационных критериев для профессиональных бухгалтеров. Типовая учебная программа предназначена для формального обучения профессиональных бухгалтеров на самом высоком уровне в любой стране мира, а не только в развивающихся странах. Вместе с тем многие учебные заведения (учреждения) профессиональной подготовки не могут или не готовы принять (использовать) ее. Поэтому, прежде чем приступить к осуществлению типовой учебной программы, необходимо обеспечить соблюдение определенных предварительных условий.

Содержание международной программы показывает, что наши требования к подготовке профессиональных бухгалтеров с учетом вузовской подготовки экономистов полностью соответствуют международной программе. Однако названия отдельных учебных курсов отличаются от принятых в западных странах. Хотя подготовка профессиональных бухгалтеров и аудиторов ведется сейчас по новым программам, но, очевидно, придется подготовить новую редакцию программ и привести их в соответствие с новой международной программой и стандартами.

В области развития бухгалтерской профессии, подготовки и повышения квалификации специалистов бухгалтерского учета на среднесрочную перспективу следует:

• осуществлять постоянный мониторинг качества программ обучения руководителей и специалистов заинтересованных организаций, согласно    международным    стандартам финансовой отчетности, предусматривающий регулярное внесение изменений всоответствующие курсы высших и средних специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов в области экономики, финансов, бухгалтерского учета и аудита;

• установить квалификационные требования к специалистам организаций, применяющих международные стандарты финансовой отчетности при подготовке и представлении консолидированной финансовой отчетности, а также к аудиторам и аудиторским организациям, оказывающим аудиторские услуги в данных организациях;

• обеспечить необходимые условия для проведения дополнительного (послевузовского) профессионального образования и переподготовки специалистов в области бухгалтерского учета и аудита, связанного с внедрением МСФО;

• проводить аттестацию главных бухгалтеров организаций, подпадающих под обязательный аудит бухгалтерской отчетности, и иных бухгалтерских работников, осуществляющих бухгалтерские услуги на профессиональной основе.

Комиссия Совета по аудиторской деятельности по разработке и обновлению программ квалификационных экзаменов и программ повышения квалификации аудиторов провела работу с учетом проектов названных международных документов по следующим направлениям:

• разработка и обновление программ проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора;

• разработка и обновление программ постоянного повышения квалификации аудиторов;

• разработка планов подготовки учебников, учебных и методических пособий для предквалификационной подготовки и повышения квалификации аудиторов.

В базовых курсах программы по МСФО профессиональных бухгалтеров и аудиторов предусмотрены:

• международные стандарты финансовой отчетности и российские положения по бухгалтерскому учету;

• международные стандарты аудиторской деятельности и федеральные правила аудиторской деятельности;

• консолидация финансовой отчетности российских предприятий в соответствии с МСФО;

• трансформация и составление бухгалтерской отчетности российских предприятий в соответствии с МСФО;

• аудит консолидированной финансовой отчетности, составленной в соответствии с МСФО (для аудиторов).

Таким образом, система аттестации по МСФО и МСА включает аттестаты по международным стандартам Минфина России, а также зару­бежных организаций АССА, СIРА и др. АССА открыла специальную годовую программу по МСФО и готовит эту программу на русском языке. СIРА имеет опыт подготовки по международной программе ЮНКТАД ООН на русском языке в странах СНГ. Российским организациям, занятым в системе бухгалтерского образования, следует совместно с международными учебными организациями активно участвовать в проработке программ и учебных материалов.

Большие планы на этот счет имеет созданная некоммерческая организация — фонд "Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности" (НСФО), в системе которой есть комитет по вопросам образования и сертификации.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: