Анализ и оценка альтернативных схем финансовой реорганизации предприятия для конкретных ситуаций

При оценке эффективности финансового менеджмента, являющегося одним из основных элементов достижения предприятием успеха на рынке, главными по-прежнему остаются вопросы, касающиеся выполнения финансовой функции.

Финансовая функция - это совокупность действий, которые способствуют получению прибыли на всех стадиях производства с помощью соответствующего анализа; позволяют отслеживать все расходы (включая инвестиции) с учетом необходимости закупок, а также движение имеющихся денежных средств (включая оплату налогов) и соблюдение взятых обязательств; направлены на поиск оптимальных источников и условий кратко- и долгосрочного финансирования предприятия.

Слабо поставленная финансовая функция может повлечь за собой: 1) сбои в системе управления 2) отсутствие инвестиций 3) слабую регулируемость налоговых платежей 4) повышение риска управления ростом

Одним из реальных путей выхода крупных предприятий из кризиса является их реструктуризация, то есть изменение технологической, производственной, общехозяйственной и организационной структур, а также баланса с целью сохранения (расширения) рынков сбыта, доходов и капитала.

Финансовая реструктуризация связана в основном с оптимизацией структуры капитала предприятия и преследует следующие основные цели:

1)в краткосрочном периоде обеспечить восстановление нормальных
финансовых потоков и основных экономико-финансовых показателей; в течение короткого периода времени обеспечить выживание предприятия; 2) восстановить конкурентоспособность предприятия на длительное время, 3) предупредить угрозу возможного банкротства предприятия.

В соответствии с этими целями выделяются две взаимосвязанные формы финансовой реструктуризации: оперативная и стратегическая. В ходе оперативной реструктуризации решаются две главные задачи обеспечение ликвидности и существенное улучшение результатов деятельности предприятия.

Внешним признаком несостоятельности (банкротства) предприятия является приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. Несостоятельность (банкротство) предприятия считается имеющей место после признания факта несостоятельности арбитражным судом или после официального объявления о ней должником при его добровольной ликвидации.

В соответствии с настоящим Законом в отношении должника применяются следующие процедуры: 1) реорганизационные (включают внешнее управление имуществом должника и санацию); 2) ликвидационные (к ним относятся: принудительная ликвидация предприятия - должника по решению арбитражного суда; добровольная ликвидация несостоятельного предприятия под контролем кредиторов );3) мировое соглашение.

Внешнее управление - это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности (ст. 2 Федерального закона от 26.10.02 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве).Внешнее управление вводится арбитражным судом на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев (ст. 93 Закона).Основная задача внешнего управляющего в указанные сроки - устранение признаков банкротства.

Конкретные действия предприятия в ходе внешнего управления, условия и порядок реализации мер по восстановлению платежеспособности, расходы на их реализацию, а также иные расходы должника должны быть предусмотрены в плане внешнего управления.

Существенной экономической льготой для предприятия-должника в ходе внешнего управления является мораторий на довлетворение требований кредиторов. Мораторий - приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей (ст.2 Закона). Мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления.

Финансовое оздоровление и банкротство рассматриваются Фед. Службами по фин оздоровлению и банкротства предусмотрено законом. Закон определяет основания, признание должника несостоятельным, порядок и меры по предупреждениюбанкротства,проведение наблюдения, финн оздоровления, внешнего управления и конкурного производства.

Наблюдение -система мер, кот обеспечивают сохранность имущества должника с обязательным ведением реестра кредиторов, провод финн анализ,созывается собрание кредиторов.

Фин оздоровление-мероприятия разрабатываются на срок до 2х лет, назначаются администрацией управления, без согласия кредиторов не проводятся сделки или операции по приобретению имущества, изъятию этого имущества, выдачу займов, также принимаются меры по восстановлению платежеспособности.

Мировое соглашение-может быть на любой стадии,оно содержит положение о порядке и сроках использования обязательст в денежной форме, в первую очередь через денежные расчеты.

Конкурсное проиводство сроком на 1год, назыв конкурсный управляющий, он организует проведение инвентаризации,сделку имущества,представляет или уведомляет работников об увольнении,ведет реестр кредиторов.

Была предусмотрена очередность для пяти групп кредиторов:

- в первую очередь удовлетворялись требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей;

- во вторую очередь производились расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими или работавшими по трудовым договорам, в том числе по контрактам, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;

- в третью очередь удовлетворялись требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;

- в четвертую очередь удовлетворялись требования по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

 - в пятую очередь производились расчеты с другими кредиторами

Грамотное применение и проведение процедуры банкротства часто позволяет достичь тех целей, которые ставит перед собой реструктуризация в том смысле, в котором о ней сейчас говорится. А именно, обеспечить очищение предприятия от долгов, возврат его дебиторской задолженности, привлечение инвестора и, как следствие, финансовое оздоровление предприятия, появление реальности, предусмотренной его уставными документами могут иметь положительный эффект. Так же как и реорганизация предприятия по решению арбитражного суда, которая может иметь место, например, по просьбе собственника предприятия.

Таким образом, если рассматривать реструктуризацию в том значении этого слова, которое было упомянуто в начале, то есть, как совокупность мероприятий, направленных на финансово-экономическое оздоровление предприятия-должника, то применение правовых механизмов банкротства, позволяющее достигнуть именно таких результатов, можно рассматривать в качестве реального инструмента реструктуризации.

 

19. Особенности анализа финансовой отчётности в условиях инфляционной экономики. Переход к рыночной экономике вызвал существенные изменения в общих условиях функционирования хозяйствующих субъектов, что оказало непосредственное влияние на существовавшую систему учета.

Главное последствие инфляции для хозяйствующего субъекта выражается в растущих несоответствиях стоимостей, отраженных в финансовой отчетности, фактическому положению дел. Инфляция оказывает воздействие на многие составляющие экономической деятельности хозяйствующего субъекта, прежде всего (и это особенно характерно для России) - на собственный капитал хозяйствующего субъекта, который складывается из уставного капитала, добавочного капитала, резервного капитала, фондов накопления, фонда социальной сферы, нераспределенной прибыли прошлых лет, нераспределенной прибыли отчетного периода, доходов будущих периодов, резервов по сомнительным долгам.

Поскольку инфляция оказывает прямое влияние на деятельность хозяйствующего субъекта, это влияние отражается на качестве составляемой им отчетности.

Инфляция означает более высокие затраты и нередко более высокие продажные цены. Влияние более высоких продажных цен на объем продаж трудно предугадать. Повышение цен на свою продукцию и услуги вследствие инфляции должно тщательно рассматриваться и изучаться хозяйствующим субъектом. Несмотря на то, что определенные элементы затрат (например, затраты на труд и сырье), могут повыситься, со стороны покупателя может возникнуть сопротивление повышению уровня цен. Кроме того, некоторые конкуренты могут оказаться в состоянии избежать повышения затрат и, таким образом, добьются преимущества.

Инфляция действует как своеобразный «налог» на остатки денежных средств предприятия в национальной валюте, вызывая убытки по денежным активам и приводит к значительным изменениям стоимости других активов и пассивов. В инфляционной экономике обычная финансовая отчётность, основанная на первоначальной стоимости операций, чаще всего не даёт реального представления о результатах хозяйственной деятельности, финансовом положении предприятия, возможности распределения его доходов.

Денежные средства и дебиторская задолженность под воздействием инфляции теряют часть своей стоимости, поскольку они представляют собой требования на финансированную сумму денег в будущем. Долговые обязательства, наоборот выигрышны, в особенности в тех случаях, когда номинальные процентные ставки не отражают в полной мере ожидаемую инфляцию.

Оценка стоимости активов на основе первоначальной стоимости приводит к занижению стоимости имущества и фактических расходов, искажению конечного финансового результата. В росте номинального дохода и прибыли акционеры и персонал предприятия видят оправдание своих требований на повышенные дивиденды и заработную плату. При этом возникает реальная возможность утраты оборотных средств. Завышение отчетной прибыли увеличивает налогооблагаемую базу прибыли, вызывает излишние расходы на уплату налога на прибыль. Игнорирование влияния инфляционных процессов на оценку активов и пассивов предприятия неминуемо приводит к искажению достоверности информации бухгалтерской отчётности, неправомерным результатам и выводам анализа её показателей, а соответственно лишает пользователей возможности сопоставлять их по периодам и сданными других предприятий.В России нормативное регулирование бухгалтерского учёта централизовано. Однако инфляция искажает отчётность. В отчётности завышена номинальная величина прибыли. Занижен собственный капитал, неверно оценены активы и пассивы, занижена амортизация и затраты на проданную продукцию До настоящего времени методические подходы к пересчёту показателе бухгалтерской отчётности в условиях инфляции в РФ не разработаны и не утверждены. Таким образом корректировка данных бухгалтерской отчётности может проводится только в аналитических целях.

Для разработки методических подходов к корректировке показателей бухгалтерской отчетности организации в условиях инфляции необходимо определить:

-Методы корректировки показателей отчетности на уровень инфляции;

-Методы измерения инфляции;

-Коэффициент корректировки показателей бухгалтерской отчетности.

 

19. Особенности бухгалтерского дела в начальной стадии функционирования предприятия. Деятельность организации начинается с ее государственной регистрации. Порядок регистрации регламен­тирован Федеральным законом РФ № 129-ФЗ от 8 августа 2001 г.

При государственной регистрации фирмы в налоговую инспек­цию представляются: а)      подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании фирмы соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;  б) протокол, договор или иной документ в соответствии с законодательством о создании юридического лица; в)  учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии); г)   выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное, равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юри­дического лица — учредителя; д) документ об уплате государственной пошлины.

Документы представляются в налоговую инспекцию либо не­посредственно, либо направляются по почте с объявленной цен­ностью при его пересылке и описью вложения.Государственная регистрация осуществляется в срок не более 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирую­щий орган. Решение о регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей запи­си в реестр. Именно момент внесения записи в государственный реестр признается моментом государственной регистрации. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с мо­мента государственной регистрации выдает (направляет) заявите­лю документ, подтверждающий факт внесения записи в государ­ственный реестр.

Следующий этап регистрации — постановка организации на налоговый учет. Это также обязанность бухгалтера. Порядок постанов­ки на налоговый учет установлен ст. 84 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ). Налогоплательщик подает заявление установленной формы и одновременно представляет в одном экземпляре копии заверенных в установленном порядке: свидетельства о регистрации, учредитель­ных и иных документов, необходимых при государственной реги­страции, других документов, подтверждающих в соответствии с законодательством Российской Федерации создание организации. Налоговый орган обязан поставить налогоплательщика на учет в течение 5 дней со дня подачи им всех необходимых документов и в тот же срок выдать соответствующее свидетельство. Также о разрешении заниматься лицензируемыми видами деятель­ности организации обязаны уведомлять налоговый орган, в кото­ром они состоят на учете, в 10-дневный срок с момента регист­рации изменений в учредительных документах. В эти же сроки индивидуальные предприниматели обязаны уведомлять налоговый орган об изменении места жительства.   В случае ликвидации или реорганизации организации, приня­тия ей решения о закрытии своего филиала или иного обособлен­ного подразделения, прекращения деятельности через постоянное представительство, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя снятие с учета производится налоговым орга­ном по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления.

Постановка на учет, снятие с учета осуществляются не бесплатно, а с учетом государственной пошлины.Каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов идентификационный номер налогопла­тельщика (ИНН)

Сведения о налогоплательщике с момента постановки на учет являются налоговой тайной.Организации — налоговые агенты, не учтенные как налогопла­тельщики, встают на учет в налоговых органах по месту своего нахождения в порядке, предусмотренном для организаций-нало­гоплательщиков. На начальной стадии жизненного цикла организации налого­плательщик встает также на учет во внебюджетные фонды — Пен­сионный фонд РФ и Фонд социального страхования. Организа­ция является страхователем по отношению к своим работникам и как страхователь обязана встать на учет в названных фондах.

Вновь созданная организация открывает счет (счета) в банке. Это также функция бухгалтера. Для открытия счета в банк пред­ставляются: 1) заяв-ние на открытие счета подпис-ное учред-ями юр лица; 2) документ о государственной регистрации юридического лица; 3) нотариально заверенная копия устава (положения) юриди­ческого лица; 4) карточка с образцами подписей и оттиска печати, заверенных нотариально.

Банк обязан сообщить об открытии счета в налоговый орган по месту их учета в 5-дневный срок. Сам налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган по месту учета об открытии или зак­рытии любого банковского счета в 10-дневный срок Налогоплательщики-организации с численностью работников до 100 человек могут выбрать упрощенную систе­му налогообложения

20. Критерии выбора и обоснование учетной и балансовой политики на стадиях жизненного цикла организации. Разработка учетной политики — процедура, совершаемая бухгалтерами ежегодно. Учетная политика организации - это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008)

Согласно ПБУ 1/2008 учетная политика организации должна обеспечивать:

Ø полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной деятельности (требование полноты);

Ø своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

Ø большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

Ø отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

Ø тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

Ø рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и т. п. Учетная политика организации формируется ее главным бухгалтером, который должен руководствоваться законодательством Российской Федера­ции о бухгалтерском учете, нормативными актами, регулирующими бухгалтерский учет, учитывать структуру, как своей организации, так и всей отрасли. Далее учетная политика утверждается руководителем организации.

Учетная политика организации может включать три раздела:

• организационно-технический;

• учетная политика для целей бухгалтерского учета;

• учетная политика для целей налогообложения.

Организационно-технический раздел должен содержать:

· способ организации бухгалтерского учета (бухгалтерской службой, возглавляемой главным бухгалтером; руководителем организации; централизованной бухгалтерией на договорных началах и др.);

· рабочий план счетов бухгалтерского учета (синтетические и аналитические счета);

· форму ведения бухгалтерского учета (журнально-ордерная, упрощенная, др.);

· порядок и сроки проведения инвентаризации имущества и обязательств;

· формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены унифицированные формы', а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; правила, график документооборота (может быть представлен в виде схемы, перечня), технологию обработки учетной информации;

· перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных
документов;

· порядок учета в филиалах (обособленных подразделениях);

· организационные вопросы работы бухгалтерской службы (уровень централизации учетных работ, порядок контроля за хозяйственными операциями); способ представления бухгалтерской отчетности пользователям (на бумажных носителях либо в электронном виде: по телекоммуникационным каналам, на дискетах).

Методический раздел учетной политики для целей налогообложения (разрабатывается в соответствии с Налоговым кодексом РФ) включает в себя порядок определения выручки для исчисления налогов, порядок признания доходов и расходов (кассовым методом или методом начисления) и т. д.

Методический раздел учетной политики для целей бухгалтерского учета (разрабатывается в соответствии с нормами ПБУ 1/2008) должен устанавливать:

· формы бухгалтерской отчетности;

· порядок начисления амортизации по основным средствам;

· порядок начисления амортизации по нематериальным активам;

· порядок погашения стоимости нематериальных активов (накопление сумм начисленной амортизации на отдельном счете 05 "Амортизация нематериальных активов" или уменьшение первоначальной стоимости нематериального актива);

· порядок списания стоимости основных средств (ОС), не превышающей 10000 руб. (путем начисления амортизации, путем еди­новременного списания на расходы по мере отпуска в производство или эксплуатацию);

· порядок проведения переоценки ОС;

· порядок оценки приобретаемых материально-производственных запасов;

· порядок признания транспортно-заготовительных расходов (отражение на счете 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей"; прямое включение в фактическую себестоимость приобретаемых материалов; на отдельном субсчете счета 10 "Материалы");

· методы списания транспортно-заготовительных расходов и отклонений в стоимости материалов;

· методы оценки списываемых материально-производственных запасов (оценка по себестоимости каждой единицы; по средней се­бестоимости; ФИФО)

· порядок списания общехозяйственных расходов;

· порядок распределения косвенных расходов между объектами учета;

· метод учета затрат на производство и калькулирования себестоимости
продукции;

· порядок распределения затрат вспомогательных производств;

· резервы, которые будет создавать организация;

· порядок учета выпуска продукции (с использованием или без использования счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)";

· расчет издержек обращения на остаток товаров;

· методы оценки незавершенного производства (по фактической производственной себестоимости; по нормативной производственной себестоимости; по прямым статьям затрат, по стоимости сырья, материалов, полуфабрикатов);

· порядок списания расходов будущих периодов;

· методика списания сомнительных долгов;

· состав и порядок списания дополнительных затрат по займам и кредитам;

· перевод долгосрочной задолженности по полученным займам и кредитам в краткосрочную (осуществляется или не осуществляется);

· способы начисления и распределения причитающихся доходов по выданным векселям (размещенным облигациям) и др.

Раздел прочие:инвентаризация имущества, рабоч план счетов,график документооборота.

Основной формой бухгалтерской отчетности является баланс, позволяющий получить представление о текущем финансовом состоянии организации, устойчивости его положения, возможных перспективах. Бухгалтерский баланс построен в соответствии с классификацией хозяйственных средств, т.е. он состоит их двух равновеликих частей. Важнейшей особенностью бухгалтерского баланса является равенство итогов актива и пассива

Балансовая политика организации определяется в соответствии с утвержденной учетной политикой. Бухгалтерский баланс характеризует имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату, показывая данные о хозяйственных средствах (актив) и их источниках (пассив). В балансе статьи актива и пассива подразделяются в зависимости от срока их погашения на долгосрочные и краткосрочные.Числовое значение каждой статьи актива и пассива показывается на две даты: на начало отчетного года и на конец отчетного периода.

 

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: