Учет становится наукой 10 страница

сов аудитор не может полагаться на заявления руководства и до-

верять внутренней информации, как правило, это ведет к отказу

от выражения мнения.

3. Финансовая отчетность и подтверждающие ее документы не

содержат преднамеренных или иных необычных искажений. Этот

постулат позволяет сделать процесс аудита экономически оправ-

данным. Аудитор доверяет клиенту, поэтому он не проводит

сплошных проверок, а использует выборочные совокупности с

малым объемом выборки. Если аудитор заранее предполагает су-

ществование какие-либо неточностей, это приводит к конфлик-

ту аудитора и администрации.

4. Удовлетворительная система внутреннего контроля умень-

шает вероятность ошибки. Объективность отчетных данных пря-

мо пропорциональна эффективности внутреннего контроля. Од-

на из основных задач руководства фирмы клиента — организация

эффективно функционирующего внутреннего контроля, на ко-

торый внешний аудитор может опираться для уменьшения объе-

ма проверки.

5. Постоянное следование стандартам учета позволяет соз-

дать объективное представление о финансовом состоянии и резуль-

татах хозяйственной деятельности. Составление отчетности по

единым стандартам позволяет аудиторам иметь единый критерий

в высказывании мнения.

6. То, что справедливо для предприятия в прошлом, будет справед-

ливо и в будущем, если нет доказательства противного. Аудиторская

проверка не может быть последней, в следующем отчетном перио-

де будет как минимум еще одна. Аудитор, высказывая мнение о

верности проверенной финансовой отчетности, исходит из

предположения, что фирма будет функционировать по крайней ме-

ре еще год (допущение непрерывности деятельности). Если данный

постулат не соблюдается, то нет доверия к представленным трен-

дам, а многие аналитические процедуры, например регрессионный

анализ, теряют часть своей полезности. В этом случае аудитор будет

вынужден тратить гораздо больше времени на оценку событий

после даты составления баланса.

182

7. Мнение аудитора зависит только от его компетенции. На

количество и качество собранных доказательств влияют многие

обстоятельства, но превалирующим является объем знаний ауди-

тора о деятельности клиента и уровень его образования.

8. Профессиональный статус аудитора адекватен его професси-

ональным обязанностям. Обязанности аудитора предъявляют оп-

ределенные требования к его профессиональному поведению.

Впоследствии были предложены и другие постулаты. Посту-

лат Т.А. Ли (1982). Годовой бухгалтерский отчет, не подвергшийся

аудиту, не заслуживает достаточного доверия. Данное утвержде-

ние Ли дополнил. Надежность учетной информации компании мо-

жет быть признана в основном удовлетворительной после проверки

ее внешним аудитором. Робертсон в 1985 г. предложил такой пос-

тулат. Информация, подвергшаяся аудиторской проверке более по-

лезна, чем не подвергавшаяся ей.

Профессиональная этика бухгалтера. Большой заслугой аме-

риканской бухгалтерии следует признать выработку положений

профессиональной этики. Впервые это требование выдвинул

Монтгомери, но создателем этики бухгалтера можно считать

Джона Ленсинга Кэри (1900 - 1984).

Исследование бухгалтерского учета привело многих америка-

нских ученых к убеждению, что учетные данные отражают инте-

ресы лиц, занятых в хозяйственных процессах, и, следовательно,

учетная информация раскрывает психологию агентов и коррес-

пондентов предприятия. Отсюда многие делали вывод о том, что

все теоретические концепции в области бухгалтерского учета

преследуют только одну цель — оправдать интересы власть иму-

щих. Им возражали. Суть возражения сводилась к тому, что если

подобное утверждение было бы правильным, то власть имущие

финансировали бы и оплачивали тех бухгалтеров, которые изоб-

ретают сложные теоретические конструкции. Но жизнь это не

подтверждает, а следовательно, по крайней мере теоретические

исследования носят бескорыстный характер. Бухгалтерские жур-

налы печатают чистую науку, и их тексты становятся все более и

более непонятными бухгалтерам-практикам. Это связано не с оп-

равданием политики предпринимателей, а только с тем, что уни-

верситеты предпочитают фундаментальные исследования, так

называемую ≪свободную науку≫, и их библиотеки выписывают

журналы академического, а не прикладного характера. И несмот-

ря на то, что между теоретиками и практиками все больше и боль-

183

ше растет отчуждение, теряется взаимопонимание, однако пер-

вых (теоретиков) нельзя обвинять в корыстных наклонностях.

Более существенно то, что и те, кто был занят счетоведением, и

те, кто работал по счетоводству, все время сталкивались с каки-

ми-то моральными коллизиями, ибо бухгалтер должен проводить

в жизнь свое мнение, а не мнение людей, стоящих над ним и око-

ло него. Все это привело к созданию этического кодекса, приня-

того Американской ассоциацией бухгалтеров (ААА) в 1987 г. Вве-

дение кодекса укрепило статус бухгалтера и увеличило спрос на

его услуги.

Суть кодекса можно представить по следующим требова-

ниям.

Прежде чем занять место, бухгалтер должен тщательно изу-

чить работу предшественника, и если предшественник уже не ра-

ботает, к нему следует обратиться с письменным запросом. Про-

фессиональный долг обязывает ранее работавшего бухгалтера

дать исчерпывающий и правдивый ответ на этот запрос. Если из

предварительного ознакомления с делами следует, что работода-

тель нарушает или может нарушить действующее законодатель-

ство, то бухгалтер, не говоря никому не слова, должен отказаться

от предложения.

Бухгалтер не может требовать ни увеличения зарплаты, ни по-

вышения по службе. Более того, он не может получать премию

или доплату за финансовые результаты, которые вывел, и не мо-

жет делить свое вознаграждение с работниками других служб

предприятия.

Взаимоотношения бухгалтера с администрацией строятся так:

бухгалтер обязан немедленно ответить на все вопросы руковод-

ства, касающиеся хозяйственной деятельности предприятия, при

этом он должен отвечать так, чтобы это было понятно лицам, не

знающим бухгалтерский учет, т.е. он не вправе требовать от адми-

нистрации знания и понимания того, что делает; при этом бухгал-

тер может в любое время расторгнуть договор с работодателем, а

соображения последнего о том, что нет замены, не могут препят-

ствовать этому решению. Ни при каких обстоятельствах бухгалтер

не должен советовать администрации, как совершать правонару-

шения и участвовать в сокрытии их следов. За искажение отчет-

ности директор и бухгалтер несут солидарную ответственность.

Бухгалтер должен хранить профессиональную тайну о делах

клиента. Прекращение работы не освобождает его от этой обя-

184

занности. Из этого требования имеются исключения: бухгалтер

вправе расширить свои знания о хозяйственной деятельности

своего предприятия по профессиональным каналам; суд дал рас-

поряжение огласить необходимые сведения; клиент совершает

антигосударственные поступки; клиент дает согласие на разгла-

шение данных о предприятии; бухгалтер может раскрыть профес-

сиональную тайну, если это необходимо в интересах поддержа-

ния его профессиональной репутации; бухгалтер считает, что

раскрытие данных о тайне фирмы необходимо в общественных

интересах.

Все справки о хозяйственной деятельности предприятия сто-

ронним лицам бухгалтер может предоставить только по письмен-

ному согласию работодателя. Но и в случае получения такового

сведения могут быть даны в том случае, если бухгалтер будет

убежден, что их представление вытекает из действующего зако-

нодательства.

Бухгалтер обязан регулярно повышать свою профессиональ-

ную квалификацию.

Этический кодекс бухгалтера имеет огромную моральную и

профессиональную силу. Он оказывает влияние и на статус бух-

галтеров в фирме, и на организаторскую структуру бухгалтерско-

го учета.

Дайте определение следующих понятий:

статистический-, динамический-, органический-, квалифика-

ционный-, тотальный-, предельный-, промежуточный-, номи-

нальный-, дифференциальный баланс; контология, агент, орга-

нология, варваризм, лексика, семантика, статистика, воляпюк,

персоналисты, институалисты, балансовое уравнение, капиталь-

ное уравнение, доход, расход, прибыль, дивиденд, стабилизаци-

онная бухгалтерия, управленческий учет, финансовый учет, би-

ховеризм, нормативная теория, стандарт-костс, директ-костинг,

центр ответственности, центр возникновения затрат, АВС-ме-

тод, этика, кодекс, постулат, аудит, солидарная ответственность.

Вопросы для обсуждения

1. Что понимается под балансоведением?

2. Почему именно в немецкой школе вопросы балансоведения ока-

зались в центре теории бухгалтерского учета?

3. Почему Шмаленбах критиковал теорию статического баланса?

185

4. Почему теорию Ле Кутра называют тотальным балансом?

5. Что понимал Шмаленбах под динамикой в отчетности?

6. Должна ли бухгалтерская отчетность быть понятной неподготов-

ленному пользователю или ее чтение — удел специалистов?

7. Как оценка активов влияет на величину финансовых результатов?

8. Почему теорию органического баланса Шмидта подозревают в

дуалистичности? Справедливо ли это?

9. Почему теория Шмидта, не нашедшая применения в нашей

стране, весьма популярна на Западе?

10. В чем основное различие юридической и экономической теории

учета во Франции?

11. Что позволило П. Гарнье назвать бухгалтерию алгеброй права?

12. Возможно ли создание бухгалтерского права по аналогии с пра-

вом гражданским?

13. Как вы понимаете утверждение Пангло: бухгалтерский учет —

зеркало капитала?

14. Почему Дюмарше считал свою теорию позитивной? Как вы по-

нимаете позитивизм в учете? Насколько он современен?

15. Приведите примеры потенциальных оценок в современном рус-

ском учете.

16. Почему развитие теории учета в Америке начиналось позже, чем

в Европе?

17. Объясните происхождение названий двух главных школ учета в

США: персоналисты и институалисты.

18. Почему учение Свинея называют стабилизированной бухгалте-

рией?

19. Какие последствия для учета имеют различия в балансовых фор-

мулах? Какие из них применяются в русском учете?

20. Почему бухгалтерская отчетность обычно допускает разные

оценки, а не основана последовательно только на себестоимости

или продажных ценах?

21. В чем состоит различие нормативных и профессиональных актов

в бухгалтерском учете?

22. Сопоставимы ли понятия прибыли в эпоху Луки Пачоли и в на-

ши дни?

23. Насколько обоснована трактовка управленческого учета как час-

ти бухгалтерского?

24. Возможно ли сочетание на одном предприятии таких методов

калькулирования, как стандарт-костс, директ-костинг, центры

ответственности и ABC?

25. Есть ли в России этический кодекс бухгалтеров и какова его роль

в жизни бухгалтерского сообщества?

Гпава 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: