сов аудитор не может полагаться на заявления руководства и до-
верять внутренней информации, как правило, это ведет к отказу
от выражения мнения.
3. Финансовая отчетность и подтверждающие ее документы не
содержат преднамеренных или иных необычных искажений. Этот
постулат позволяет сделать процесс аудита экономически оправ-
данным. Аудитор доверяет клиенту, поэтому он не проводит
сплошных проверок, а использует выборочные совокупности с
малым объемом выборки. Если аудитор заранее предполагает су-
ществование какие-либо неточностей, это приводит к конфлик-
ту аудитора и администрации.
4. Удовлетворительная система внутреннего контроля умень-
шает вероятность ошибки. Объективность отчетных данных пря-
мо пропорциональна эффективности внутреннего контроля. Од-
на из основных задач руководства фирмы клиента — организация
эффективно функционирующего внутреннего контроля, на ко-
торый внешний аудитор может опираться для уменьшения объе-
ма проверки.
5. Постоянное следование стандартам учета позволяет соз-
|
|
дать объективное представление о финансовом состоянии и резуль-
татах хозяйственной деятельности. Составление отчетности по
единым стандартам позволяет аудиторам иметь единый критерий
в высказывании мнения.
6. То, что справедливо для предприятия в прошлом, будет справед-
ливо и в будущем, если нет доказательства противного. Аудиторская
проверка не может быть последней, в следующем отчетном перио-
де будет как минимум еще одна. Аудитор, высказывая мнение о
верности проверенной финансовой отчетности, исходит из
предположения, что фирма будет функционировать по крайней ме-
ре еще год (допущение непрерывности деятельности). Если данный
постулат не соблюдается, то нет доверия к представленным трен-
дам, а многие аналитические процедуры, например регрессионный
анализ, теряют часть своей полезности. В этом случае аудитор будет
вынужден тратить гораздо больше времени на оценку событий
после даты составления баланса.
182
7. Мнение аудитора зависит только от его компетенции. На
количество и качество собранных доказательств влияют многие
обстоятельства, но превалирующим является объем знаний ауди-
тора о деятельности клиента и уровень его образования.
8. Профессиональный статус аудитора адекватен его професси-
ональным обязанностям. Обязанности аудитора предъявляют оп-
ределенные требования к его профессиональному поведению.
Впоследствии были предложены и другие постулаты. Посту-
лат Т.А. Ли (1982). Годовой бухгалтерский отчет, не подвергшийся
аудиту, не заслуживает достаточного доверия. Данное утвержде-
|
|
ние Ли дополнил. Надежность учетной информации компании мо-
жет быть признана в основном удовлетворительной после проверки
ее внешним аудитором. Робертсон в 1985 г. предложил такой пос-
тулат. Информация, подвергшаяся аудиторской проверке более по-
лезна, чем не подвергавшаяся ей.
Профессиональная этика бухгалтера. Большой заслугой аме-
риканской бухгалтерии следует признать выработку положений
профессиональной этики. Впервые это требование выдвинул
Монтгомери, но создателем этики бухгалтера можно считать
Джона Ленсинга Кэри (1900 - 1984).
Исследование бухгалтерского учета привело многих америка-
нских ученых к убеждению, что учетные данные отражают инте-
ресы лиц, занятых в хозяйственных процессах, и, следовательно,
учетная информация раскрывает психологию агентов и коррес-
пондентов предприятия. Отсюда многие делали вывод о том, что
все теоретические концепции в области бухгалтерского учета
преследуют только одну цель — оправдать интересы власть иму-
щих. Им возражали. Суть возражения сводилась к тому, что если
подобное утверждение было бы правильным, то власть имущие
финансировали бы и оплачивали тех бухгалтеров, которые изоб-
ретают сложные теоретические конструкции. Но жизнь это не
подтверждает, а следовательно, по крайней мере теоретические
исследования носят бескорыстный характер. Бухгалтерские жур-
налы печатают чистую науку, и их тексты становятся все более и
более непонятными бухгалтерам-практикам. Это связано не с оп-
равданием политики предпринимателей, а только с тем, что уни-
верситеты предпочитают фундаментальные исследования, так
называемую ≪свободную науку≫, и их библиотеки выписывают
журналы академического, а не прикладного характера. И несмот-
ря на то, что между теоретиками и практиками все больше и боль-
183
ше растет отчуждение, теряется взаимопонимание, однако пер-
вых (теоретиков) нельзя обвинять в корыстных наклонностях.
Более существенно то, что и те, кто был занят счетоведением, и
те, кто работал по счетоводству, все время сталкивались с каки-
ми-то моральными коллизиями, ибо бухгалтер должен проводить
в жизнь свое мнение, а не мнение людей, стоящих над ним и око-
ло него. Все это привело к созданию этического кодекса, приня-
того Американской ассоциацией бухгалтеров (ААА) в 1987 г. Вве-
дение кодекса укрепило статус бухгалтера и увеличило спрос на
его услуги.
Суть кодекса можно представить по следующим требова-
ниям.
Прежде чем занять место, бухгалтер должен тщательно изу-
чить работу предшественника, и если предшественник уже не ра-
ботает, к нему следует обратиться с письменным запросом. Про-
фессиональный долг обязывает ранее работавшего бухгалтера
дать исчерпывающий и правдивый ответ на этот запрос. Если из
предварительного ознакомления с делами следует, что работода-
тель нарушает или может нарушить действующее законодатель-
ство, то бухгалтер, не говоря никому не слова, должен отказаться
от предложения.
Бухгалтер не может требовать ни увеличения зарплаты, ни по-
вышения по службе. Более того, он не может получать премию
или доплату за финансовые результаты, которые вывел, и не мо-
жет делить свое вознаграждение с работниками других служб
предприятия.
Взаимоотношения бухгалтера с администрацией строятся так:
бухгалтер обязан немедленно ответить на все вопросы руковод-
ства, касающиеся хозяйственной деятельности предприятия, при
этом он должен отвечать так, чтобы это было понятно лицам, не
знающим бухгалтерский учет, т.е. он не вправе требовать от адми-
нистрации знания и понимания того, что делает; при этом бухгал-
тер может в любое время расторгнуть договор с работодателем, а
|
|
соображения последнего о том, что нет замены, не могут препят-
ствовать этому решению. Ни при каких обстоятельствах бухгалтер
не должен советовать администрации, как совершать правонару-
шения и участвовать в сокрытии их следов. За искажение отчет-
ности директор и бухгалтер несут солидарную ответственность.
Бухгалтер должен хранить профессиональную тайну о делах
клиента. Прекращение работы не освобождает его от этой обя-
184
занности. Из этого требования имеются исключения: бухгалтер
вправе расширить свои знания о хозяйственной деятельности
своего предприятия по профессиональным каналам; суд дал рас-
поряжение огласить необходимые сведения; клиент совершает
антигосударственные поступки; клиент дает согласие на разгла-
шение данных о предприятии; бухгалтер может раскрыть профес-
сиональную тайну, если это необходимо в интересах поддержа-
ния его профессиональной репутации; бухгалтер считает, что
раскрытие данных о тайне фирмы необходимо в общественных
интересах.
Все справки о хозяйственной деятельности предприятия сто-
ронним лицам бухгалтер может предоставить только по письмен-
ному согласию работодателя. Но и в случае получения такового
сведения могут быть даны в том случае, если бухгалтер будет
убежден, что их представление вытекает из действующего зако-
нодательства.
Бухгалтер обязан регулярно повышать свою профессиональ-
ную квалификацию.
Этический кодекс бухгалтера имеет огромную моральную и
профессиональную силу. Он оказывает влияние и на статус бух-
галтеров в фирме, и на организаторскую структуру бухгалтерско-
го учета.
Дайте определение следующих понятий:
статистический-, динамический-, органический-, квалифика-
ционный-, тотальный-, предельный-, промежуточный-, номи-
нальный-, дифференциальный баланс; контология, агент, орга-
нология, варваризм, лексика, семантика, статистика, воляпюк,
персоналисты, институалисты, балансовое уравнение, капиталь-
ное уравнение, доход, расход, прибыль, дивиденд, стабилизаци-
|
|
онная бухгалтерия, управленческий учет, финансовый учет, би-
ховеризм, нормативная теория, стандарт-костс, директ-костинг,
центр ответственности, центр возникновения затрат, АВС-ме-
тод, этика, кодекс, постулат, аудит, солидарная ответственность.
Вопросы для обсуждения
1. Что понимается под балансоведением?
2. Почему именно в немецкой школе вопросы балансоведения ока-
зались в центре теории бухгалтерского учета?
3. Почему Шмаленбах критиковал теорию статического баланса?
185
4. Почему теорию Ле Кутра называют тотальным балансом?
5. Что понимал Шмаленбах под динамикой в отчетности?
6. Должна ли бухгалтерская отчетность быть понятной неподготов-
ленному пользователю или ее чтение — удел специалистов?
7. Как оценка активов влияет на величину финансовых результатов?
8. Почему теорию органического баланса Шмидта подозревают в
дуалистичности? Справедливо ли это?
9. Почему теория Шмидта, не нашедшая применения в нашей
стране, весьма популярна на Западе?
10. В чем основное различие юридической и экономической теории
учета во Франции?
11. Что позволило П. Гарнье назвать бухгалтерию алгеброй права?
12. Возможно ли создание бухгалтерского права по аналогии с пра-
вом гражданским?
13. Как вы понимаете утверждение Пангло: бухгалтерский учет —
зеркало капитала?
14. Почему Дюмарше считал свою теорию позитивной? Как вы по-
нимаете позитивизм в учете? Насколько он современен?
15. Приведите примеры потенциальных оценок в современном рус-
ском учете.
16. Почему развитие теории учета в Америке начиналось позже, чем
в Европе?
17. Объясните происхождение названий двух главных школ учета в
США: персоналисты и институалисты.
18. Почему учение Свинея называют стабилизированной бухгалте-
рией?
19. Какие последствия для учета имеют различия в балансовых фор-
мулах? Какие из них применяются в русском учете?
20. Почему бухгалтерская отчетность обычно допускает разные
оценки, а не основана последовательно только на себестоимости
или продажных ценах?
21. В чем состоит различие нормативных и профессиональных актов
в бухгалтерском учете?
22. Сопоставимы ли понятия прибыли в эпоху Луки Пачоли и в на-
ши дни?
23. Насколько обоснована трактовка управленческого учета как час-
ти бухгалтерского?
24. Возможно ли сочетание на одном предприятии таких методов
калькулирования, как стандарт-костс, директ-костинг, центры
ответственности и ABC?
25. Есть ли в России этический кодекс бухгалтеров и какова его роль
в жизни бухгалтерского сообщества?
Гпава 9