Миротворческие операции ООН

Миротворческие силы ООН (миротворческий контингент ООН) – вооружённые контингенты стран-членов ООН, выделенные согласно Уставу ООН в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности путём совместных принудительных действий (военная демонстрация, военная блокада и т.д.), если меры экономического и политического характера окажутся или оказались недостаточными.

Решения о создании, составе, использовании и финансировании миротворческих сил ООН принимаются Советом Безопасности ООН. Стратегическое руководство осуществляется Военно-штабным комитетом.

Окончание «холодной войны» привело к радикальному изменению характера операций ООН по поддержанию мира. Совет Безопасности ООН стал учреждать более крупные и сложные миссии ООН по поддержанию мира, зачастую предназначенные для оказания помощи в выполнении всеобъемлющих мирных соглашений между участниками внутригосударственных конфликтов. Кроме того, операции по поддержанию мира стали включать в себя всё больше невоенных элементов. Для координации таких операций в 1992 году был создан Департамент операций по поддержанию мира ООН, ДОПМ, Department of Peacekeeping Operations, DPKO – основное организационное подразделение Секретариата ООН, подчиняющееся Генеральному Секретарю ООН. В функции департамента входят планирование, разработка, обеспечение, координация операций по поддержанию мира, проводимых ООН.

Совет Безопасности начал направлять миротворцев и в такие зоны конфликтов, где не было достигнуто прекращение огня и не было получено согласие всех сторон в конфликте на присутствие миротворческих войск. Например, миротворческая операция в Сомали в 1992 – 1995 годах и операция в Боснии в 1992 – 1995 годах. Некоторые задачи, порученные этим миротворческим миссиям, невозможно было выполнить с теми ресурсами и персоналом, которые у них имелись. Эти неудачи, самыми болезненными из которых стали массовые убийства около 10 000 человек в Сребренице (Босния) в 1995 году и геноцид в Руанде в 1994 году (по разным оценкам от 500 000 до 1 000 000 человек), вынудили ООН тщательно проанализировать концепцию операций по поддержанию мира.

 

3. Проблемы миграции. В настоящее время данная проблема особенно актуальна. В связи с нестабильным экономическим положением многих стран, военными конфликтами происходит вынужденная массовая миграция людей.

В рамках Секретариата ООН Департамент по экономическим и социальным вопросам является координационным органом по вопросу о международной миграции и развитии, главным образом благодаря деятельности своего Отдела народонаселения. Этот Отдел обеспечивает секретариатскую поддержку по существу вопросов для заседаний Комиссии по народонаселению и развитию. Он также осуществляет основную деятельность по вопросу о международной миграции и развитии в поддержку Генеральной Ассамблеи. Отдел является источником авторитетных оценочных данных о масштабах и тенденциях в области международной миграции. После проведения диалога на высоком уровне он во взаимодействии со Статистическим отделом Организации Объединенных Наций и Всемирным банком создает всеобъемлющую базу данных о численности международных мигрантов. Работа в этой области осуществляется за счёт финансовой поддержки Детского фонда Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) и Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН).

Указанная база данных используется для получения оценочных данных о численности мигрантов в расчёте на одну страну с разбивкой данных по признакам возраста и пола. Во исполнение резолюции 58/208 Генеральной Ассамблеи Отдел созывает ежегодные координационные совещания по вопросу о международной миграции, на которых встречаются представители всех соответствующих подразделений системы Организации Объединенных Наций в целях обмена информацией о текущей деятельности и представления отчётов о будущей работе в области международной миграции и развития. Статистический отдел несёт ответственность за сбор статистических данных о международной миграции и выработку рекомендаций по их унификации. После проведения диалога Статистический отдел принимает активное участие в разработке принципов реализации самых последних пакетов рекомендаций.

Права мигрантов относятся к сфере полномочий Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ).

 

4. Права человека. Остро стоит вопрос об усилении личной и экономической свободы. Термин «права человека» упоминается семь раз в Уставе ООН, что делает поощрение и защиту прав человека основной целью и руководящим принципом работы Организации Объединенных Наций. В 1948 году Всеобщая декларация прав человека поместила вопросы прав человека в сферу международного права. С тех пор Организация старательно выполняет миссию по защите прав человека, опираясь на правовые документы.

 

5. Продовольственная проблема. В настоящее время продовольственной проблемой занялись многие межгосударственные официальные и общественные организации и учреждения ООН, в том числе Организация по продовольствию и сельскому хозяйству (ФАО), Food and Agriculture Organization, (FAO), созданная в 1945 году в рамках ООН. Проблема особо остро стоит в странах Африки, Азии и Латинской Америки.

6. Упрочение социально-экономических структур ООН. Этим занимается Экономический и Социальный Совет ООН – главный орган, отвечающий за координацию экономической и социальной деятельности Организации и учреждений, входящих в систему ООН. В него входят 54 страны, избираемые от всех регионов. В сферу компетенции Совета входит рассмотрение международных экономических и социальных проблем, а также создание благоприятных условий для социально-экономического прогресса и развития. Совет был учреждён в 1946 году ООН в качестве центрального форума для обсуждения таких проблем и разработки соответствующих политических рекомендаций.

Основные функции и полномочия Экономического и Социального Совета:

- служит главным форумом для обсуждения международных социально-экономических вопросов;

- содействует повышению уровня жизни, обеспечению полной занятости и социально-экономическому прогрессу;

- оказывает помощь в решении международных социально-экономических проблем и вопросов охраны здоровья людей и способствует международному сотрудничеству в сфере культуры и образования.

Экономический и Социальный Совет организует регулярные консультации с ведущими учёными, представителями делового мира и членами более чем 3 200 зарегистрированных неправительственных организаций. Но самое крупное мероприятие Совета проходит летом – ежегодно в июле проводится основная сессия Совета продолжительностью в четыре недели. Сессия проводится поочерёдно в Нью-Йорке и Женеве и состоит из пяти этапов:

- этап заседаний высокого уровня,

- этап координации,

- этап, посвящённый оперативной деятельности,

- этап по гуманитарным вопросам,

- общий этап, который охватывает как глобальные проблемы, так и вопросы технического и административного характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: