План лекции:
1. Игра – понятие, задачи, виды.
2. Коллективно-творческое дело:
а) этапы подготовки и проведения КТД
б) алгоритм проведения КТД
3. Чередование творческих поручений.
4. Игровые тренинги
Список основных терминов:
Игра. Коллективно-творческое дело. Чередование творческих поручений. Микрогруппа.
Игра – понятие, задачи, виды.
Игра – общение, эмоциональное состояние, средство развития индивидуальных качеств личности, метод организации, сплочения коллектива, фактор формирующий внутренний мир человека, это интересно, это именно то, что даст возможность взрослым, сделать отдых ребенка настоящим праздником. Игра – это не имитация жизни, это серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Фактически становясь участником игры, ребенок пробует себя в различных социальных ролях. Участвуя в различных играх, он выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Таким образом, игра становится фактором социального развития личности.
Задачами игры является:
- развитие – физическое, духовное, интеллектуальное, социальное, творческое, коммуникативных навыков и умений;
- досуг, организация которого стимулирует развитие; целесообразный, вариативный, праздничный, эмоциональный;
- оздоровление – природосообразное, позволяющее использовать все имеющиеся возможности природно-климатических, естественно-географических условий.
Виды игр:
1. Игры в кругу («Телеграмма», «Арам-шим-шим», «Дядя Абрам», «Чуки до пшоду»).
2. Игры на знакомство («Снежный ком», «Американский студент», «Скульптура»
3. Игры с залом («Дождик», «Гол – мимо», «Светофор», «Мы на ярмарку ходили»,)
4. Подвижные спортивные игры («Хвост дракона» «Птички на дереве»)
5. Игры в воде («Баба села на горох», «Тритоны», «Цапля и лягушка»
2. Коллективно-творческое дело.
Методика коллективной творческой деятельности является частью «коммунарской методики» И.П. Иванова, разработанной им в 1957 г. в Доме пионеров Фрунзенского района г. Ленинграда и впоследствии развитой в ряде научных работ. Эта методика стала одной из самых распространенных форм организации совместной деятельности взрослых и детей. Идея КТД проста: дети сами ищут дела по душе, сами делают выбор, сами их планируют (придумывают, режисируют) при деятельном участии вожатого. Вожатый по ходу подготовки только помогает в реализации планов, передает свой опыт. КТД тогда ценно, когда в нем каждому члену коллектива находится дело по душе.
А) Этапы подготовки и проведения КТД
Структура каждого коллективного-творческого дела определяется шестью стадиями коллективного творчества:
1. Предварительная работа коллектива. На этой стадии руководитель и члены коллектива определяют конкретные воспитательные задачи данного КТД, намечают свои действия, необходимые для выполнения этих задач (что лучше сделать? Для кого? Когда? Где? Кто будет участвовать? Кому быть организатором?)
2. Коллективное планирование. Планирование начинается в микрогруппах, постоянных или временных объединениях. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, тем самым вырабатывается мнение микрогруппы.
3. Коллективная подготовка. Создается совет дела, в который входят представители микрогруппы. Совет дела действует только во время подготовки и проведения данного КТД. Каждый участник коллектива получает задание.
4. Проведение коллективно-творческого мероприятия. Мероприятие состоит из разбивки, хода, награждения.
5. Коллективное подведение итогов. Происходит на общем сборе, которому может предшествовать первичный опрос-анкета, содержащая первичные вопросы, задачи на размышление: что у нас было хорошо и почему? Что не удалось осуществить и почему? Что предлагаем на будущее?
6. Ближайшее последствие КТД. На этой стадии воспитатели выстраивают дальнейшие перспективы развития и использования КТД.