Система диагностики в лагере необходима для изучения интересов и склонностей детей, для изучения складывающихся взаимоотношений в коллективе, влияния этих взаимоотношений на развитие личности ребенка. Обладая вышеперечисленными данными, вожатый может спрогнозировать дальнейшее развитие ребенка, выстроить индивидуальную траекторию его личностного развития.
Прежде, чем приступать к общению и взаимодействию с детьми, руководителю временного детского коллектива нужно как можно больше узнать о своих непосредственных воспитанниках. Для этого он должен умело собрать необходимую и достаточную информацию о них, проанализировать ее, т.е. провести педагогическую диагностику личности детей, с которыми ему предстоит вместе прожить летнюю смену в лагере. Педагогическая диагностика направлена на изучение результатов развития личности ребенка, поиск причин этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса.
Целью педагогической диагностики являетсяполучение представлений о возможностях, способностях, интересах, уровне интеллектуального и нравственного развития, творческого потенциала детей - участников смены. Познав те или иные стороны личности ребенка, вожатый может спрогнозировать его дальнейшее развитие, установить, какие интересы, мотивы, ценностные отношения, способности, нравственные качества следует стимулировать, а какие - устранять. Диагностика необходима при:
|
|
- учете возрастных и других индивидуальных особенностей детей в ходе планировании и организации коллективных дел;
- анализе полученных результатов для помощи в раскрытии лучших способностей детей;
- отборе педагогических средств для стимулирования и коррекции норм отношений и поведения детей;
- изучении результативности собственной педагогической деятельности.
Проводя педагогическую диагностику, нужно неукоснительно следовать ряду правил:
1. Соблюдение скрытой педагогической позиции по отношению к детям, о которых хотите получить педагогически значимую информацию.
2. Воспитанники имеют право отказаться отвечать на вопросы.
3. При использовании любой диагностической методики нельзя никаким образом влиять на выбор ответов: ни интонацией, ни указанием, ни пояснением инструкции или задания.
4. Необходимо создавать условия максимально возможной автономности воспитанника во время его диагностирования, сохранение анонимности полученных показателей
5. Учет возрастных особенностей, понимание вопросов, заданий для выполнения.
6. Формулировка вопросов, удобная для обработки результатов.
|
|
7. Проведение различных опросов в удобное для подобной работы время (желательно утреннее или дневное) и в удобном месте (возможность сидеть за столом, возможность самостоятельно отвечать на вопросы).
8. Основным диагностическим методом в практике руководителя детского коллектива должно быть наблюдение за поведением, деятельностью, поступками, общением. Соотнесение результатов наблюдения и диагностики позволит получить объективную картину.
Используемые диагностические методики должны отвечать следующим требованиям:
- простота проведения и обработки результатов исследования;
- непродолжительность процедуры по времени и неутомительность для детей;
- наличие элементов занимательности (желательные игровые формы).
Используемые методики диагностики коллектива и личности ребенка должны быть возрастосообразны. Для детей младшего возраста возможно использование методов сказки, игр, незаконченных предложений, цветопись. Описание ребенком происходящих событий, ролей которые он приписывает своим героям; предметы, которые он изображает, дают возможность судить о его ценностях, развитии мышления, воображении, речи. По рисункам на темы «Я», «Я и мои друзья»; «Что я больше всего люблю», «Моя семья» и другие, иллюстрациям к сказкам можно получить информацию о самочувствии ребенка, степени развития его самосознания. Для детей среднего и старшего школьного возраста можно использовать методы анкетирования, тесты, дискуссии, помогающие открыть себя, познать свой характер, свои возможности, особенности психических процессов.
В смене осуществляется 4 вида диагностики:
1. Предварительная диагностика проводится в организационный период с целью выявления индивидуальных особенностей детей и корректировки поставленных целей и задач.
2. Текущая диагностика проводится в основной период с целью определения степени успешности в достижении целей, возможны корректировки методов, путей и средств их достижения.
3. Итоговая диагностика проводится в итоговый период смены с целью определения степени совпадения поставленных целей и задач с результатами деятельности.
4. Проблемная диагностика проводится в случае возникновения проблемной ситуации, относящейся к коллективу в целом или к отдельному ребёнку, с целью корректировки данной ситуации.
Существуют следующие виды диагностики в лагере:
Предварительная диагностика
Предварительная диагностика проводится до начала смены или в организационный период. Основная цель: выявить интересы и ожидания детей; выявить индивидуальные личностные особенности с последующим учетом их при работе по педагогической программе.
Формы:
- анкета родителей (для изучения особенностей детей, привычек, характера);
- анкета детей (изучение интересов, ожиданий);
- медицинская карта (информация о состоянии здоровья и противопоказаниях);
- диагностические упражнения для изучения потребностей, ценностей и ожиданий ребенка в течение лагерной смены;
- диагностические методики (изучение сферы интересов).
Текущая диагностика
Текущая диагностика проводится в основной период. Основная цель: отслеживать эмоциональное состояние и развитие детей в течение смены. Если есть необходимость – корректировка программы с учетом полученных данных.
Формы:
- опросники, тесты;
- анкета ежевечерняя;
- цветопись;
- наблюдение;
- игровые формы;
- игровые тренинги;
- наблюдение;
- беседы.
Итоговая диагностика
Итоговая диагностика проводится в заключительный период смены. Основная цель: соотнести полученные результаты с целями и задачами программы; подвести итоги реализации программы.
Формы:
- анкета (подведение итогов смены);
- социометрия и др. методики.
|
|
Проблемная диагностика
Проблемная диагностика проводится в случае возникновения проблемной ситуации. Основная цель: выявить проблемы во взаимоотношениях в коллективе в целом или коллектива с отдельным ребенком с последующим выходом из данной ситуации.
Формы:
- наблюдение;
- беседа.