Виды и система диагностики в ДОЛ

 Система диагностики в лагере необходима для изучения интересов и склонностей детей, для изучения складывающихся взаимоотношений в коллективе, влияния этих взаимоотношений на развитие личности ребенка. Обладая вышеперечисленными данными, вожатый может спрогнозировать дальнейшее развитие ребенка, выстроить индивидуальную траекторию его личностного развития.

Прежде, чем приступать к общению и взаимодействию с детьми, руководителю временного детского коллектива нужно как можно больше узнать о сво­их непосредственных воспитанниках. Для этого он должен умело собрать необходимую и достаточную информацию о них, проанализировать ее, т.е. провести педагогическую ди­агностику личности детей, с которыми ему предстоит вме­сте прожить летнюю смену в лагере. Педагогическая диагностика направлена на изучение результатов развития личности ребенка, поиск причин этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса.

Целью педагогической диагностики являетсяполучение представлений о возможностях, способностях, интересах, уровне интеллектуального и нравственного развития, творческого потенциала детей - участников смены. Познав те или иные стороны личности ребенка, вожатый может спрогнозировать его дальнейшее раз­витие, установить, какие интересы, мотивы, ценнос­тные отношения, способности, нравственные каче­ства следует стимулировать, а какие - устранять. Диагностика необходима при:

- учете возрастных и других индивидуальных особенностей детей в ходе планировании и организации коллективных дел;

- анализе полученных результатов для помощи в раскрытии лучших способностей детей;

- отборе педагогических средств для стимулирования и коррекции норм отношений и поведения детей;

- изучении результативности собственной педагогической деятельности.

 

Проводя педагогическую диагностику, нуж­но неукоснительно следо­вать ряду правил:

1. Соблюдение скрытой педагогической позиции по от­ношению к детям, о которых хотите получить педаго­гически значимую информацию.

2. Воспитанники имеют право отказаться отвечать на вопросы.

3. При использовании любой диагностической методики нельзя никаким образом влиять на выбор ответов: ни интонацией, ни указанием, ни пояснением инструкции или задания.

4. Необходимо создавать условия максимально возмож­ной автономности воспитанника во время его диагностиро­вания, сохранение анонимности полученных по­казателей

5. Учет возрастных особенностей, понимание вопросов, заданий для выполнения.

6. Формулировка вопросов, удобная для обработки результатов.

7. Проведение различных опросов в удобное для подобной работы время (желательно утреннее или дневное) и в удобном месте (возможность сидеть за столом, возможность самостоятельно отвечать на вопросы).

8. Основным диагностическим методом в практике руководителя детского коллектива должно быть наблюдение за поведени­ем, деятельностью, поступками, общением. Соотнесение результатов наблюдения и диагностики позволит получить объективную картину.

    Используемые диагностические методики должны отвечать следующим требованиям:

- простота проведения и обработки результатов исследования;

- непродолжительность процедуры по времени и неутомительность для детей;

 - наличие элементов занимательности (желательные игровые формы).

 

Используемые методики диагностики коллектива и личности ребенка должны быть возрастосообразны. Для детей младшего возраста возможно использование методов сказки, игр, незаконченных предложений, цветопись. Описание ребенком происходящих событий, ролей которые он приписывает своим героям; предметы, которые он изображает, дают возможность судить о его ценностях, развитии мышления, воображении, речи. По рисункам на темы «Я», «Я и мои друзья»; «Что я больше всего люблю», «Моя семья» и другие, иллюстрациям к сказкам можно получить информацию о самочувствии ребенка, степени развития его самосознания. Для детей среднего и старшего школьного возраста можно использовать методы анкетирования, тесты, дискуссии, помогающие открыть себя, познать свой характер, свои возможности, особенности психических процессов.

 

В смене осуществляется 4 вида диагностики:

1. Предварительная диагностика проводится в организационный период с целью выявления индивидуальных особенностей детей и корректировки поставленных целей и задач.

2. Текущая диагностика проводится в основной период с целью определения степени успешности в достижении целей, возможны корректировки методов, путей и средств их достижения.

3. Итоговая диагностика проводится в итоговый период смены с целью определения степени совпадения поставленных целей и задач с результатами деятельности.

4. Проблемная диагностика проводится в случае возникновения проблемной ситуации, относящейся к коллективу в целом или к отдельному ребёнку, с целью корректировки данной ситуации.

 

Существуют следующие виды диагностики в лагере:

Предварительная диагностика

Предварительная диагностика проводится до начала смены или в организационный период. Основная цель: выявить интересы и ожидания детей; выявить индивидуальные личностные особенности с последующим учетом их при работе по педагогической программе.

Формы:

- анкета родителей (для изучения особенностей детей, привычек, характера);

- анкета детей (изучение интересов, ожиданий);

- медицинская карта (информация о состоянии здоровья и противопоказаниях);

- диагностические упражнения для изучения потребностей, ценностей и ожиданий ребенка в течение лагерной смены;

- диагностические методики (изучение сферы интересов).

 

Текущая диагностика

Текущая диагностика проводится в основной период. Основная цель: отслеживать эмоциональное состояние и развитие детей в течение смены. Если есть необходимость – корректировка программы с учетом полученных данных.

Формы:

- опросники, тесты;

- анкета ежевечерняя;

- цветопись;

- наблюдение;

- игровые формы;

- игровые тренинги;

- наблюдение;

- беседы.

 

Итоговая диагностика

Итоговая диагностика проводится в заключительный период смены. Основная цель: соотнести полученные результаты с целями и задачами программы; подвести итоги реализации программы.

Формы:

- анкета (подведение итогов смены);

- социометрия и др. методики.

 

Проблемная диагностика

Проблемная диагностика проводится в случае возникновения проблемной ситуации. Основная цель: выявить проблемы во взаимоотношениях в коллективе в целом или коллектива с отдельным ребенком с последующим выходом из данной ситуации.

Формы:

- наблюдение;

- беседа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: