Государственный бюджет и его сбалансированность

Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функции государства и местного самоуправления.

С финансовой точки зрения бюджет - это основа государственных финансов, который выражает экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода для обеспечения задач и функций государства.

С материальной точки зрения - это денежный фонд страны, а также финансовый план страны и закон.

 Необходимость бюджета вызвана государственные устройством. Бюджет является основой функционирования средств государства в целом, а также его национально-государственных и административно-территориальных образований. Это единственный источник денежных средств, находящихся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной и муниципальной власти. Централизация денежных средств в бюджетах позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредотачивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, обеспечивает проведение единой государственной, экономической и финансовой политики.

За счет средств бюджета государство претворяет в жизнь намеченный мероприятия: финансирование социально-культурных мероприятии, поддержание экономики страны, осуществление обороны страны, содержание органов управления, создание финансовых резервов, погашение и обслуживание государственно­го долга и др.

Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через его функции. Выделяют следующие функции бюджета:

1) Распределительная. Основным объектом бюджетного распределения и перераспределения является чистый национальный продукт, получаемый в обществе. Между тем это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части национального богатства. Благодаря распределительной функции бюджета происходит концентрация денежных средств в руках государства и их дальнейшее использование с целью удовлетворения общественных потребностей.

2)   Стимулирующая. Государственный бюджет выступает как инструмент государственного регулирования. Путем предоставления из бюджета дотации, субсидии, налоговые льготы и т.п.

3. Контрольная функция заключается в том, что при формировании государственных доходов финансовый контроль осуществляется за правильностью взимания различных видов налогов, мобилизацией других источников доходов, соблюдением установленных пропорций между ними, определением налоговой базы, формами льготного налогообложения, сроками поступления доходов. При расходовании бюджетных средств контролируются эффективность их использования, их соответствие целевому назначению.

Доходы бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.

Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие расходов доходами. Превышение доходов над расходами называется профицитом бюджета. Наоборот, превышение расходов над доходами дефицитом бюджета. Обычно дефицит считается более сложным явлением. Как временный бюджетный дефицит рассматривается, если имеется перспектива его преодоления, и он составляет не более 3% от ВВП. Если бюджетный дефицит составляет 10% от суммы доходов, то это допустимый бюджетный дефицит, а если свыше 20% от доходов – критический.

Основными причинами бюджетного дефицита отдельных стран экономисты объединяют в три группы:

1) Дефицит вызван необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. Это государственное регулирование экономических процессов согласно теории Кейнса.

2) Дефицит вызван чрезвычайными обстоятельствами(войны, крупные стихийные бедствия и т.п.

3) Дефицит вызван кризисными явлениями в экономике. Наиболее сложная ситуация в стане когда правительство не способно держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Источники финансирования бюджетного дефицита в РФ:

1. Государственные займы (внутренние и внешние).

2. Кредиты от кредитных организаций (банков).

3. Денежная эмиссия (законодательно запрещена в РФ). Используется в крайних мерах, является непопулярной, так как приводит к инфляции.

4. С 2003 года в РФ создается стабилизационный фонд, который является часть средств федерального бюджета, образуется за счет разницы в ценах на нефть. С 2008 года делится на резервный фонд и фонд национального благосостояния. Используется в целях сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели.

 16(13)Сущность и функции государственного кредита

Государственный кредит - совокупность экономических денежных отношений между государством и физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита, и несет черты как тех, так и других.

В качестве финансового звена он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов. Но имеется ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, в частности, налогов. В отличие от налогов он, во-первых, имеет добровольный характер, во-вторых, налоги движутся в одну сторону от плательщика в бюджет, а кредит имеет возвратный характер.

В отличие от банковского кредита тоже имеет свои особенности, хотя он действует на тех же принципах: срочность, платность, возвратность, но государственный кредит отличие в обеспеченности возврата кредита. Если в банковском кредите обеспечением является конкретное имущество, то государственный кредит обеспечивается всей государственной собственностью, но без выделения конкретных объектов обеспечения. И в отличие от банковского кредита госкредит не имеет конкретного целевого характера, так как направляется в целом для покрытия текущих расходов.

Функции государственного кредита непосредственно вытекают из его сущности:

1) Распределительная функция — проявляется в перераспределении части вновь созданной стоимости на особых принцип; срочности, возвратности, платности, целевого назначения. С переходом России к рынку со стороны государства участниками кредитных отношений стали субъекты Федерации, местные органы власти. Их контрагентами выступают резиденты и нерезиденты, юридические и физические лиц для государства или субъекта Федерации - иные государства международные финансово-кредитные организации и т. п.

2) Регулирующая функция - имеет экономическую и социальную стороны. Экономическая проявляется в формировании основ общественно-экономических пропорций. Она осуществляется через поддержку и стимулирование развития отдельных отраслей предприятий, территорий путем выделения им целевых кредитов. Социальная сторона связана с обеспечением воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы, создания рабочих мест и снятия социальной напряженности.

3) Функция учета и контроля за целевым и рациональным использованием средств, привлекаемых и выделяемых государством. Необходимость контроля вытекает из самой природы кредита.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: