Реформы духовных учебных заведений

Реформа 1867 года явилась новым этапом в цепи преобразований, связанных с духовными учебными заведениями. До этого, как отмечалось выше, обучение в семинарии носило сословный характер. В стенах духовной школы обучались большей частью дети духовенства. Это накладывало определенный отпечаток на цель, к которой была призвана семинария – воспитание и подготовка её воспитанников к пастырскому служению. Однако реформа, проведенная при обер-прокуроре Святейшего Синода графе Д.А. Толстом[47], изменила направленность образования в семинариях – теперь она готовила людей, которые не только происходили из разных сословий, но могли, не окончив полного курса обучения, поступать в высшие светские учебные заведения. Это оставило свой отпечаток как на Уставе семинарии, так и на специфике предметов, изучавшихся в ней. Понятно, что такое положение вещей не улучшило уровень российского духовного образования, но вообще испортило систему духовного образования, имеющего свои цели и задачи, чуждые всякого влияния извне. Мы видели, что такие попытки (еще с момента организации цифирных школ) предпринимались ранее, но тогда было только становление системы духовного образования, а теперь, когда так ясны были ориентиры, куда надо устремлять это образования, нововведения привели к искажению смысла этого образования. «Церковная система образования не может и не должна заменить собою образования светского»[48]. Одним из «достижений» этой реформы явилось то, что семинария (имея хороший научно-педагогический базис) стала отвечать не задачам Церкви, а государства.

Д.А. Толстой в 1879 году, увидев плоды собственного необдуманного нововведения, попробовал изменить сложившуюся ситуацию запретом на поступление в Университеты, но время было уже упущено. Значительная часть воспитанников семинарии уже не хотела видеть себя в священном сане. Такие ученики оказывались тяжелым бременем для семинарии.

Следующая реформа 1884 года, изменившая порядок преподавания и количество предметов, изучавшихся в семинариях, не смогла решить накопившихся проблем, а только усугубила сложившуюся к тому времени обстановку в духовных школах. С.Д. Яхонтов пишет в своих воспоминаниях: «Новым уставом и дальнейшими циркулярами и распоряжениями и разъяснениями дело семинарского образования и воспитания толкалось к накоплению взрывного недовольства и к упадку учебы. Мне, проживавшему полстолетия в среде семинарской жизни, особенно было заметно к концу 19 века измельчание трудоспособности семинаристов»[49].

Обучение.

На фоне всех этих преобразований попробуем рассмотреть жизнь Рязанской духовной семинарии с различных сторон. И первое, что необходимо рассмотреть – это обучение и проживание всех участников педагогического процесса духовной школы.

Так, за учебной частью в семинарии наблюдал ректор. Он устанавливал методы преподавания и следил за успехами учеников. В методике Устав приписывал ученикам проявлять инициативу в изучении предметов, а учителям воздерживаться от простой диктовки. В 1814 году в семинарию были высланы конспекты, в которых указывалась программа обучения, а также пособия на русском и иностранных языках для данного предмета.

До 1825 года в семинарии было три отделения (класса) с двухгодичным курсом: высшее, среднее и низшее. Основными предметами семинарского образования считались: богословие, философия и словесность, по которым и классы назывались – высшее отделение богословским, среднее – философским, низшее – риторикой. На эти предметы отводилось большее число уроков; они преподавались в основном на латинском языке.

В богословском классе изучались следующие предметы:

1) герменевтика, 2) догматическое богословие, 3) нравственное богословие, 4) церковная археология (преподавалась с 1816 по 1822 годы и в 1840 году), 5) пастырское богословие. 6) церковная история – общая и русская; также прочитывалась книга "О должностях пресвитеров", а в 1829 – 1830 и в 1837 – 1840 годах ее учили наизусть.

В философском классе:

1) философия: a) логика, b) метафизика, c) естественное богословие, d) нравственная философия;

 2) математика: a) алгебра, b) геометрия, c) тригонометрия, d) математическая география (до 1826 года);            

3) пасхалия;

4) физика;

5) библейская история (с 1839 года).

В риторическом классе:

1) словесность: a) риторика, b) церковное красноречие, c) пиитика;

2) гражданская история – всеобщая и русская.

Кроме того, во всех классах изучались:

1) чтение и изъяснение Священного Писания; 2) греческий язык.

Французский и немецкий языки изучались учениками по выбору, и их преподавали в низшем и среднем отделениях, а еврейский язык преподавали ученикам высшего отделения и всем желающим из среднего отделения. Из списков учеников видно, что большинство студентов записывалось на изучение французского языка, чем на изучение немецкого. Это объясняется схожестью французского языка с латинским языком.

Воспитанникам, окончившим семинарию, выдавались аттестаты, а уволенным и исключенным – сначала также давались аттестаты, но с 1821 года по предписанию академического правления – свидетельства. Аттестаты меняли тем воспитанникам, которые после окончания семинарии пересдавали экзамены на высший разряд.

Правление семинарии и преподавательский коллектив смотрели на дело обучения серьезно. Объективность, с которой выставлялись отметки, видна по тому количеству воспитанников, которые проходили повторный курс обучения или отчислялись. Так, например, в 1907-08 учебном году проходившие с 10 мая по 15 июня экзамены показали следующее: окончило полный семинарский курс на двух отделениях 6 класса 90 человек: 23 со званием студента и 67 вторым разрядом. Оставлено на повторное обучение в разных классах 78 учеников. Уволено (исключены) после экзаменов и переэкзаменовок в августе 42 человека[50].

На основании Указа Священного Синода от 30 мая/3 июня 1866 года правление семинарии открыло иконописный класс, руководителем которого был назначен рязанский художник Николай Шумов. Для размещения иконописной мастерской, семинарским начальством были выделены комнаты на третьем этаже семинарского корпуса. Занятия проходили по вторникам, четвергам и воскресеньям с 19 до 20 часов. Ученики 1-го разряда низшего отделения семинарии обязывались посещать эти занятия. Остальные ученики присутствовали на уроках иконописи по желанию[51].

К окончанию текущего 1865-66 учебного года Святейший Синод предписал прекратить преподавание медицины, сельского хозяйства и естественной истории, но с наступлением следующего учебного года предписал позаботиться об открытии «…повсеместно в Семинариях класса Педагогики, с учреждением при оных, в возможно непродолжительном времени, воскресных школ, для практического ознакомления воспитанников с педагогическими приемами…»[52].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: