Содержание воспитанников

Кроме своекоштных воспитанников (то есть оплачивающих обучение из собственных доходов), которые в Рязанской семинарии всегда составляли большинство, были или полнокоштные и полукоштные (то есть пользующиеся казенным содержанием), или пансионеры и полупансионеры (своекоштные ученики, жившие в общежитии и платившие за это определенную сумму), или пользовавшиеся пособиями.

По штатам 1820 года было назначено 100 полнокоштных мест, а полукоштных не положено. Но семинарское правление для обеспечения большего числа учеников делило полный кошт пополам. На штатное казенное содержание принимались или сироты, или самые бедные из воспитанников. Впрочем, исключение делалось для лекторов и иногда для архиерейских певчих. Семинарское правление принимало на казенное содержание самых бедных учеников училищ, проявивших усердие к изучению научных дисциплин и отличавшихся хорошим поведением. Если же успеваемость была низкая, то просящим отказывали в приеме на казенное содержание, несмотря на их бедность. В 1817 году семинарское правление поставило эконому в обязанность доносить о малоуспевающих учениках, чтобы лишать их казенного содержания.

С возрастанием числа учащихся, увеличивалось и количество бедных воспитанников. Поэтому правление семинарии начало испытывать денежные трудности. В 1829 году по ходатайству преосвященнейшего Григория (Постникова) штат казенных учеников семинарии был увеличен на 30 окладов за счет немноголюдной Астраханской семинарии. При преосвященнейшем Григории правление держалось правила не принимать на полное казенное содержание более 100 учеников и отказывало в приеме даже действительно нуждающимся, но его преемник преосвященнейший Евгений (Казанцев), при котором штат казенных воспитанников был увеличен до 190 человек, приказал принимать на казенное содержание и сверх штата. Этот владыка всегда принимал самое живое участие в обеспечении бедных учеников всем необходимым.

Вследствие того, что не хватало помещений, правление иногда выдавало ученикам вместо казенного содержания деньги, положенные по штату, если ученик соглашался жить у родственников. Но как не заботилось семинарское правление и епархиальное управление о содержании сирот и бедных учеников, все-таки оно не могло удовлетворить нужд всех воспитанников. Так, в 1840 году некоторые сироты были приняты только на полукоштное содержание.

На основании "Положения о способах к улучшению состояния духовенства", вышедшего в 1829 году, выпускники обязывались не менее 4-х лет находиться в ведении духовного ведомства. Те же, кто хотел перейти на светскую службу, должны были сообщить об этом в философском классе, после чего они лишались казенного содержания. Поэтому из казеннокоштных учеников немногие заявляли о желании перехода на светскую службу. Своекоштные ученики могли поступать в семинарию пансионерами или полупансионерами. Их принимали в общежитие, а их родственники платили за это определенную сумму. Из вышесказанного видно, что некоторые воспитанники находились на казенном содержании, другие – за счет привлечения иных средств.

Так, наиболее способных учеников правление назначало на должность лекторов. И за это начисляло им пособие, которое в зависимости от усердия и бедности ученика составляло от 40 до 100 рублей в год.

Другим способом содержания бедных учеников было закрепление за воспитанником священнического места, доходы с которого шли на его нужды. При зачислении места епархиальные архиереи особое внимание уделяли рекомендации просителя, а также успехам его познаний не только в богословии, но и в изучении устава и церковного пения. Но наиболее распространенным способом содержания было то, что семинаристы в свободное от занятий время подготавливали детей частных лиц к поступлению в гимназию. За что получали определенную плату.

Верхней одежды, по уставу, воспитанникам семинарии не полагалось. Но некоторые из учеников имели свои фризовые шинели. Каждому из полнокоштных воспитанников выдавали сюртук, жилет с панталонами и шлафрок (летняя одежда). Сюртук служил и летней и зимней одеждой, его шили из сукна темного или темно-серого (1817 год), темно-синего (1822 год), темно-зеленого (1827 год) и синего (1835 год) цвета. Кроме того, полнокоштным ученикам полагались суконный картуз, полотянной платок, две пары сапог, три сорочки с тремя кальсонами, и иногда выдавались перчатки. Но бывало, что семинарское начальство делало отступление от положенной нормы выдаваемых вещей. Так, например, с 1831 года одни новые сапоги заменили четырьмя парами подметок. И вопреки предписаниям устава, зимние сюртуки. жилеты и панталоны были сшиты ученикам только в 1830 году при ректоре архимандрите Арсении.

По окончании семинарии выданную форму нужно было сдавать. Эту одежду правление выдавало самым бедным полукоштным ученикам. если они проявляли прилежание в изучении предметов. А бедных учеников в семинарии было всегда много. Так, из-за отсутствия обуви некоторые ученики могли несколько недель не посещать занятия.

Должности и поручения, возлагаемые на учащихся.

Многие воспитанники назначались семинарским правлением на исполнение различных должностей. Среди таких должностей были: старшие над учениками, проживающими в городе на квартирах, письмоводители семинарского правления, певчие архиерейского и семинарского хоров, лекторы и т. д.

Иногда семинаристы исполняли и особые поручения. Так, в июне 1834 года Рязанское губернское правление просило семинарское правление прислать семинариста, который владел бы несколькими иностранными языками, для составления описи книг. Семинарским правлением для этого отправлен был ученик среднего отделения Иван Антизитров. Однако посторонние занятия, возлагаемые на воспитанников, отрицательно сказывались на учебном процессе.

Смена фамилий.

С разрешения семинарского начальства ученики или по настоянию родителей, или по собственному желанию сменяли свою фамилию. А иногда и само начальство назначало фамилию ученику. Можно привести следующие примеры: ученик богословия Иван Сараев переменил свою фамилию на Воскресенский (1822 год); ученик богословия Иван Кобальский – на Богословский (1823 год); ученик словесности Михаил Злобин просил дать ему фамилию Гомеров, но правление назначило ему фамилию Добронравов. Вследствие этого в канцелярии семинарии начали возникать затруднения при справках об учениках братьях, имеющих разные фамилии. Поэтому в 1824 году правление семинарии предписало давать одинаковую фамилию братьям. А преосвященнейший Евгений (Казанцев) вообще запретил ученикам менять фамилии, поэтому с сороковых годов XIX века нет ни одного случая перемены фамилий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: