Нравственное воспитание учеников

По уставу, контроль за нравственным воспитанием студентов осуществлял инспектор семинарии. Но так как он один не мог наблюдать за таким количеством семинаристов, то была утверждена должность старших и их помощников. Старших избирали из учеников богословского класса, а их помощников – из философского. В руководство старшим давалась инструкция, в которой излагались их права и обязанности. Первая инструкция была составлена в 1818 году инспектором Г. Полотебновым и называлась "Начертание должности старшаго". По этой инструкции старший должен был наблюдать: за соблюдением распорядка дня и благопристойным поведением семинаристов как в комнате и классе, так и вне стен семинарии. Также старшие следили за тем, чтобы студенты вычитывали в комнатах утренние и вечерние молитвы, а также несколько глав из Священного Писания (в будни – две главы из Ветхого и одну из Нового Завета; а в воскресения и праздничные дни – три главы из Ветхого и две главы из Нового Завета). Им предписывалось следить за чистотой комнат. В случае болезни семинариста старший немедленно должен был доносить об этом инспектору. Каждый день старший докладывал инспектору о всех происшествиях.

Семинарское правление назначало на должность старшего лучших по поведению и успеваемости учеников, но многие из них не соответствовали этому званию. Так, в 1818 году инспектор подал в правление записку об исключении старшего ученика Ф. К. из семинарии. После рассмотрения дела ученика исключили. Но из консистории пришел запрос: какие были проступки у этого ученика и какие меры употреблялись на его исправление? Семинарское правление в докладе отвечало: "бывший старшим ученик Ф. К. в сентябрьскую треть замечен в грубости к начальству и в склонности к пьянству, за что и отрешен был от должности старшаго; впоследствии делал еще важнейшие проступки; 7 мая пришел в 10 часу ночи и в нетрезвом виде, за что содержим был под стражею целые сутки. 4 июня при отобрании сертуков он сертука не отдал и в присутствии старшаго обругал все сем. начальство; инспектору наговорил лично множество грубостей даже в столовой при учениках"[58].

В декабре 1829 года по распоряжению академического правления была учреждена постоянная должность помощника инспектора. Поводом к этому послужил трагический случай в Киевской семинарии, где ученик Чепурковский нанес ножом смертельную рану своему товарищу. Вследствие этого в 1830 году вышел императорский указ о том, чтобы семинарское и епархиальное начальства усилили контроль за воспитанниками. Поэтому семинарское правление постановило:

"а) инспектору с помощником подтвердить выписками из Журнала. чтобы они, не довольствуясь частными замечаниями внешних поступков учеников, сколько возможно тщательнее проникали в дух и характер их. стараясь открывать внутреннее начало и побуждения, по коим в том или другом случае что сказано, или сделано ими; б) чтобы обратили бдительное внимание на домашний образ мыслей и поступков учеников. употребляя к тому добросовестных старших и поставя сим в обязанность ежемесячно доносить не только о важных поступках, но и о маловажных спорах между собою, грубых шутках, взаимных сношениях, добрых или предосудительных наклонностях и т. под.; в) чтобы отныне навсегда прекратить самовольные отлучки учеников без предварительной записи в ежедневных журналах старших с обозначением: кто, куда и на сколько времени желает отлучиться, – и с отметкою старших: в срочное ли время и в каком виде кто возвратился в семинарский корпус, или на квартиру; г) чтобы увеличи число старших, так чтобы на каждаго старшаго приходилось не более 20-ти человек, если квартиры малолюдные и разделены значительным пространством, – и не более пяти квартир. если многолюдные; д) чтобы на осмотре ученич. квартир, по усмотрению, иных учеников перевели на новые более благонадежные квартиры; е) чтобы в рекомендациях учеников каждаго в продолжении года старались показать с хорошей или дурной стороны, так чтобы никто не оставался под сомнением, или неопределенным в характере; ж) для большей точности в определении характеров принимали бы в соображение сведения от профессоров, как имеющих более случаев и удобности замечать нравственные свойства своих учеников"[59].

Однако вовлечение детей в различного рода деятельность всегда сказывалось на их моральном облике. Вот один из таких примеров. В воскресные дни Великого поста 1908 года в актовом зале семинарии проходили собеседования рязанского епархиального миссионера И.П. Строева с известным старообрядческим начетчиком - Д.С. Варакиным. Эти прения вызывали огромный интерес и собирали тысячную аудиторию слушателей. Не смотря на то, что эти беседы занимали продолжительное время (начинались в 18 часов и заканчивались за полночь), многие ученики 6 класса вели их подробную стенографическую запись[60]. Также по воскресным дням в семинарии проходили для всех желающих религиозно-нравственные чтения. Воспитанники семинарии принимали в них самое деятельное участие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: