Информационные потоки в логистике

2. Информационные системы в логистике

3. Виды информационных систем

4. Принципы построения информационных систем в логистике

5. Информационные технологии в логистике

6. Использование в логистике технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов

7. Маркировка грузового пакета

Поток представляет собой совокупность объектов, воспринимаемую как единое целое, существующую как процесс на некотором временном ин­тервале и измеряемую в абсолютных единицах за определенный период вре­мени.

Объектом исследования, управления, управления и оптимизации в ло­гистике является материальный поток. Информационные, финансовые, сер­висные потоки (так называемые потоки, сопутствующие материальному) рассматриваются в подчиненном плане как генерируемые исследуемым ма­териальным потоком.

Но роль информационно-компьютерной поддержки логистического менеджмента трудно переоценить. Современное состояние логистики во многом определяется бурным развитием и внедрением во все сферы бизнеса информационно-компьютерных технологий. Реализация большинства логи­стических концепций (систем) была бы невозможна без использования быст­родействующих компьютеров, локальных вычислительных сетей, телеком­муникационных систем и информационно-программного обеспечения. Зна­чение информационного обеспечения логистического процесса настолько важно, что многие специалисты выделяют особую информационную логи­стику, имеющую самостоятельное значение в бизнесе и управлении инфор­мационными потоками и ресурсами.

Информационным потоком называется поток сообщений в речевой, до­кументной (бумажной и электронной) и другой форме, генерируемый исход­ным материальным потоком в рассматриваемой логистической системе, ме­жду звеном логистической системы или логистической системой и внешней средой, и предназначенный для реализации управляющих функций. Класси­фикация информационных потоков приведена на рис. 1.

По отношению к логистическим операциям и функциям можно выде­лить элементарные, комплексные, ключевые и базисные информационные потоки. По отношению к логистической системе (или ее отдельным звеньям) информационные потоки делятся на:

• внутренние и внешние (соответственно циркулирующие внутри логи­стической системы (или ее отдельного звена) или между логистической сис­темой и внешней средой);

• горизонтальные, относящиеся к одному уровню иерархии логис­тической системы, и вертикальные — от верхнего уровня логистического менеджмента к низшему;

• входные и выходные — по отношению к входу (выходу) логи­стической системы (или ее отдельного звена).

По виду носителей информации наиболее распространенными являют­ся потоки на бумажных носителях (документы), а при использовании компь­ютерных технологий обработки информации — на магнитных носителях (магнитных лентах, дисках), в виде электронных видеопрограмм и т. п.

 

 

Таблица I

Элементы информационных потоков

Группа информационных потоков Элементы информационных потоков
Информация о продукто­вых требованиях     Информация о ценах     Информация о процеду­рах заказов     Информация о доставке (поставке) готовой про­дукции потребителям Специфические требования индивидуальных покупателей и их групп Требования к продуктовому ассортимент;' Версии готовой продукции или стандарты конфигурации Качество готовой продукции и стандарты сервиса   Диапазон цен для конкурентных видов готовой продукции и продуктового ас­сортимента Условия контрактов или договоров поставки, относящиеся к ценам Дополнительные ценовые ограничения на услуги дистрибьюторов, объем поста­вок, страхование, упаковку, маркировку и т.п.   Требования наличия готовой продукции в определенных пунктах размещения ее запасов и торговых точках Объем заказов потребителей и спецификации продуктового ассортимента Минимальный объем заказа на готовую продукцию Процедура сбора заказов Коммуникационные каналы для сбора заказов Спецификации и частота заказов Процедура возврата заказа   Длительность цикла выполнения заказа Частота поставки заказанных партий готовой продукции Требования к выполнению заказа в полном объеме Требования к процедуре получения заказов потребителями Процедура возврата заказа Требования к качеству доставки Требования к предпродажному и послепродажному сервису

Информационные потоки, характеризующие решения в дистрибьюции, можно разделить, в свою очередь, на две большие группы: потоки, характе­ризующие временные условия операций в распределительной сети, и потоки, отражающие точность и достоверность данных. Информация, уменьшающая неопределенность временных параметров дистрибьюции, включает данные о цикле выполнения заказа (время получения и обработки заказа, формирова­ния отправки на выбранный пункт размещения запасов, время диспетчериза­ции, мониторинга и т. д.). Временные параметры транспортировки связаны с выбором схемы доставки, вида транспорта, маршрута, мониторинга транс­портировки и т. п. Наконец, длительность цикла получения заказа включает информацию о пункте назначения и времени прибытия груза, времени по­грузки-разгрузки, оформления документов и т. п. Информационные потоки, связанные с уменьшением неопределенности других параметров дистрибью­ции, учитывают условия поставки, количественные и качественные парамет­ры выполняемых заказов, требования полноты, точности и достоверности информации при управлении запасами.

Проанализированные информационные потоки для одной функции

логистического менеджмента — планирования и одной логистической функции — управления запасами уже дают представление о сложности, многообразии и большой размерности информационных потоков в логистической системе.

 

2. Информационные системы в логистике

Разнообразные информационные потоки, циркулирующие внутри и между элементами логистической системы, между логистической системой и внешней средой, образуют своеобразную логистическую информационную систему (ЛИС), которая может быть определена как интерактивная структу­ра, включающая персонал, оборудование и процедуры (технологии), которые объединены информационным потоком, используемым логистическим ме­неджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функ­ционирования логистической системы. В основании функциональной «пирамиды» логистической ин­формационной системы лежит система операций между звеньями логистиче­ской системы, определяющая взаимоотношения между функциональными подразделениями фирмы (в плане реализации логистических функций), логи­стическими посредниками и потребителями продукции фирмы. На схеме от­ражены только ключевые функции, связанные со вторым уровнем информа­ционных процедур контроля и учета. Указанные два функциональных уровня логистической информационной системы обычно непосредственно связаны с системой дистрибьюции готовой продукции фирмы, в частности с деятельно­стью центров распределения. На уровне анализа логистические региональные или административные менеджеры фирмы в основном используют информа­цию в тактических целях для маркетинга, прогнозирования финансовых и операционных производственных показателей. Наконец, на верхнем стра­тегическом уровне логистика определяет стратегию менеджмента и связана со стратегическим корпоративным планированием и миссией фирмы.

 

3. Виды информационных систем

Характеристики системных уровней функциональной структуры логи­стической информационной системы связаны с достижением определенных стратегических и тактических целей фирмы и конкурентных преимуществ, что отражено в табл. 2. Таблица характеризует развитие логистической ин­формационной системы и получение на этой основе конкурентных преиму­ществ за счет повышения качества продукции (сервиса) и снижения логисти­ческих издержек.

Таблица 2 Взаимодействие системных характеристик логистической

информационной системы, целей фирмы и конкурен тны х преимуществ

Уровень функцио­нальной структуры Системные характеристики уровня Цели фирмы и конку­рентные преимущества
Стратегическое планирование Высокий уровень риска Экстенсивные решения преимуществ Достижение конку­рентных альтернатив
Анализ и принятие решений Вычислительные аспекты анализа и проце­дур принятия решений Экспертиза и обучение основных пользова­телей Концентрация на наиболее эффективных действиях. Оптимизация Идентификация и оп­ределение конкурент­ных альтернатив
Контроль и учет Создание систем контроля и мониторинга Отслеживание обратной связи для совершен­ствования решений в логистическом ме­неджменте Ориентация на потребителей Оценка конкурентных позиций фирмы и по­тенциальных сфер улучшения бизнеса
Операции Высокие затраты на техническое и про­граммное обеспечение Структурированная подготовка отдельных категорий пользователей Концентрация на наиболее эффективных операциях Конкурентная квали­фикация

 

В организационной структуре логистической информационной систе­мы в качестве одной из основных подсистем выделена подсистема управле­ния процедурами заказов, что обусловлено непосредственным контактом этой подсистемы с потребителями в процессах обработки и выполнения зака­зов. Большое значение в этой подсистеме имеет использование концепции «электронного обмена данными» и основанных на ней стандартов EDI.

Подсистема научных исследований и связи отражает влияние внешней и внутренней среды фирмы на процесс логистического менеджмента и осу­ществляет взаимодействие между звеньями логистической системы и функ­циями управления за счет:

• интеграции логистического планирования с корпоративным планированием;

• взаимодействия логистического менеджмента с другими кор­поративными функциями;

• стратегических установок для организационной структуры логистиче­ской системы и персонала;

• интеграции информационных технологий;

• подготовки или покупки технологических решений и использования
посредников;

• адаптации к условиям фирмы форм логистических цепей, каналов и
сетей, а также функций управления;

• акцентирования на производительности и качестве услуг в логистике.

Рассматриваемая подсистема играет важную роль в отражении измене­ний и требований как внешней, так и внутренней среды фирмы. Логистиче­ский менеджер может использовать эту подсистему для сканирования микро- и макросреды фирмы четырьмя способами:

1) косвенным рассмотрением на основе общего анализа получаемой
информации, когда нет определенной заданной цели;

2) прямым рассмотрением, когда информация о внешней и внутренней
среде фирмы активно анализируется с заранее сформулированной целью;

3) неформальным исследованием относительно ограниченных и не­
структурированных данных;

4) формальным исследованием с использованием заранее состав­
ленного плана, процедур и методов обработки и анализа получаемой информации.

Для оптимизации результатов оценивания влияния внешней и внутрен­ней среды фирмы на поведение логистической системы логистический ме­неджер должен использовать ключевые информационные источники подсис­темы в процессе мониторинга. Здесь необходимо учитывать два аспекта. Во-первых, использование информации персоналом фирмы для оценки эффек­тивности своих логистических решений. Например, бухгалтерская информа­ция или информация о ценах на готовую продукцию конкурентов может дать исчерпывающий ответ об эффективности менеджмента; информация о раз­мерах грузовых отправок может быть использована транспортными подраз­делениями фирмы и т. д. Во-вторых, логистические партнеры фирмы, такие, как поставщики материальных ресурсов, торговые посредники, перевозчики и потребители готовой продукции также могут использовать информацию подсистемы для улучшения координации и снижения собственных затрат. Важное место в рассматриваемой подсистеме принадлежит прогнозирова­нию, и в частности, таких его аспектов, как сбор исходной информации, оценка точности, достоверности, использование наиболее эффективных ме­тодов прогнозирования.

Третьим компонентом логистической информационной системы явля­ется подсистема поддержки логистических решений,которая представляет собой интерактивную компьютерную информационную систему, включаю­щую базы данных и аналитические модели, реализующие, как правило, оп­тимизационные задачи, возникающие в процессе логистического менедж­мента. Подсистема формирует, обновляет и поддерживает различно структу­рированные централизованные и распределенные базы данных для четырех основных типов файлов:

• базисных файлов, содержащих внешнюю и внутреннюю информа­цию, необходимую для принятия логистических решений;

• критических факторов, определяющих главные действия, цели и ограничения при принятии решений;

• политики/параметров, содержащих основные логистические операционные процедуры для ключевых областей;

• файлов решений, хранящих информацию о предыдущих (периодических) решениях для различных логистических функций.

В данной подсистеме используется большое число экономико-математических моделей и методов (в частности, прогнозирования) для поддержки решений, принимаемых логистическим менеджментом. Все эти мо­дели и методы можно разделить на три основных класса: оптимизационные, эвристические и имитационные. Оптимизационные модели принятия реше­ний основаны на методах операционного исчисления: программирования (линейного, нелинейного, динамического, стохастического, целочисленного), математической статистики (корреляционно-регрессионный анализ, теория случайных процессов, теория идентификации, теория статистических моде­лей принятия решений и т. п.), вариационного исчисления, оптимального управления, теории массового обслуживания, графов, расписаний и т. д. Са­мо перечисление оптимизационных задач, решаемых с помощью инфор­мационно-компьютерной поддержки, заняло бы достаточно много места. В частности, для различных логистических функций можно указать следующие задачи:

• оптимальная диспетчеризация в производстве, транспортировке, грузопереработке;

• оптимальное размещение объектов в производстве, распределении,
складировании;

• построение оптимальных логистических цепей, каналов, сетей;

• построение оптимальной организационной структуры логистической
системы;

• оптимальная маршрутизация;

• определение оптимальной длительности составляющих логистических циклов;

• оптимизация процедур сбора, обработки и выполнения заказов;

• оптимизация параметров систем управления запасами;

• оптимальный выбор перевозчика, экспедитора, поставщика и т. д.

В рассматриваемой подсистеме широко применяются интерактивные (диалоговые) процедуры информационной поддержки принятия решений ло­гистическим менеджментом фирм.










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: