Выбор вида транспортного средства. Основные недостатки и преимущества автомобильного, водного, железнодорожного и воздушного видов транспорта

Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.

Автомобильный транспорт. Используется для перевозок на короткие расстояния. Преимущество – высокая маневренность, груз может доставляться «от дверей до дверей» с необходимой степенью срочности, обеспечивает регулярность поставки, а также возможность поставки малыми партиями.

Недостатки – высокая себестоимость перевозок, плата за которые взимается по максимальной грузоподъемности автомобиля, срочность разгрузки, возможность хищения груза и угона транспорта, сравнительно малая грузоподъемность, экологически неблагоприятен. 

Железнодорожный транспорт. Хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов различных партий грузов при любых погодных условиях, сравнительно быстрая доставка груза на большие расстояния. Перевозки регулярны, можно эффективно организовать выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

Преимущества – невысокая себестоимость перевозки грузов, наличие скидок.

 Недостатки – ограниченное количество перевозчиков, низкая возможность доставки к пунктам потребления, должен дополняться при отсутствии подъездных путей автомобильным транспортом.

Морской транспорт. Я вляется самым крупным перевозчиком в международных перевозках, основные преимущества – низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность. Недостатки – низкая скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малая частота отправок. Морской транспорт зависит от погодных и навигационных условий и требует создания сложной портовой инфраструктуры.  

Внутренний водный транспорт. Здесь низкие грузовые тарифы. При перевозках грузов более 100 т на расстояние более 250 км этот вид транспорта – самый дешевый. Недостатки – низкая скорость и низкая доступность в географическом плане, обусловленная ограничениями, которые накладывают конфигурация водных путей..., неравномерность глубин и меняющиеся навигационные условия.

Воздушный транспорт. Основные преимущества – наивысшая скорость, возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов.

 Недостатки – высокие грузовые тарифы и зависимость от метеоусловий, которая снижает надежность соблюдения графика поставки.

 Трубопроводный транспорт. Обеспечивает низкую себестоимость при высокой пропускной способности. Степень сохранности вузов на этом виде транспорта высока.

Недостаток – узкая номенклатура подлежащих транспортировке грузов (жидкости, газы, эмульсии).

Оценка различных видов транспорта общего

 пользования в разрезе факторов, влияющих на выбор транспорта

 

Вид транспорта

Факторы, влияющие на выбор вида транспорта

Время достав-ки Частота отправления Надежность соблюдения графика доставки груза Способность перевозить разные грузы Способность доставить груз в любую точку территории Стоимость перевозки
Железнодорожный 3 4 3 2 2 3
Водный 4 5 4 1 4 1
Автомобильный 2 2 2 3 1 4
Трубопроводный 5 1 1 5 5 2
воздушный 1 3 5 4 3 5

Единице соответствует наилучшее значение. При выборе транспорта принимают во внимание:

-надежность соблюдения графика доставки;

-время доставки

-стоимость перевозки.

Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов, включающие в себя:

-платы, взыскиваемые за перевозку грузов:

сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;

-правила исчисления плат и сборов. На железнодорожном транспорт е для определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы.

Льготные тарифы – основной вид тарифов, с их помощью определяется стоимость перевозки основной массы грузов.

Исключительные тарифы – устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок и скидок, могут быть повышенными или пониженными, распространяются лишь на конкретные грузы.

Льготные тарифы – при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог.

Местные тарифы – устанавливают начальники отдельных железных дорог. Кроме провозной платы железная дорога взимает сборы за дополнительные услуги – хранение, взвешивание и ли проверку веса груза, за подачу или уборку вагонов, их дезинсекцию, экспедирование грузов, погрузочно-разгрузочные работы, и др. операции.

Размер платы при перевозке грузов зависит от факторов:

-Вид отправки – груз может быть отправлен повагонной, контейнерной, малотоннажной – весом до 25 т и объемом до полувагона, и мелкой отправкой – весом до 10 т и объемом до 1/3 вместимости вагона.

-скорость перевозки – груз может перевозиться грузовой, большой или пассажирской скоростью, по нему определяется, сколько км должен проходить груз.

-расстояние перевозки – плата может взиматься за расстояние по кратчайшему направлению, так называемое тарифное расстояние при перевозках грузов грузовой или большой скоростью, либо за действительно пройденное расстояние – в случае перевозки негабаритных грузов или перевозки грузов пассажирской скоростью.

- Тип вагона – в котором осуществляется перевозка груза. Груз может перевозиться в универсальных, специализированных или изотермических вагонах, в цистернах или на платформах. Размер провозной платы в каждом случае будет различным.

- Принадлежность вагона или контейнера – вагон, платформа или контейнер могут принадлежать железной дороге, быть собственностью грузополучателя или грузоотправителя.

- количество перевозимого груза – также влияет на стоимость перевозки.

На автомобильном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют следующие виды тарифов:

-сдельные тарифы на перевозку грузов;

-тарифы на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов;

-тарифы на повременное пользование грузовыми автомобилями;

-тарифы из покилометрового расчета;

-тарифы за перегон подвижного состава;

-договорные тарифы.

На размер тарифной платы влияют следующие факторы:

-расстояние перевозки;

-масса груза;

-объемный вес груза, характеризующий возможность использования грузоподъемности автомобиля;

-грузоподъемность автомобиля;

-общий пробег;

-время использования автомобиля;

-тип автомобиля;

-район, в котором осуществляется перевозка, и др.

На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и услуги, определяются пароходствами самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка. В основу расчета тарифа закладывается себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в действие, а также предельный уровень рентабельности, установленный действующим законодательством.

 На морском транспорте оплата за перевозку грузов осуществляется либо по тарифу, либо по фрахтовой ставке. Если груз следует по направлению устойчивого грузопотока, то перевозка осуществляется системой линейного судоходства. При этом груз движется по расписанию и оплачивается по объявленному тарифу. Если работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки – выгрузки, не ограничена определенным видом груза, то перевозка оплачивается по фрахтовой ставке.

 

Основные вопросы:

1. Сущность и задачи транспортной логистики.

2. Выбор вида транспортного средства.

3. Транспортные тарифы и правила их применения.

4. Основные недостатки и преимущества водного, воздушного, автомобильного и железнодорожного транспорта.

Литература

1. А. М. Гаджинский. Логистика. М., 1999г.

2. Логистика. Учеб пособие/ под ред. Б.А. Аникина., М., 1997г.

3. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Транспортная логистика, М. 1996г.

4. Неруш М.Ю. Коммерческая логистика.М., 1997.

5. Промышленная логистика, СПб., 1994.

6. Костоглодов Д.Д., Харисова л.М. Распределительная логистика М., 1997г.

7. Логистика товародвижения. М., 1998


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: