Использование в логистике технологии автоматических идентификаций, штриховых кодов

В условиях быстро возрастающего применения компьютерной техники во всех отраслях деятельности трудно преуменьшить роль штрихового коди­рования в повышении эффективности производства, торговли, транспорта, банковского дела. В западных странах практически вся торговля основана на штриховых кодах. На 99% производимых в них товарах наносится штрихо­вой код. При его отсутствии торговля не принимает товар от производителя либо делает это с большой скидкой (30-40% и более). Такие действия объяс­няются тем, что штриховое кодирование товаров экономически оправдано, когда охватывает не менее 85% товаров. По сути дела, штриховой код — способ введения информации в ЭВМ, с помощью которого объект можно быстро «узнать» и передать информацию о нем в компьютер. Рассмотрим коротко, как это происходит в торговле.

Магазин получает по электронным каналам от поставщика информацию о товаре (его размер, вес, цвет и т.д.). Сообщается также код. На складе при помощи лазерного считывателя происходит учет товаров по их пара­метрам и количеству. Такому же электронному учету подвергаются товары при их поступлении в магазин и продаже. Все это выполняется ЭВМ мгно­венно. Появляется возможность практически одномоментно следить за состо­янием спроса, потребительскими предпочтениями, динамикой и изменения­ми структуры наличия товаров.

Магазин любых размеров может сокращать до минимума текущие за­траты на реализацию товаров при соблюдении их необходимого ассортимен­та, своевременно заказывать и пополнять товары. В условиях дефицитного рынка ни торговля, ни производство у нас не заинтересованы в системах ко­дирования — это для них лишь дополнительные хлопоты и денежные затра­ты. Но с точки зрения перспектив применение таких систем неизбежно и технологически не просто оправдано, но очень выгодно. А если иметь в виду экспортную деятельность отечественных производителей, то применение штрихового кодирования уже в настоящее время стало насущной необходи­мостью, одним из основных условий их коммерческого успеха на внешних рынках.

В 1977 г. создана Европейская ассоциация пользователей системы идентификации товаров, объединяющая пользователей систем штрихового кодирования товаров. Каждой стране предоставляется свой номер и 13-значный код. В марте 1991 г. в бывшем СССР была создана ассоциация ЮНИСКАН, специализирующаяся в области автоматической идентифика­ции. Предприятие имеет возможность, зарегистрировавшись в ассоциации, приобрести индивидуальный код (присвоение кода в 1991 г. стоило 300 долл.). Это означает, что изделие становится «легальным», оно входит в Ми­ровую информационную систему, что, помимо иных преимуществ, резко снижает риск пиратских подделок или нарушений прав промышленного соб­ственника.

Маркировка грузовых пакетов

Неразрывной частью стратегии проектирования и использования упа­ковки является маркировка товаров с применением этикеток, ярлыков, штри­хового кодирования и тому подобных средств. Они могут иметь вид незамы­словатой бирки, прикрепленной к товару, или сплошной графической компо­зиции, являющейся неотъемлемой частью упаковки. На этикетке может быть только марочное название товара либо большой объем информации о нем. Даже если производитель предпочитает простую этикетку, закон может по­требовать размещения на ней дополнительной информации.

При перевозке грузовых пакетов используют инструкция по маркиров­ке. Инструкция по маркировке - документ, в котором излагаются требования к маркировке поставляемого товара покупателю, необходимые надписи, изо­бражения и условные обозначения, помещенные на упаковке, бирках или на отгружаемом товаре, необходимые для надлежащей перевозки и сдачи груза покупателю. Маркировка должна содержать:

• обозначения, необходимые для адресата-получателя груза: наименование грузополучателя и грузоотправителя (или замещающие их условные
знаки), вес нетто и брутто, номер контракта и наряда, номер данного места в
партии. Это товарная маркировка;

" сведения, необходимые транспортной организации, перевозящей груз: наименование пунктов отправления и назначения, маршрут при пере­грузках - грузовая маркировка;

• обозначения, необходимые во время перевозки: номера вагона и лю­ков, номер транса, название судна и т д. Эти обозначения делаются транс­
портной организацией и называются транспортной маркировкой;

• обозначения, указывающие, как надо обращаться с товаром во время
его перевозки, погрузочно-разгрузочных работ, хранения в пути, такие как:
"не кантовать", "боится сырости", "боится света", "боится холода", "боится
тепла", "верх", "осторожно, стекло", "жидкость", "здесь открывать", "здесь
поднимать", "крючками не брать". Такая маркировка называется специаль­ной.

Маркировка должна содержать указание страны происхождения -товара и соответствовать требованиям таможни в отношении размера надпи­сей и их написания.

Основные вопросы:

1. Информационные потоки в логистике

2. Информационные системы в логистике.

3. Виды информационных систем.

4. Принципы построения информационных систем в логистике.

5. Информационные технологии в логистике.

6. Использование в логистике технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов.

7.Маркировка грузового пакета.








Список использованной литературы

1. Новиков О.А., Уваров С.А. Коммерческая логистика: Учебное пособие.
СПб.: СПбУЭиФ, 1995.

2. Гаджинский А. М. Основы логистики: Учебное пособие. —- М.: Марке­
тинг, 1995.

3. Залманова М. Е. Логистика: Учебное пособие. —■ Саратов: СГТУ 1995.

4. Маркетинг / Под ред. А.Н.Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,
1996.

5. Неруш Ю. М. Коммерческая логистика: Учебник для вузов, — М:
ЮНИТИ, 1997.

6. Основы логистики / Под ред. Л.Б.Миротина и В.И.Сергеева. - М.:
ИНФРА-М, 2000.

7. Плоткин Б. К. Основы теории и практики логистики: Методические ука­зания. — СПб.: СПбГУЭФ, 1996.

 

Тема 12. Запасы в логистике

1. Понятие материального запаса. Необходимость создания материальных запасов. Виды материальных запасов

2. Нормирование запасов. Системы контроля за состоянием запасов.

3. Определение оптимального объема заказываемой партии.

 

Запас начал рассматриваться как форма существования материального потока, часть этого материального потока, имеющая свои границы в пространстве и во времени.

Запасы играют важную роль в деятельности предприятия, поскольку их величина оказывает непосредственное влияние на результаты его работы. Исторически логистика рассматривалась как практическая деятельность по управления материальными потоками, только потом она оформилась в самостоятельную отрасль научного знания.

Материальные запасы – это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс личного или производственного потребления.

Создание запасов связано с затратами:

-замороженные финансовые средства,

-расходы на содержание специально оборудованных помещений;

-оплата труда специального персонала;

-постоянный риск порчи, хищения.

Отсутствие запасов также связано с расходами, выраженными в форме потерь:

-потери от простоя производства;

-потери от отсутствия о товара на складе в момент предъявления спроса;

-потери от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам и др.

Основные мотивы создания запасов:

-Возможность колебания спроса – при повышении спроса нет запаса товара;

-Сезонные колебания спроса некоторых видов товаров – на сельхозпродукцию;

-скидки за покупку крупной партии товаров также причина запасов;

-Спекуляция – предприятие получает прибыль за счет изменения цены;

-Снижение издержек, связанных с размещением и доставкой заказа.

 

1. Понятие материального потока.

2. Принципиальная схема материального потока.

3. Виды материальных потоков.

4. Классификация материальных потоков.

5. Логистические операции.

6.Классификация логистических операций

 

Литература

1. А. М. Гаджинский. Логистика. М., 1999г.

2. Логистика. Учеб пособие/ под ред. Б.А. Аникина., М., 1997г.

3. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Транспортная логистика, М. 1996г.

4. Неруш М.Ю. Коммерческая логистика.М., 1997.

5. Промышленная логистика, СПб., 1994.

6. Костоглодов Д.Д., Харисова л.М. Распределительная логистика М., 1997г.

7. Логистика товародвижения. М., 1998г

 

Тема 13,14. Складская логистика

 

1. Склады, их определение и виды. Функции складов. Краткая  

характеристика складских операций

2. Грузовая единица как элемент логистики. Базовый модуль и его  

размеры.

3. Методы пакетирования грузовых единиц

 

Склад – здание, сооружение, устройство, предназначенное для приемки и хранения различных материальных ценностей, подготовки их к производственному потреблению и бесперебойному снабжению ими потребителей.

1. По характеру деятельности склады бывают материальные (снабженческие), внутрипроизводственные (межцеховые и внутрицеховые), сбытовые.

2. по виду и характеру хранимых материалов – универсальные, специализированные

3. по типу здания, конструкции – закрытые, полузакрытые, открытые, специальные

4. по месту расположения и масштабу действия – центральные, участковые, прицеховые

5. по степени огнестойкости – несгораемые, трудносгораемые, сгораемые

Функции склада:

-преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом

-складирование и хранение

-унитизация и транспортировка грузов

-предоставление услуг

вид складирования предполагает выбор технологического оборудования, на котором складируется груз, и форму размещения его в пространстве складского помещения. На выбор оказывает влияние: складская площадь, высота склада, используемый товароноситель, объемы партий поставки, особенности комиссионирования груза, свободный доступ к товару, условия хранения товара, широта ассортимента товара, простота обслуживания и капитальные затраты.

Виды складирования:

-складирование в штабеле блоками

складирование в полочных стеллажах до 6 мм

складирование в высотных стеллажах

складирование в передвижных стеллажах

-складирование в проходных стеллажах

складирование в элеваторных стеллажах 

Оптимальная система складирования предопределяет рациональность технологического процесса на складе. Основным условием здесь является минимальное количество операций по переработке груза. Поэтому огромное значение имеет выбор оптимального вида и размеров товароносителя, на котором формируется складская грузовая единица. Такими товароносителями могут быть стоечные, сетчатые, ящичные, плоские поддоны и полуподдоны, а также кассеты, ящики для мелких грузов и.д.

Складской товароноситель увязывает между собой номенклатуру перерабатываемого груза, внешние и внутренние материальные потоки и все элементы системы. На выбор товароносителя влияют:

-вид и размер упаковки и транспортной тары

- система комплектации заказа;

- -оборачиваемость товара

- применяемое технологическое оборудование для складирования груза

- -особенности подъемно-транспортных машин и механизмов, обслуживающих склад.

Основные вопросы:

1. Склады, их определение и виды.

2. Функции складов.

3. Краткая характеристика складских операций.

4. Грузовая единица как элемент логистики.

5. Базовый модуль и его размеры.

6. Методы пакетирования грузовых единиц.

Литература

1. А. М. Гаджинский. Логистика. М., 1999г.

2. Логистика. Учеб пособие/ под ред. Б.А. Аникина., М., 1997г.

3. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Транспортная логистика, М. 1996г.

4. Неруш М.Ю. Коммерческая логистика.М., 1997.

5. Промышленная логистика, СПб., 1994.

6. Костоглодов Д.Д., Харисова л.М. Распределительная логистика М., 1997г.

7. Логистика товародвижения. М., 1998г

 

Тема 15. Сервис в логистике







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: