На основе проведенного анализа организации трудового процесса в транспортно-экспедиционной компании ООО «Продрезерв-М» было выявлено, что в компании имеется большой резерв в данной области, в компании имеются большие потери рабочего времени, несовершенные условия труда и рабочие места, а также нерациональное разделение и кооперация труда. Данные процессы очень сильно влияют на производительность труда и конечный экономический результат компании.
Задача создания организации трудового процесса является одной из основных задач по организации деятельности всей компании и заключается в рациональном использовании имеющихся у организации нематериальных ресурсов.
Для решения данной задачи, отвечающей поставленной цели предлагается провести ряд мероприятий по улучшению организации труда и использованию рабочего времени.
Проводимые мероприятия в целях улучшения организации труда должны быть направлены на:
- Трудовой процесс и его структуру
- Использование рабочего времени
- Разделение и кооперацию труда по должностям
- Организацию рабочих мест и условия труда
- Обслуживание рабочих мест
Составлен следующий план мероприятий по улучшению использования рабочего времени и организации труда (таблица 16)
Таблица 16
План мероприятий по улучшению использования рабочего времени и организации труда
| № п/п | Наименование мероприятия | Срок внедрения | Затраты | Ответ-ственный | Срок внедрения | Ожидаемый эффект мероприятия на конец периода |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| 1. | Введение гибкого графика рабочего времени | I квартал 2008 г. (1 марта) | 2 000 руб. | Менеджер по персоналу | 1 год | Снижение потерь рабочего времени по вине работников на 8,81% от общего рабочего времени |
| 2. | Совершенствование рабочих мест в офисных помещениях | I квартал 2008 г. (1 марта) | 600 000 руб. | Технический директор | 1 год | Снижение организационно-технических потерь рабочего времени на 2,08% от общего использования рабочего времени. |
| 3. | Введение в эксплуатацию программного обеспечения 1 «С» предприятие | I квартал 2008 г. (1 марта) | 50 000 руб. | Технический директор | 1 год | |
| 4. | Разработка должностных инструкций | I квартал 2008 г. (1 марта) | Денежные затраты не предусмотрены | Менеджер по персоналу | 1 год |
Подробное описание проведения предложенных мероприятий представлено следующим образом:
I. Введение гибкого графика рабочего времени
Все работники обязаны следовать ниже указанному графику (согласно табл. 17):
Таблица 17
График рабочего времени в ООО «Продрезерв-М» (по местному времени)
| № Подразделение | Должность | Длит. раб. смены | Начало работы | Обед | Окончание работы | |
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
| 1. Администрация | Генеральный директор | Не нормируется | Не нормируется | Не нормируется | Не нормируется | |
| Заместитель Генерального Директора по БДД | От 8 | 9-10.00 | 40 минут в период 12.30-16.00 | Не ранее 18.00 | ||
| Коммерческий директор | От 8 | 9-10.00 | 40 минут в период 12.30-16.00 | Не ранее 18.00 | ||
| Технический директор | От 8 | 9-10.00 | 40 минут в период 12.30-16.00 | Не ранее 18.00 | ||
| Заместитель генерального директора | От 8 | 9-10.00 | 40 минут в период 12.30-16.00 | Не ранее 18.00 | ||
| 2. Секретариат | Курьер | 8 | 9.00 | 60 минут в период 13.00-15.00 | 18.00 | |
| 3. Бухгалтерия | ||||||
| Финансовый директор, Главный бухгалтер | От 8 | 9-10.00 | 40 минут в период 12.30-16.00 | Не ранее 18.00 | ||
| Бухгалтер | 8 | 9.00-9.30 | 60 минут в период 12.30-16.00 | Не ранее 18.00 | ||
| 4. Юридический отдел | Юрист | 8 | 9.00-9.30 | 60 минут в период 12.30-16.00 | Не ранее 18.00 | |
|
| ||||||
| Продолжение таблицы 17 | ||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
| 5. Транспортный отдел
| Начальник отдела контейнерных перевозок | От 8 | 9-10.00 | 40 минут в период 12.30-16.00 | Не ранее 18.00 | |
| Заместитель начальника отдела контейнерных перевозок | От 8 | 9-10.00 | 40 минут в период 12.30-16.00 | Не ранее 18.00 | ||
| Руководитель отдела международных перевозок | От 8 | 9-10.00 | 40 минут в период 12.30-16.00 | Не ранее 18.00 | ||
| Менеджер по транспорту, Координатор по транспорту | 8 | 9.00-9.30 | 40 минут в период 12.30-16.00 | Не ранее 18.00 | ||
| Менеджер по ВЭД | 8 | 9.00-9.30 | 40 минут в период 12.30-16.00 | Не ранее 18.00 | ||
| Менеджер по логистике | 8 | 9.00-9.30 | 40 минут в период 12.30-16.00 | Не ранее 18.00 | ||
| Менеджер по работе с корпоративными клиентами | 8 | 9.00-9.30 | 40 минут в период 12.30-16.00 | Не ранее 18.00 | ||
| 6. Автопарк | Водитель, Водитель-экспедитор | 12 в сутки, не превышая 40-часовой рабочей недели | Не нормируется (время начала работы согласовывается предварительно с транспортным отделом) | 40 минут каждые 5 часов | Не ранее 18.00 | |
| Слесарь, Механик | 8 | 9.00 | 60 минут в период 12.30-16.00 | 18.00 | ||
| Медициенский работник | 8 | 9.00 | 60 минут в период 12.30-16.00 | 18.00 | ||
| 7. Филиал г. Пермь | Директор | От 8 | 9-10.00 | 40 минут в период 12.30-16.00 | Не ранее 18.00 | |
| Бухгалтер | 8 | 9.00-9.30 | 60 минут в период 12.30-16.00 | Не ранее 18.00 | ||
| 8. Филиал г. Санкт-Петербург | Директор | От 8 | 9-10.00 | 40 минут в период 12.30-16.00 | Не ранее 18.00 | |
| Курьер | 8 | 9.00 | 60 минут в период 13.00-15.00 | 18.00 | ||
| 9. Филиал г. Самара | Директор | От 8 | 9-10.00 | 40 минут в период 12.30-16.00 | Не ранее 18.00 | |
| Координатор по транспорту | 8 | 9.00-9.30 | 60 минут в период 12.30-16.00 | Не ранее 18.00 | ||
| 10. Филиала г. Ростов-на-Дону | Директор | От 8 | 9-10.00 | 40 минут в период 12.30-16.00 | Не ранее 18.00 | |
| Менеджер по транспорту | 8 | 9.00-9.30 | 60 минут в период 12.30-16.00 | Не ранее 18.00 | ||
| 11. Представительство г. Нижний Новгород | Директор | От 8 | 9-10.00 | 40 минут в период 12.30-16.00 | Не ранее 18.00 | |
Регламентированные перерывы на отдых предоставляются с учетом утомления работников и падения работоспособности. Предлагается следующий порядок предоставления перерывов на отдых:
1. В период с 10.00 до 13.00 перерыв на отдых должен составлять не более 3 минут в конце каждого часа.
2. В период с 15.00 до 18.00 перерыв на отдых должен составлять не более 7 минут в конце каждого часа.
Общая продолжительность перерывов не должна превышать 30 минут за рабочую смену.
В случае нарушения графика работникам выносится выговор, либо, в случае многократных нарушений, работник лишается ежемесячного премиального вознаграждения.
На данное мероприятие рекомендуется выделить 2 000 рублей, которые включают в себя: 500 рублей – вознаграждение ответственному лицу за проведение мероприятия и 1 500 рублей на материалы для проведения данного мероприятия.
II. Совершенствование рабочих мест в офисных помещениях.
Для работников умственного труда рекомендуется рациональная организация рабочих мест по четырем показателям: планировка, освещение обслуживание рабочего места и оснащение
Планировка – рабочие места должны быть удобными и комфортными для умственной работы. Одно рабочее место должно занимать не менее 5 м2 пространства. Кресла должны быть мягкими с дополнительной регулировкой спинки.
Освещение. Необходимое искусственное освещение должно быть рассеянным непрямым светом, который не дает бликов на экране. При необходимости может быть установлено индивидуальное освещение на каждое рабочее место. Лампы искусственного света должны находиться слева от монитора. В летний период защита от прямых солнечных лучей осуществляется с помощью жалюзи.
Оснащение – рабочие места должны быть оснащены всеми необходимыми предметами труда. Каждое рабочее место должно быть оснащено ПК, телефоном и канцелярскими принадлежностями. По мере необходимости на каждые 20 м2 пространства должно присутствовать офисное оборудование: принтер, ксерокс, факс и прочее.
Обслуживание рабочих мест офисных работников – рабочие места работников офиса должны обслуживаться системным администратором и уборщицей.
а) Системный администратор обслуживает все рабочие места, оснащенные какими-либо техническими средствами, а именно где имеется ПК, телефон, ксерокс и т.д., в случае сбоя, поломки или внедрения новых технологий.
б) Уборщицей ежедневно проводится сухая и влажная уборка рабочих мест и всех помещений перед началом рабочего дня.
Совершенствование рабочих мест в офисных помещениях, где наблюдаются наибольшие потери рабочего времени, связанные организационно-техническими причинами, необходимо провести в транспортном отделе в целях снижения потерь и в бухгалтерии в целях укрепления работоспособности подразделения в области взаиморасчетов с контрагентами и взаимодействию с различными структурами государственного контроля.
Для определенных групп должностей необходимы либо новые технические средства, подлежащие замене, либо дополнительные с целью снижения потерь времени. В таблице 18 определен список рабочих мест по должностям, для которых необходимо дополнительное оснащение рабочих мест
Таблица 18
Перечень необходимых технических средств и дополнительной мебели на рабочие места ООО «Продрезерв-М»
| Отдел | Должность | Коли-чество рабочих мест | Необходимые компьютеры и оргтехника | Необходимая офисная мебель | ||
| Наименование | Цена | Наименование | Цена | |||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Транспортный отдел | Начальник контейнерных перевозок | 1 | Ноутбук Acer Aspire 5520G-1AG16MI (замена компьютера) | 30000 руб. | 1.Многофункциональный принтер. Плоттер HP DesignJet 130 <C7797C> A1+, 2400 dpi. – 2 единицы | 45000 руб. |
| Моб.тел.Samsung SGH-E360 (дополнительно) | 5000 руб. | |||||
| Зам. Нач. отдела контейнерных перевозок | 1 | Персональный компьютер 200 Silent PC (Intel Celeron 220 1200 МГц, ОЗУ – 1024 Мб – замена | 20000 руб. | |||
| Руководитель отдела международных перевозок | 1 | Ноутбук Acer Aspire 5520G-1AG16MI (замена компьютера) | 30000 руб. | 2.Архивный шкаф для документов – 5 единиц | 15000 руб. | |
| Моб.тел.Samsung SGH-E360 (дополнительно) | 5000 руб. | |||||
| Продолжение таблицы 18 | ||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Менеджер по транспорту, менеджер по логистике, координатор по транспорту, менеджер по ВЭД, Менеджер по работе с корпоративными клиентами | 10 | Персональный компьютер 200 Silent PC (Intel Celeron 220 1200 МГц, ОЗУ – 1024 Мб – замена | 20000 руб. | |||
| Бухгалтерия | Финансовый директор, Главный бухгалтер, Бухгалтер | 3 | Персональный компьютер Acer Aspire M5610*91.BSB77.R7R*(IntelCore2Duo-E4600(2.4GHz)/1024-G\320G\W-Lan\VHP. +установка многоуровневой защитой данных | 35000 руб. | Сейф с электронным приводом замка | 40000 руб. |
Общие затраты на дополнительное оснащение составят 600 000 рублей.
III Для рационального использования рабочего времени и снижения потерь рекомендуется внедрение нового программного обеспечения «1 «С» предприятие» с дальнейшим обслуживанием данной программы специалистом. Данная программа необходима для централизованного сопровождения деятельности предприятия и снижения организационно-технических потерь рабочего времени. Необходимые затраты на внедрение данного программного обеспечения составляют 50 000 рублей, что является среднерыночной ценой написания данной программы и обучения персонала для работы с ней.
IV. Разработка должностных инструкций
Для работников транспортного отдела рекомендуется рациональная разработка должностных инструкций по следующим должностям: Начальник отдела контейнерных перевозок, Заместитель начальника Контейнерных перевозок, Руководитель отдела международных перевозок, Менеджер по транспорту, Менеджер по ВЭД, Координатор по транспорту, Менеджер по логистике, Менеджер по работе с корпоративными клиентами.
В разработке и внедрении инструкций по указанным выше должностям должны принимать участие менеджер по персоналу, в качестве ответственного лица за данное мероприятие и руководитель транспортного отдела. В должностные инструкции должны быть включены: «общие положения», «функции», «должностные обязанности», «права, ответственность и взаимоотношения сторон».
В результате проведения данных мероприятий в ООО «Продрезерв-М» должны появиться следующие тенденции:
-снижение временных потерь, не связанных с трудовой деятельностью;
-снижение временных потерь, связанных с недостаточной оснащенностью рабочих мест;
-рациональное использование имеющихся резервов в области организации трудовой деятельности.
Необходимость реализации данных мероприятий обоснована расчетом экономической эффективности.
Так как возможный прирост производительности труда при устранении прямых потерь рабочего времени должен составить 16,07%, то годовой прирост объема оказываемых услуг составит
∆ОУ = ОУ ∙ (↑ОУ) – ОУ = 397 169 073 руб. ∙ 1,1607 – 397 169 073 руб. = 63 825 070 руб.
Доля условно-постоянно расходов составляет 20% - dупр.
Ожидаемая экономическая эффективность данных мероприятий выглядит следующим образом.
Э1 = ∆ ОУ ∙ dупр – Змер,
Где Змер – общие затраты на проведение мероприятий, которые составляют 652 000 руб.
Э1 = 63 825 070 руб. ∙ 0,2 – 652 000 руб. = 12 113 014 руб.






