Виды познавательной деятельности многообразны. Выделим наиболее значимые

А) Обыденное познание, осуществляемое в процессе обыденной, повседневной жизни. Результатом обыденного познания являются элементарные сведения о природе, человеке и обществе. Эти сведения подтверждаются жизненным опытом человека, они не отражают сущности явлений, часто фрагментарны.

Б) Художественное познание, осуществляемое в процессе создания и восприятия художественных образов – произведений искусства. Через художественные образы люди познают красоту и гармонию мира, учатся эмоциональному восприятию объектов.

В) Игровое познание, формами которого являются ритуальные действия, спортивные игры, деловые игры, в результате участия в которых человек получает определенные знания о действиях с объектами, о способах общения.

Г) Философское познание, целью которого является создание общих концепций существования мира и человека. Философское познание направлено на выработку у человека системы взглядов о мире в целом, обоснование смысла жизни, определение всеобщих принципов познания и преобразования мира.

Д) Религиозное познание, заключающееся в объяснении мира на основе веры в реальное существование сверхъестественных сил.

Е) Научное познание (исследование мира научными методами с целью получения истинного знания о законах его функционирования и развития).

В структуре познавательной деятельности выделяют три основных компонента: субъект познания, объект познания и средства познания.

Объектом познания является часть природы, на которую направлен познавательный интерес субъекта. Следует отличать понятие «объект познания» от понятия «объективная реальность», поскольку, во-первых, понятие объективная реальность отражает все явления, существующие вне и независимо от сознания субъекта, а объектом познания может стать только то явление объективной реальности, на которое направлен познавательный интерес субъекта. Во-вторых, в качестве объекта познания могут выступать также явления субъективной реальности, например, объектом психологии является психика человека, то есть мышление, эмоции, чувства, ориентации и другие идеальные явления.

Субъект познания – человек, обладающий познавательными способностями и участвующий в познавательной деятельности.

Человек как субъект познания использует в процессе познания биологические качества (слух, зрение, осязание и др.), психические качества (память, мышление, особенности восприятия и др.), социальные качества (идеалы, знания, нравственные свойства и др.)

Проблема: Активен или пассивен субъект в процессе познания? Подобен ли человек зеркалу, отражающему объективный мир, или он активно участвует в познавательном процессе?

Как было объяснено в предыдущей лекции, сознание не существует вне и независимо от субъекта, а знание представляет содержание сознания, поэтому знание и процесс его получения не могут существовать независимо от субъекта. Активность субъекта в познавательном процессе обусловлена тем, что он определяет цели познания; выбирает объект познания; выбирает методы познания и осуществляет оценку результатов познания. Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что субъект активно влияет на процесс познания, на содержание получаемых знаний.

Проблема влияния субъекта на процесс познания активно исследуется в феноменологии. Основатель феноменологии Э. Гуссерль (1859-1938), анализируя содержание сознания и особенности познания объектов человеком, вводит понятия «горизонт сознания» и «жизненный мир».

Горизонт сознания – содержание сознания, на «фоне» которого осуществляется познание объекта. Гуссерль различает «внутренний горизонт», под которым он понимает тот слой сознания, который непосредственно связан с познаваемым объектом; и «внешний горизонт», под которым он понимает более глубокие слои сознания, прошлый опыт субъекта, постепенно включаемый им в познавательный процесс.

Однако феноменологи считают, что не только наличное содержание сознания оказывает влияние на то, как объект воспринимается субъектом, то есть на смысл, составляющий ядро познаваемого объекта, но и повседневная обыденная жизнь человека, называемая Гуссерлем «жизненным миром».

Жизненный мир – это сфера «известного всем», «непосредственно-очевидное». Все, что составляет жизненный опыт человека, все, что проверено, апробировано им в разных житейских ситуациях включается Гуссерлем в содержание жизненного мира, который оказывает огромное влияние на научное познание объектов каждым конкретным человеком.

Особенности жизненного мира, под влиянием которого формируется горизонт сознания субъекта, создают определенное смысловое поле, в котором начинает существовать объект познания для человека. Психологией доказано, что в любом восприятии действительности человеком присутствует смысловой момент. Присутствие смыслового момента в восприятии объекта хорошо иллюстрирует знаменитая картинка, которую иногда называют «утко-кроликом» Л. Витгенштейна. Хотя проекция контура, изображенного на картинке, на сетчатке глаза остается постоянной, мы видим на рисунке то утку, то кролика в зависимости от того, какое значение придает сознание этой двусмысленной картинке.

Субъект познавательной деятельности, будь то отдельный ученый или сообщество ученых, является частью человеческой цивилизации, того или иного общества, нации, социального слоя, а поэтому ему свойственны определенная система социальных ценностей, в рамках которой и через призму которой осуществляется его творческая деятельность. К социальным ценностям относятся этические (добро, справедливость и т. п.), политические, мировоззренческие, эстетические и др., а ориентация на эти ценности является социальной ориентацией ученого. Социальная ориентация (социальная позиция) ориентирует ученого на отбор «важной», «существенной» информации в соответствии с личностно-общественными интересами. Такой выбор информации производится любым ученым в любой отрасли знания.

Ориентация на социальные ценности проявляется достаточно ярко при выборе проблематики исследований (для некоторых ученых это означает смену направления исследований). Главным стимулом научного поиска при этом выступают, прежде всего, вненаучные ценности. Так, предпочтение, отдаваемое ныне экологической проблематике, не в последнюю очередь определяется ценностными аспектами дела охраны природной среды. Ориентация на социальные ценности (то есть на то, что является предположительно наиболее полезным для общества в данный момент) во многом определяет развертывание работ в области атомной энергетики, компьютерной техники, освоения космоса, генной инженерии и других областях знания. С ценностной ориентацией исследований связан также вопрос о моральной ответственности ученых.

Обосновывая активность субъекта в познании, нельзя забывать, что субъект познания всегда детерминирован социальными условиями, психическими особенностями человека и особенностями его телесной организации. Эта детерминация вызывает ряд трудностей в осуществлении познания, которые были проанализированы в XVII веке английским философом Френсисом Бэконом (1561-1626).

Проблема: Что мешает процессу познания?

Ф. Бэкон определил четыре основные причины, мешающие получению истинного знания о действительности. Эти помехи познанию он назвал «идолами» (или «призраками»). Ф. Бэкон говорил о следующих четырех «идолах», связанных с особенностями познающего субъекта:

1. «Идолы» рода (несовершенство органов чувств, физиологическая ограниченность ума).

2. «Идолы» пещеры (индивидуальные недостатки, обусловленные воспитанием).

3. «Идолы» рынка (привычка некритически воспринимать чужое мнение).

4. «Идолы» театра (слепая вера в авторитеты).

Первый и второй виды трудностей Ф.Бэкон объясняет индивидуальными особенностями человека, третья и четвертая помехи познанию возникают у человека под влиянием других людей.

Проблема: Возможно ли получить в процессе научного познания истинное знание о мире?

В истории философии нет единого мнения по этой проблеме. Сложный характер процесса познания, отсутствие на каждом этапе познания адекватных методов получения нового знания породили особое направление в гносеологии – агностицизм.

Агностицизм – направление в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания сущности объектов действительности.

В истории философии агностицизм существовал в разных формах. Исторически первой формой агностицизма был скептицизм античных философов (Пиррон, Протагор (480-410 г.г до н.э.). Скептицизм базируется на утверждении, что о любом предмете можно высказать различное мнение, каждое из которых будет правильным для того, кто его высказал.

В Новое время агностицизм связан с субъективно-идеалистическим направлением в философии. Английские философы Дж.Беркли и Д. Юм (1711-1804) считали, что человек не может выйти за пределы своего восприятия мира, поскольку мир дан человеку только в его восприятиях (предметы – комплексы восприятий).

Своеобразное теоретическое обоснование слабости человеческого разума в его попытках получить достоверное знание о мире было дано немецким философом И. Кантом (1724-1804). Агностицизм Канта основан на утверждении, что человек может познать только то, как вещи являются ему, то есть внешние, данные в чувствах свойства и признаки предметов, а сущность вещей («вещь в себе») непознаваема.

В современной философии агностицизм существует в форме иррационализма (лат ratio – разум). Иррационализм антисциентисткой философии («философия жизни», экзистенциализм, персонализм и др.) связан с утверждением, что человек не может познать существующее научными средствами; мир человека не познается, а переживается. Ф. Ницше говорил, что научные понятия это фикции, непригодные для объяснения жизни.

Агностицизм в познании обусловлен следующими причинами:

1. Субъективизм процесса познания.

2. Сложность процесса познания.

3. Отсутствие абсолютного критерия истины полученного знания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: